04.10.2013 00:59

ОАО «Российские железные дороги»: 10 лет разрушений

Текст и фото: Павел Чусовитин

3 октября активисты движения «Архнадзор» открыли выставку, на которой собраны все утраты железнодорожного культурного наследия за 10 лет существования ОАО «Российские железные дороги».

Выставку приютил Музей архитектуры имени Щусева, она проходит в рамках Всероссийских дней единых действий в защиту культурного наследия и, вместе с тем, приурочена к десятилетию ОАО «РЖД». За это десятилетие, накопилась по-настоящему впечатляющая коллекция деяний железнодорожников: бессмысленные сносы и бездарные реконструкции вокзалов, водонапорных башен, депо и прочих зданий. Сгоревшие, заброшенные, уничтоженные объекты культурного наследия – выставка демонстрирует результаты деятельности ОАО “РЖД” от Пскова до Тайшета, от Архангельска до Москвы.

Выставка «Потерянная магистраль. Российские железные дороги 2003–2013»
Юрий Егоров

Один из организаторов выставки, участник общественного движения “Архнадзор” – Юрий Егоров дал комментарий корреспонденту “РБ” на открытии экспозиции.

Выставку потерянная магистраль 2003-2013 мы приурочили к десятилетию ОАО РЖД: они были образованы в сентябре 2003 года, таким образом, мы подводим некий итог их хозяйственной деятельности. В свое время железные дороги являлись делом государственной важности – это было как в царское время, когда проекты железных дорог утверждали императоры, и они же обычно старались осматривать линию перед ее открытием. В советские годы железные дороги вообще стали стратегическим объектом, а сейчас они отданы на баланс некой коммерческой структуры. Естественно, так как это ОАО, первая цель этой структуры – извлечение прибыли. И, к сожалению, вот эта вот государственная железная дорога ушла. И мы это видим всюду: как в том, что происходит в железнодорожном транспорте в целом, так и в частности в железнодорожной архитектуре. Очень много сносов исторических зданий, где-то они оправданы, где-то они не оправданы. На это мы хотим обратить внимание.

Очень много утрачено, но есть еще, что сохранять – это мы тоже показываем – и давайте, пока не поздно, это сохраним, пока у нас еще есть железнодорожная история.

Конечно, и до ОАО “РЖД” сносы были: что-то горело, что-то разрушалось, но не было такой масштабности. Вот, например, на Октябрьской железно дороге три старейших Вокзала: станции Войсковицы, Новолисино и Вруда – 1870-е годы, с богатейшей историей здания, снесены и на их месте не построено вообще ничего, просто под пустую площадку. Зачем? Было бы понятно, если бы это были руины или что-то такое, но это были полноценные здания, конечно, с печным отоплением, конечно, они были деревянными, но при некой реставрации, может быть, даже при простом ремонте они могли быть использованы для пассажиров, а сейчас люди ждут поезда под открытым небом. Продолжать использовать эти здания как вокзалы, было бы логично.

Отдельный момент это знаковые сносы: Окружная, Круговое депо, где мы выдвигали свои проекты по спасению зданий, по цивилизованному решению проблемы. Один из этих проектов мы представляем на нашей выставке. К сожалению, они были не то что отвергнуты, а просто проигнорированы. На вопрос, почему мы не можем так сделать, был дан ответ “потому что”. Точка. Никаких разумных объяснений мы не услышали.

Здесь совпало много поводов: и десятилетие ОАО “РЖД”, и история с Круговым депо, и обсуждение новых планов по реконструкции Окружной. Естественно, при обострении ситуации мы будем об этом заявлять, будем этим заниматься, а эта выставка – некий итог. Мы разослали пресс-релиз, в том числе, и по структурам РЖД и надеемся, что руководство РЖД выйдет на диалог но пока не вышел никто. Отзвонился только Музей Московской железной дороги, у которого, понятное дело, профессиональный интерес. “Архнадзор” хотел бы участвовать в диалоге на серьезном конструктивном уровне, то есть не в формате “потому что”, в ответ на вполне определенно поставленный вопрос, а именно начать обсуждать, что нам с этим делать, как нам это сохранять. Какие-то здания, безусловно должны стать памятниками, мы к этой работе готовы, и призываем РЖД откликнуться, не формально, как мы сейчас это видим, а конструктивно начать эту работу по спасению и сохранению Российских железных дорог.

Выставка «Потерянная магистраль. Российские железные дороги 2003–2013» проходит в Аптекарском приказе (Музей архитектуры имени Щусева) до 1 ноября.

Выставка «Потерянная магистраль. Российские железные дороги 2003–2013»

Выставка «Потерянная магистраль. Российские железные дороги 2003–2013»Выставка «Потерянная магистраль. Российские железные дороги 2003–2013»Выставка «Потерянная магистраль. Российские железные дороги 2003–2013»Выставка «Потерянная магистраль. Российские железные дороги 2003–2013»Выставка «Потерянная магистраль. Российские железные дороги 2003–2013»Выставка «Потерянная магистраль. Российские железные дороги 2003–2013»Выставка «Потерянная магистраль. Российские железные дороги 2003–2013»Выставка «Потерянная магистраль. Российские железные дороги 2003–2013»Выставка «Потерянная магистраль. Российские железные дороги 2003–2013»Выставка «Потерянная магистраль. Российские железные дороги 2003–2013»Выставка «Потерянная магистраль. Российские железные дороги 2003–2013»Выставка «Потерянная магистраль. Российские железные дороги 2003–2013»
Рубрика: Культура. Метки: выставка, Архнадзор, архитектура, открытие, история, Музей архитектуры.

Другие публикации

06.03.2020 в 15:50

Вирус искусству не помеха


4 февраля в «Центре искусств. Москва» на Волхонке состоялся первый показ выставки «Неизвестный Ренессанс»: шедевры живописи XIV-XVII веков из частных собраний».

24.05.2019 в 18:07

Москва становится доступнее для экскурсий


Департамент культурного наследия города Москвы открыт для сотрудничества с экскурсоводами, которые раскрывают горожанам архитектурные секреты нашего города.

20.03.2019 в 00:14

Балканский рубеж. Бадабум на мощах истории


Масштабный военный фильм от российско-сербских кинематографистов о том, что надежду никогда не нужно терять, а выход есть из любой ситуации.

04.03.2019 в 12:12

«Город на память». 435. Музей архитектуры


Первые предложения создать в Москве музей архитектуры высказывались ещё в XIX веке, но реализовать эту идею удалось только при Советской власти.

13.01.2019 в 15:51

«Город на память». 421. Тверская улица (улица Горького)


Известная с XII века дорога на Тверь со временем превратилась в главную улицу Москвы.

09.01.2019 в 15:30

Паломническая экскурсия «Москва Ивана Калиты»


Паломническая экскурсия на мотоциклах. Почему бы и нет?

01.01.2019 в 23:43

Откуда на Руси ведроиды с гайками?


Знаете, почему у нас машины называют "ведро с гайками"? Не потому, что разваливаются на ходу, а потому, что мы произошли от ведруссов.

27.12.2018 в 21:59

«Город на память». 404. Новослободская улица


В XVII веке между Дмитровкой и Бутыркой образовалась Новая Дмитровская слобода, отсюда возникло и название улицы - Новослободская.

21.12.2018 в 20:49

«Город на память». 348. Октябрьская улица и ЦАТРА


Начинается Октябрьская улица от театрального здания - величественного архитектурного символа советской эпохи.

16.12.2018 в 15:49

«Город на память». 311. Нижняя Красносельская улица


На Нижней Красносельской можно увидеть десятки жилых и доходных домов дореволюционной постройки, храм Покрова Пресвятой Богородицы, граффити в арт-пространстве «Авиатор».

15.12.2018 в 23:43

«Город на память». 306. Комсомольский проспект (Большие Кочки)


Хамовнический плац заканчивался примерно там, где сейчас находится Московский дворец молодёжи, а дальше начинались кварталы деревянных бараков и промпредприятий.

11.12.2018 в 21:30

«Город на память». 276. Пресненский Вал


На Пресненском валу вдоль железной дороги строились склады, пакгаузы, ремонтно-механические мастерские Московско-Брестской железной дороги.

11.12.2018 в 21:08

«Город на память». 275. Грузинский Вал


Эту прогулку можно было бы назвать «От Ленина до Ленина», если бы второй памятник Ильичу на улице Климашкина в июне 2016 года не разрушили вандалы.