Музей-заповедник «Царское Село» завершил реконструкцию павильона «Арсенал», который оставался в полуразрушенном состоянии со времён Великой Отечественной войны. Осенью в нём откроется постоянная экспозиция по истории оружия.
Изначально на месте Арсенала находился павильон «Монбижу», построенный в 1747-1750-х годах по проекту архитекторов Саввы Чевакинского и Франческо-Бартоломео Растрелли. Это было одно из лучших парковых сооружений (созданное в одном стиле с павильоном «Эрмитаж» в Екатерининском парке), с богато украшенными фасадами и интерьерами. Монбижу использовался как охотничий домик и размещался в так называемом Зверинце – на территории, которая использовалась для содержания животных в естественных условиях, а также в качестве охотничьих угодий. Постепенно Зверинец пришёл в запустение, а Монбижу обветшал. В 1817-1834 годах Адам Менелас перестроил его в неоготическом стиле – так появился павильон «Арсенал». Отделку интерьеров создал архитектор Александр Тон. Павильон поражал великолепием: стрельчатые окна с приобретенными в Европе подлинными средневековыми витражами, росписи в интерьерах. Центральное место занимал восьмиугольный «Зал рыцарей», в котором размещалась лучшая часть коллекции оружия, принадлежавшей Николаю I.
Части кладки фасада павильон «Монбижу» оставили для демонстрации.
Лепное убранство сводов первого этажа было утрачено не полностью, и часть элементов подлинного декора удалось сохранить на месте.
Проект реставрации павильона выполнил в 2011 году институт «Спецпроектреставрация». Первоочередные противоаварийные работы проведены в 2012 году. Ремонтно-реставрационные работы – с сентября 2014-го по декабрь 2015-го. Подрядная организация – «Ремстройфасад». Стоимость работ, включая проектную документацию, составила 305 млн рублей, практически все средства выделены из федерального бюджета.
Один из самых сложных этапов реставрационных работ стало сохранение кирпичного купола Зала рыцарей. В Великую Отечественную войну крыша над ним была разрушена, в своде образовались две пробоины от осколков, и более 70 лет кирпичная кладка подвергалась воздействию дождя и снега. Тем не менее, проведенные обследования показали, что кладка находится в удовлетворительном состоянии, и было решено ее сохранить.
Созданные тогда интерьеры взяли за основу во время реставрации. Сердце павильона — рыцарский зал. Его вид будет максимально близок к историческому. В этом реставраторам помогли акварели художника Алоизия Рокштуля. На них видны и цвета интерьера, и расположение гербов.
Ольга Таратынова, директор ГМЗ «Царское Село»: «Мы не взяли на себя решение воссоздать этот камин, потому что иконография его не сохранилась. Мы можем только предполагать, каким он был, а поскольку мы стараемся быть точными даже при воссоздании, вот этот камин, зафиксировано его место, все, что от него осталось, но он потом будет закрыт витринами и гипроком. Так что вы, возможно, единственные, кто его видит».
Ольга Таратынова, директор ГМЗ «Царское Село»: «Нам навстречу пошло министерство культуры, сюда приезжала комиссия, смотрела павильоны, и в результате этих поездок мы их смогли убедить, и нам были выделены деньги сначала на консервацию этого павильона, потому что он в очень угрожающем состоянии был, это было в 2014-м году, а в 2015-м нам дали деньги на продолжение всех работ, и мы в очень короткие сроки восстановили его, буквально за год и вы видите результаты этих работ».
Постоянная экспозиция в музее начнет работу осенью 2016 года. В подвале здания появятся гардероб и музейный зал, а на первом этаже будут выставочные залы и винтовая чугунная лестница в северную башню.
Рубрика: Разное. Метки: архитектура, Царское село.
Департамент культурного наследия города Москвы открыт для сотрудничества с экскурсоводами, которые раскрывают горожанам архитектурные секреты нашего города.
Известная с XII века дорога на Тверь со временем превратилась в главную улицу Москвы.
В XVII веке между Дмитровкой и Бутыркой образовалась Новая Дмитровская слобода, отсюда возникло и название улицы - Новослободская.
Начинается Октябрьская улица от театрального здания - величественного архитектурного символа советской эпохи.
На Нижней Красносельской можно увидеть десятки жилых и доходных домов дореволюционной постройки, храм Покрова Пресвятой Богородицы, граффити в арт-пространстве «Авиатор».
Хамовнический плац заканчивался примерно там, где сейчас находится Московский дворец молодёжи, а дальше начинались кварталы деревянных бараков и промпредприятий.
На Пресненском валу вдоль железной дороги строились склады, пакгаузы, ремонтно-механические мастерские Московско-Брестской железной дороги.
Эту прогулку можно было бы назвать «От Ленина до Ленина», если бы второй памятник Ильичу на улице Климашкина в июне 2016 года не разрушили вандалы.
Пруд давно засыпан, река спрятана в коллектор, а на память о старинном селе остались названия улиц, переулков и станции метро.
На Стромынке расположены старейший московский стадион, памятник советского авангарда Дом культуры имени Русакова и немало дореволюционных краснокирпичных зданий.
В стародавние времена Симоновская слобода была живописной московской окраиной, в конце XIX века сюда дотянулась железнодорожная ветка и выросли заводские цеха.
Большинство зданий микрорайона Ленинские горы построены в 1949-1953 годах и почти все признаны объектами культурного наследия регионального значения.
Все здания комплекса имеют адрес «Ленинские горы, дом 1» и отличаются номером строения, только сектора Главного здания МГУ обозначаются не цифрами, а буквами.
За сотню лет небольшая обитель превратилась в монастырь с обширными территориями и множеством крепостных душ.
Улица Шаболовка в середине XVIII века была дорогой в деревню Шаболово, где князья Долгорукие выстроили усадьбу с парком и прудом.
От Серпуховской заставы до Шаболовки раскинулся «спальный район», который знатоки называют «заповедником авангарда».