18.02.2013 10:46

Тротуарно-дорожное

Девятибалльные пробки в Москве как-то плавно и ненавязчиво превратились в норму. Никто уже и не удивляется тому, что практически каждый вечер Яндекс советует ехать на метро. С утра до вечера столица стоит, кольца замыкаются, а все автомагистрали окутывает аура неиссякаемых выхлопных газов. Результат – налицо, точнее на карту состояния дорог.

Рассекая московские магистрали, я не могла не заметить некоторые очевидные вещи. У меня даже сложилось ощущение, что как только у человека в руках оказывается приятный на ощупь руль автомобиля, в голове выключается кнопочка, отвечающая за разумное поведение. Иными словами, пугающее большинство водителей водит машину в особом режиме «без мозга». И я сейчас даже не о хамстве и наплевательском отношении к окружающим, и даже не о стойком нежелании соблюдать правила дорожного движения, хотя — нет, обо всем этом сразу.

Почему-то практически все водители свято верят в то, что все эти правила придуманы исключительно с целью осложнить жизнь и облегчить кошелек. Возьмем, к примеру, правило, запрещающее выезжать на перекресток или пересечение проезжих частей, если образовался затор, который вынудит водителя остановиться, создав препятствие для движения транспортных средств в поперечном направлении. Вокруг только и слышно то, что причины многокилометровых московских пробок – это неправильно регулируемое движение, плохие дороги и общее количество автомобилей. Да, разумеется, это тоже не уменьшает трафик. Но несоблюдение этого простого правила увеличивает количество пробок раза в два. Тут нечего даже доказывать.


Неправильно припаркованный автомобиль мешает проезду трамвая.
Фото: Павел Чусовитин

Представьте себе улицу с пробкой и перекрестком. Видимо, у людей, оказавшихся в такой пробке, не хватает сил или желания следить за светофорами и ситуацией на перекрестке, они упрямо выкатываются на середину перекрестка, даже если таймер светофора отсчитывает последние секунды до включения запрещающего сигнала. Ведь как же так? На перпендикулярной улице еще нет пробки, надо ее обязательно создать, чтобы другие водители тоже мучились. И тоже злились. И тоже начинали вести себя довольно таки безрассудно. В итоге получается великолепный натюрморт из кучи машин, отчаянно пытающихся урвать лишний сантиметр пути, и пешеходов, обреченно лавирующих между автомобилями. А если какой-нибудь отчаянный посмеет соблюсти это правило и остановиться, то он получит полный набор гудков и проклятий со всех сторон. Все это свидетельствует явно не в пользу разумности людского рода.

Теперь немного о машинах скорой помощи, которые вообще-то спасают жизни. Даже сейчас, когда все вокруг кричат о том, что скорую пропускают все и всегда, на дорогах наблюдается одна и та же печальная картина – машина с мигалками отчаянно пытается пробиться вперед, но ее не пускают. А ведь она едет кого-то спасать. Или в ней кто-то умирает. Но автомобилистов это не касается, ведь там внутри кто-то другой. Я знаю историю о реальном человеке, который всегда гордился тем, что не пропускал скорые, говорил, в них тайно провозят не больных, а спешащих чиновников. И этот человек умер от сердечного приступа, не дождавшись скорой, застрявшей в пробке. Тут уже в пору поверить в карму.

А парковка – это вообще отдельный разговор. Вообразим обыкновенную двухполосную улицу, на которой могут свободно разъехаться два автомобиля, следующих в противоположных друг другу направлениях. В будний день любая такая улица превращается в чудесный паркинг, а для проезда остается настолько мало места, что протиснуться там может только один автомобиль, да и то с трудом. Но не забываем исходные условия: тут не одностороннее движение. Поэтому в течение всего дня несчастные водители пытаются разъехаться, царапая бамперы о сугробы, тротуары и другие автомобили. А поскольку европейская простота разбора ДТП нам пока недоступна, каждая такая притирка блокирует улицу на пару часов. Ведь сотрудники инспекции дорожного движения должны прорваться сквозь пробки, чтобы выписать заветную бумажку для страховой компании.

Да, тут виной всему отсутствие парковок, даже платных, и запрещающих парковку дорожных знаков, а также то, что люди не думают о неудобствах других. Ведь другие водители и пешеходы не виноваты в нехватке парковочных мест в Москве. А страдают именно они – водители, крадущиеся между сугробами и другими машинами в поисках пути, и пешеходы, пытающиеся прокладывать путь по бесконечной слякоти и льду.


Ежедневная московская пробка.
Фото: Александр Казаков

Я неоднократно наблюдала чудесное перевоплощение: водитель, проезжающий по узкой улице и ругающийся в окно на неправильно припаркованные автомобили, заметив свободное где-нибудь посередине дороги МЕСТО, паркуется, выходит, и начинает ругать припарковавшиеся автомобили с позиции пешехода. Удивительно, получается три в одном за одну минуту: обиженный водитель, хамский водитель, несчастный пешеход. А на самом деле просто дурак, коих у нас и так слишком много. Вот и яркая иллюстрация всем известной поговорки про две беды.

А парковка на трамвайных путях? На узких столичных улочках, оснащенных этим удобным общественным транспортом, ежедневно наблюдается картина маслом: эгоистичный водитель оставляет филейную часть своего автомобиля прямёхонько на рельсах, включает аварийку и уходит по делам. И тут запускается цепная реакция: трамвай не может проехать и выбивается из графика, пассажиры ждут, машины, следующие за трамваем, останавливаются, образуется затор, и все начинают неистово бибикать. Получается, что из-за одного человека страдают все люди, находящиеся на этой улице: пассажиры, которые куда-то спешат и опаздывают, водитель трамвая, который ничего не может сделать, но при этом получает кучу проклятий в свой невинный адрес, люди, живущие и работающие в зданиях на этой улице, которые вынуждены слушать незатихающий ансамбль клаксонов и ругани. А виновник торжества как бы и ни при чем – он же включил волшебный индикатор аварийной остановки, который на удивление редко используется по его прямому назначению – предупреждать об экстренной или аварийной ситуации, а не о нежелании водителя искать подходящее место для парковки своего железного коня.

Нежелание водителей использовать индикаторы, имеющиеся в автомобиле, по назначению просто поражает. Многие жалуются на то, что на дорогах их никто не пропускает. Но и тут дело вовсе не во вредности окружающих. Люди просто забыли, что есть прекрасная вещь – поворотник. Стоит только его включить, и водители вокруг превратятся в добряков и сразу пропустят, прямо как по мановению волшебной палочки. Ведь очень сложно одновременно вести машину и думать о том, что же происходит в головах окружающих автомобилистов. А точно предугадать их направление без индикатора поворота- вообще невозможно.


Пробка из трамваев на одной из московских улиц
Фото: Виктор Поляков

Еще я заметила крутящееся в народе убеждение о том, что все владельцы авто – по умолчанию мерзкие типы, познавшие темную сторону силы. А пешеходы – несчастные страдальцы. Отчасти соглашусь, ведь водитель создает или принимает на себя все невзгоды сурового внешнего мира, сидя в уютном кресле. А пешеход страдает в компании луж, льда и слякоти. Но и они не святые. Разве можно назвать разумным выпрыгивание на проезжую часть из-за припаркованного грузовика в кромешной тьме? А переход оживленной трассы на красный свет?

Московские пешеходы вообразили себя бессмертными, не иначе. Объяснить по-другому их магнитное притяжение к проезжающим автомобилям никак нельзя. А ведь в ту долю секунды, когда на пути водителя, соблюдающего все правила (и скоростной режим в том числе), ниоткуда появляется мечущийся из стороны в сторону пешеход, несчастный автомобилист успевает представить даже то, как в тюрьме злобные зеки лишат его невинности, как только он попытается поднять упавшее мыло.

Надеюсь, хоть кто-то поймет одну простую истину: если каждый начнет соблюдать простые правила и думать о других, то пробок станет намного меньше, а это значит, что время, сэкономленное на заторах, можно будет потратить с пользой. Не можете найти место такое место для парковки, где ваш автомобиль никому бы не стал мешать? Попробуйте приехать на метро, хоть раз, а вдруг понравится – ведь экономия времени и нервов всегда на пользу. Боитесь не выехать на заблокированный перекресток и быть обруганным другими водителями? Возите в бардачке правила дорожного движения и не стесняйтесь зачитывать их вслух особо одаренным автомобилистам. Некуда деться, чтобы пропустить скорую? Перестройтесь в соседний ряд, вас обязательно пропустят. Надоело протискиваться по узким улицам по дороге в магазин? Пройдитесь туда пешком, ноги будут только рады. Хотите перестроиться, но вас не пускают? Включите поворотник, вас обязательно пропустят, если будут знать, что вы хотите сделать. Задумайтесь, попробуйте. И наш город немножко изменится.

Рубрика: Мнения. Метки: Москва, транспорт, пробки, автомобили, пешеходы.

Другие публикации

23.11.2020 в 11:28

Жизнь в красной зоне


Будни ковидного госпиталя на ВДНХ.

08.09.2020 в 00:30

День закрытия 33-й Московской международной книжной ярмарки в “Манеже”


Корреспондент «РБ» делится фото и сопровождает их судорожной рефлексией от крайнего дня ММКЯ

12.08.2020 в 16:05

ВДНХ отметила День рождения


После нескольких месяцев онлайн-мероприятий на ВДНХ вернулись развлечения.

12.08.2020 в 15:55

Ускорить оформление ДТП поможет велопатруль


В Москве на Лесной улице и внутри Бульварного кольца приступил к работе велопатруль.

22.07.2020 в 22:56

Опасная пицца


Сумка курьера парализовала движение в центре Москвы и доставила хлопот спецслужбам. Рассказывает наш корреспондент.

29.06.2020 в 15:04

#ОСТАВАЙСЯНАУЛИЦЕ


Ещё месяц назад мы сидели дома под лозунгом #оставайсядома. Но есть люди, у которых дом это улица. Куда деваться им?

26.06.2020 в 11:24

“Русский блоггер” прошел околопарадом


Парадные и непарадные впечатления наших корреспондентов

08.06.2020 в 19:40

Как москвичи по графику гуляли


С 1 июня москвичам разрешили гулять на улице, но не всем сразу и не везде.

06.06.2020 в 20:57

Высоко-петровский монастырь открыл двери прихожанам


Высоко-петровский монастырь в центре Москвы вновь стал доступен для верующих.

01.06.2020 в 20:37

Электрички готовы к лету


Свыше 450 электропоездов подготовят к летней пассажирской кампании.

01.05.2020 в 16:07

Поход в магазин – главное путешествие апреля


Апрель 2020 года, видимо, стал самым провальным месяцем в истории туризма – закрыты города и регионы, заперты границы.

15.04.2020 в 08:09

Москвичи мечтают жить обычной жизнью


В Москве, несмотря на рост числа заболевших коронавирусом и введением QR-кодов на передвижения, снижается индекс самоизоляции населения.

14.04.2020 в 13:03

Москва в карантине


В связи с пандемией в городе введен режим самоизоляции.

24.11.2019 в 16:39

В Москве открылся сезон катков


В Москве открылись катки в парках города. 22 ноября торжественно открылся Главный каток страны на ВДНХ.