03.09.2015 11:27

Без анатомии не может быть медицинской науки

Текст и фото: Евгений Чесноков

Работа в Анатомическом музее – необходимая составляющая учебного процесса студентов Первого Московского государственного медицинского университета имени И.М.Сеченова, и сотням первокурсников, которые 1 сентября приступят к занятиям, полученные здесь знания помогут стать квалифицированными медиками. Впрочем, людей неподготовленных вид анатомических препаратов может шокировать. Хотя посмотреть есть на что – в уникальной экспозиции представлены как препараты XIX века, так и современные, изготовленные профессорами, аспирантами и студентами Первого Меда.

Без анатомии не может быть медицинской науки

Анатомический театр на Моховой улице. 1913 год: https://pastvu.com/p/104788

МГУ. Анатомический институт

Кафедра анатомии – древнейшей и фундаментальной для медицины науки – создана более 250 лет назад. Сейчас это мощная кафедра, на которую каждый день приходят более 300 студентов, здесь обучаются студенты всех факультетов первого и второго курсов Первого Меда и факультета фундаментальной медицины МГУ. По словам ректора Университета, члена-корреспондента РАН, профессора Петра Витальевича Глыбочко, «Кафедра анатомии является базовой при подготовке будущих специалистов. Отсюда начались многие новые дисциплины и кафедры: гистологии, акушерства и гинекологии, топографической и патологической анатомии, судебной медицины, оперативной хирургии. Без знания анатомии нельзя стать хирургом, не имеет смысла овладевать роботизированной медициной. Для нас очень важно, что на кафедре поддерживают традиции изучения анатомии, заложенные великими учеными, нашими учителями и в то же время внедряются современные методики преподавания.»

В экспозиции музея, который находится в двух залах Анатомического и физиологического корпусов (1928 года постройки) на Моховой улице, представлены анатомические препараты по всем разделам медицины, скелеты, черепа, органы здоровые и органы с патологией, системы органов, макеты и рентгенограммы. По ним можно изучить любые аспекты строения тела человека, устройство сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной систем, мочеполового и опорно-двигательного аппарата. Всё это хранится за стёклами старинных витрин и шкафов, оборудованных выдвижными столиками для ведения записей и конспектирования. Разумеется, в учебном процессе используются современные технологии – компьютерные программы и виртуальные модели, дающие больше возможности для изучения тела человека. Но и сохраняются традиции старой школы – увидеть своими глазами и потрогать руками. Наверное, Музей анатомии человека Первого МГМУ им. И.М. Сеченова должны посещать абитуриенты, чтобы быть готовыми к будущим практическим занятиям и не падать в обморок при виде какого-нибудь препарированного органа. Хотя нынешнюю молодёжь, насмотревшуюся фильмов Тарантино и Родригеза, натурализмом не удивишь.

МГМУ. Музей анатомии

Анатомия человека – наука, изучающая строение тела, отдельные органы, ткани и их взаимоотношения в организме. Все живое характеризуется четырьмя признаками: ростом, обменом веществ, раздражимостью и способностью к самовоспроизведению. Структурной и функциональной единицей живого является клетка – анатомическая основа большинства организмов, включая человека. Комплексы специализированных клеток, характеризующиеся общностью происхождения и сходством как структуры, так и выполняемых функций, называются тканью. Различают четыре основных типа тканей: эпителиальную, соединительную, мышечную и нервную.

Скелетная система включает в себя все кости тела и связанные с ними хрящи, место контакта между костями называется суставом или сочленением. Кости, хрящи и их сочленения обеспечивает опору для мягких частей тела и защищают некоторые жизненно важные органы. Бесчисленное количество нервных окончаний в мышцах, сухожилиях, костях и суставах непрерывно посылает импульсы в центральную нервную систему и получает от головного и спинного мозга ответные импульсы. Нервная система является объединяющей и координирующей системой организма, включающей головной и спинной мозг, нервы и связанные с ними структуры.

Сердечно-сосудистая система состоит из сердца, артерий, капилляров, вен и органов лимфатической системы. Она выполняет функцию транспортировки питательных веществ, газов, гормонов к клеткам и из клеток, обеспечивает защиту от вторгающихся микроорганизмов и чужеродных клеток, осуществляет регуляцию температуры тела. Эти функции непосредственно выполняются жидкостями, циркулирующими в системе, – кровью и лимфой. Дыхательная система объединяет органы, образующие воздухоносные, или дыхательные, пути (полость носа, носоглотку, гортань, трахею, бронхи), и легкие, в которых происходит поглощение кислорода и удаление углекислого газа.

Пищеварительная система, или пищеварительный тракт, представляет собой трубку, тянущуюся от рта до заднего прохода. Рот, глотка, пищевод, желудок, тонкий и толстый кишечник, прямая кишка – все это органы пищеварительной системы. Функции пищеварительной системы – заглатывание жидкой и твёрдой пищи, её механическое измельчение и химическое изменение, всасывание полезных продуктов пищеварения и выделение бесполезного остатка. В организме имеется четыре органа для выведения конечных продуктов обмена. Кожа выделяет воду и минеральные соли, легкие удаляют углекислый газ и воду, из кишечника выбрасываются непереваренные остатки, а почки – выделительный орган мочевой системы – удаляют в растворенном виде конечные продукты белкового обмена, токсины, соли и воду. Половая система образована органами, ответственными за воспроизводство вида.

МГМУ. Музей анатомии

МГМУ. Музей анатомии

Первые упоминания о строении человеческого тела встречаются в Древнем Египте. В XXVII веке до нашей эры египетский врач Имхотеп описал некоторые органы и их функции, в частности, головной мозг, деятельность сердца, распространение крови по сосудам. В древнекитайских и индийских книгах также встречаются данные о мышцах, нервах, головном и спинном мозге. Но наибольшое влияние на развитие анатомии человека оказали учёные Древней Греции, где и возникло само слово «анатомия», означающее в переводе «рассечение», «разрезание». Первым греческим анатомом считают врача и философа Алкмеона Кротонского, владевшего прекрасной техникой препарирования. Выдающимися представителями греческой медицины и анатомии были Гиппократ, Аристотель, Герофил. Древнеримский учёный Цельс в своих трудах по медицине собрал знания по гигиене, диете, терапии, хирургии и патологии, а также заложил основу медицинской терминологии.

Любопытно, что в эпоху Средневековья исследования практически не проводились из-за религиозных запретов на вскрытия тел, изготовление скелетов и прогресс в медицине стал возможен толеко в эпоху Возрождения. Леонардо да Винчи (1452—1519), заинтересовавшись анатомией как художник, в дальнейшем увлёкся ею как наукой, одним из первых стал вскрывать трупы людей для исследования строения человеческого тела. Леонардо да Винчи первым правильно изобразил различные органы человеческого тела, внёс крупный вклад в развитие анатомии человека и животных, а также явился основоположником пластической анатомии. Большой вклад в науку внесли Андреас Везалий (1514—1564), который, вскрывая трупы, впервые систематически изучил строение тела человека. Итогом его трудов стала книга «О строении человеческого тела», вызвавшая переворот в анатомических представлениях того времени.

Как раз эта книга Везалия стала первым в России серьёзным анатомическим руководством, которым пользовались слушатели первой медицинской школы, открытой при Аптекарском приказе в 1654 году. Царь Пётр I живо интересовался науками и внёс свой вклад, привезя из Голландии коллекцию анатомических препаратов, ставших основой экспозиции музея «Кунсткамера натуральных вещей». В 1725 году в Петербурге была создана Российская академия наук, в которой работал гениальный русский ученый Михаил Ломоносов, оценивший значение микроскопа для изучения невидимых глазом структур. Труды российских учёных ХVIII-XIX веков П.А.Загорского, Н.И.Пирогова, М.И.Шеина, И.П.Павлова и других принесли отечественной анатомии мировую славу.

МГМУ. Музей анатомии

МГМУ. Музей анатомии

МГМУ. Музей анатомииМГМУ. Музей анатомииМГМУ. Музей анатомииМГМУ. Музей анатомииМГМУ. Музей анатомииМГМУ. Музей анатомииМГМУ. Музей анатомииМГМУ. Музей анатомииМГМУ. Музей анатомииМГМУ. Музей анатомииМГМУ. Музей анатомииМГМУ. Музей анатомииМГМУ. Музей анатомииМГМУ. Музей анатомииМГМУ. Музей анатомииМГМУ. Музей анатомииМГМУ. Музей анатомииМГМУ. Музей анатомииМГМУ. Музей анатомииМГМУ. Музей анатомииМГМУ. Музей анатомииМГМУ. Музей анатомииМГМУ. Музей анатомииМГМУ. Музей анатомииМГМУ. Музей анатомииМГМУ. Музей анатомии
Рубрика: Разное. Метки: медицина, наука.

Другие публикации

03.01.2019 в 20:31

Что нужно знать, чтобы ответить про европейские ценности?


Что такое ценность? Может ли быть норма хорошей или плохой? А ксенофобия? Обсуждаем с однокурсником.

01.01.2019 в 23:43

Откуда на Руси ведроиды с гайками?


Знаете, почему у нас машины называют "ведро с гайками"? Не потому, что разваливаются на ходу, а потому, что мы произошли от ведруссов.

20.12.2018 в 14:24

Самокритичность и научные ошибки


Чем отличается научный подход от лженаучного? Тем, что наука предполагает наличие ошибок и исправляет их.

19.12.2018 в 12:04

Искусственный интеллект: сменяя фармацевтов


Современная фармацевтика буксует, а доживающие до коммерциализации препараты почти не окупают вложения в исследования и разработки. Станет ли ответом ИИ? Посмотрим!

10.12.2018 в 20:08

«Город на память». 262. Стромынка


На Стромынке расположены старейший московский стадион, памятник советского авангарда Дом культуры имени Русакова и немало дореволюционных краснокирпичных зданий.

06.12.2018 в 15:05

Заключительный синтез про доступность знания


В.Г. Бехтеев. Бой быков, 1919, но речь не об этом, а о двух общественных системах.

30.11.2018 в 17:06

«Город на память». 196. Аллея жизни


В 1885 году на Девичьем поле началось строительство университетских клиник - целого городка с учебными корпусами, научными лабораториями и клиниками.

30.11.2018 в 14:40

«Город на память». 195. Музей анатомии человека


Работа в Анатомическом музее - необходимая составляющая учебного процесса Первого Московского государственного медицинского университета имени И.М.Сеченова.

29.11.2018 в 21:54

Для чего нужно общедоступное научное знание?


Подведение итогов и анализ опроса.

27.11.2018 в 14:41

Сакральное и табуированное знание


Как может быть устроена альтернативная реальность с другим отношением к знанию?

23.11.2018 в 14:03

Финал IX Международного турнира естественных наук


20 ноября прошёл финал девятого турнира. Вот небольшой отчёт про это событие.

18.11.2018 в 17:13

Научный сайт о методиках творчества или псевдонаука?


Сайт, где выложен список признаков псевдонаучного сайта, не выдерживает проверки, имеет эти самые признаки. Или нет?

13.11.2018 в 16:47

Знание: свободное или элитарное?


Нужно ли всеобщая доступность к научному знанию? Или лучше разрешить доступ только для профессионалов?

11.11.2018 в 17:06

Медицина ИИ и будущее: лучший врач или верный слуга?


Роботизация медицины - неизбежный процесс. Роботы, основанные на ИИ, как минимум, поддержат медиков.

29.10.2018 в 11:16

Психология личности собаки или кошечки


Что будет если психологов спросить про психологию личности собаки?

21.10.2018 в 12:41

Биологизаторство и другие -заторства


Критиковать легко, нужно и конструктив создавать. Критика была в прошлый раз, теперь высказываю своё мнение.