31.10.2014 11:43

Бенефис трамвая на выставке ЭкспоСитиТранс

Текст и фото: Евгений Чесноков

Выставка ЭкспоСитиТранс, проходящая с 29 октября по 1 ноября на ВДНХ, стала бенефисом рельсового транспорта. Кажется, разработчики всерьёз задались целью сделать трамвай самым комфортным, быстрым и безопасным видом общественного транспорта. Не скажу за другие города, но в Москве лужковская оптимизация транспортных потоков почти убила трамвай: рельсы демонтировались для расширения проезжей части. Время показало, что автомобильных пробок меньше не стало, а вот число трамвайных маршрутов резко сократилось. Инновационные разработки, представленные на ЭкспоСитиТранс действительно впечатляют и оставляют надежду на возрождение трамвая.

Пожалуй, самый необычный проект представили ОКБ “Атом” и “Уралтрансмаш”, входящий в состав корпорации “Уралвагонзавод”. Как известно, специалисты корпорации занимаются созданием вооружения и у них получился трамвай, внешне напоминающий бронепоезд. Футуристический дизайн отсылает к голливудским блокбастерам, в которых показан транспорт будущего. Но R1 (Россия 1) не декорация, а рабочий прототип, на основе которого уже в ближайшее время можно запустить серийное производство. Первые серийные образцы пройдут испытания в Екатеринбурге осенью 2014 года.

Бенефис трамвая на выставке ЭкспоСитиТранс

Бенефис трамвая на выставке ЭкспоСитиТрансБенефис трамвая на выставке ЭкспоСитиТрансБенефис трамвая на выставке ЭкспоСитиТрансБенефис трамвая на выставке ЭкспоСитиТрансБенефис трамвая на выставке ЭкспоСитиТранс

Лейтмотивом в конструировании формы R1 стал чёрный уральский самоцвет в стальной оправе, в зеркальной поверхности которого отражается город. Кабина трамвая буквально нависает над дорожным полотном, увеличивая угол обзора водителя. В салоне установлены лампы, позволяющие варьировать яркость в зависимости от конкретных условий, поручни созданы из медицинской меди, что даёт антибактериальный эффект. Модульная конструкция кузова позволяет менять конфигурацию салона на том или ином маршруте, уменьшить или увеличить количество мест для сидения. Предусмотрена система автономного хода, эта технология позволяет осуществлять перевозки в режиме пригородного поезда, запас автономного хода составляет 50 километров.

Создатели готовы представить линейку модификаций R1 от трамвая бизнес-класса для крупных городов до класса эконом с разницей в материалах отделки салона и частей корпуса. Цена вопроса – примерно один миллион евро, что значительно дешевле трёхсекционного российско-польского трамвая 71-414 Pesa, который уже эксплуатируется в Москве. Представленная на ЭкспоСитиТранс компоновка салона вызывает некоторые сомнения: слишком мало сидячих мест, непрактичная маркая обивка кресел. Да и размещение диванов вдоль борта (как в вагонах метро) пока непривычно для наземного городского транспорта.

Тверской вагоностроительный завод представил трамвай 71-911, который имеет модульную конструкцию, что позволяет разработать на его базе целое семейство трамвайных вагонов различной вместимости и длины. В основе трамвайного вагона находится запатентованная конструкция трамвайной тележки, которая, благодаря своей эластичности, является менее требовательной к состоянию рельсового пути, что повышает плавность хода, снижает шумность при движении трамвая и улучшает комфорт в салоне. Летом 2014 года один 71-911 поступил в московское депо имени Баумана для прохождения испытаний.

Бенефис трамвая на выставке ЭкспоСитиТранс

Бенефис трамвая на выставке ЭкспоСитиТрансБенефис трамвая на выставке ЭкспоСитиТрансБенефис трамвая на выставке ЭкспоСитиТранс

Ещё одна новинка из Твери – трёхсекционный трамвай 71-931. Интерьер и компоновка салона оставили более приятное впечатление в сравнении с тем же 71-414 Pesa. Обе модели тверских трамваев станут собирать в основном из отечественных компонентов, что явно обойдётся дешевле импортных аналогов, но туманно в смысле качества.

Бенефис трамвая на выставке ЭкспоСитиТранс

Бенефис трамвая на выставке ЭкспоСитиТрансБенефис трамвая на выставке ЭкспоСитиТрансБенефис трамвая на выставке ЭкспоСитиТрансБенефис трамвая на выставке ЭкспоСитиТранс

На выставке представлен новый внешний вид московского автобуса, предполагается, что скоро в рамках ребрендинга весь городской транспорт будет перекрашен в тёмно-синий цвет с белым орнаментом. Новшества, увиденные на выставке, оставляют в целом позитивное впечатление, но есть одно большое НО: ни мягкие сиденья, ни современный дизайн не сделают муниципальный транспорт в Москве привлекательным, пока с передних площадок не будут убраны турникеты-валидаторы. Посадка пассажиров только на одной остановке возле метро или крупного торгового центра может занимать до десяти минут! Никуда не денутся бабушки, у которых не срабатывает социальная карта, гости столицы, которые не знают какой стороной вставлять карточку, нерадивые горожане, забывшие, что на карточке закончились поездки. Поэтому даже в автобусах и троллейбусах, едущих по выделенной полосе практически без пробок, невозможно прогнозировать время в пути.

Бенефис трамвая на выставке ЭкспоСитиТранс

Возможно, несколько разгрузит пассажиропоток введение в строй Малого кольца Московской железной дороги, которое планируется уже в 2015 году. Для этой магистрали можно использовать инновационные поезда, разработанные Трансмашхолдингом (производства всё того же Тверского вагоностроительного завода). На ЭкспоСитиТранс был представлен макет головного вагона ЭГ2Тв. Дизайн придуман одной из ведущих дизайнерских европейских компаний Integral Design and Development. В вагоне предусмотрен туалет. Напомню, что это макет, интерьер серийных вагонов может быть изменен в соответствии с пожеланиями заказчика (увеличение количества мест для сидения, багажные полки и прочее).

Бенефис трамвая на выставке ЭкспоСитиТранс

Бенефис трамвая на выставке ЭкспоСитиТрансБенефис трамвая на выставке ЭкспоСитиТрансБенефис трамвая на выставке ЭкспоСитиТрансБенефис трамвая на выставке ЭкспоСитиТрансБенефис трамвая на выставке ЭкспоСитиТрансБенефис трамвая на выставке ЭкспоСитиТранс
Рубрика: Репортаж. Метки: ВДНХ, трамвай.

Другие публикации