17.01.2017 11:27

Дорога неясности. Итоги ралли-рейда «Дакар 2017»

Текст: Кирилл Мушаков

Ралли «Дакар» давно не имеет отношения к Африке и Дакару. И всё дальше нынешний «Дакар» от классических гонок по пустыне. Очередная гонка поставила больше вопросов, чем дала ответов о будущем ралли-рейда.

Итоги ралли-рейда Дакар-2017

В 2009 году раллийный мир раскололся. После отмены «Дакара 2008» из-за угрозы терактов, промоутер принял волевое решение провести гонку в Южной Америке. Красиво рассказав болельщикам, что решение это временное, и в Африку гонка вернётся, как только станет безопасней, новая эпоха прославленного марафона стартовала в Буэнос-Айресе.
Параллельно с новым «Дакаром», по старому маршруту стартовало детище Ориоля и Шлессера – марафон «Африка Рейс».
Такое положение сохранилось и в текущем сезоне — гонки прошли параллельно. Африканская гонка вновь оказалась не богата громкими именами, а южноамериканская, как обычно, получила ударную дозу критики.

Почему критикуют Дакар?

Всю новую историю «Дакар» критикуется за несоответствие названия и места проведения. Этот грустный и смешной пункт никуда не денется, пока марафон проводится не на классической трассе, но вернуться к корням уже нельзя — в песках Мавритании и Сенегала проходит «Африка Эко Рейс», и две гонки в одном регионе и в одно время никому не нужны.
Патовая ситуация усугубляется тем, что звёзды автоспорта, уставшие от непродуманных маршрутов, бытовых неудобств и странных решений организаторов, то и дело заявляются на африканскую гонку.
Претензии к маршруту все эти годы звучат одинаково — вместо песчаных дюн марафон проходит по каменистым плато и полупустыням, высокогорью. Это заставило команды менять привычную технику, разрабатывать новые технические решения, подстраивать машины к тем или иным условиям. Ситуация, когда одни марки имеют преимущество в высокогорье, другие на равнине, приводит к тому, что легко можно предсказать группу лидеров на каждом этапе.
Последним штрихом к грустному портрету некогда великого марафона следует считать желание непременно проводить «Дакар» в исторические сроки — первые две недели нового года. И всё бы ничего, но в это время в Южной Америке сезон дождей. И каждый год один или два этапа отменяются, а ещё несколько сокращаются, из-за погодных условий.
Тем не менее, Дакар всё ещё остаётся самым представительным ралли-рейдом. Легендарное имя, стоящее за ним, всё ещё служит и визитной карточкой для зрителей и приманкой для сильнейших раллистов.

Итоговый зачёт.

Итоги ралли-рейда Дакар-2017

В этом году марафон не преподнёс напряжённой борьбы до финиша ни в одном из классов. Интригу убивали сходы, технические проблемы, штрафы.
В классе грузовиков на «Дакаре» вопрос, уже много лет, стоит один — кто сможет бороться с КАМАЗами? Ответ, уже много лет, всё тот же — Жерар де Рой. Гонщик Iveco достойно бился с фаворитами и в этом году, но несколько проколов подряд не дали подняться выше, третьего места, с отставание более чем в сорок минут.
КАМАЗ, после прошлогоднего второго места, вновь вернулся на вершину – экипаж Николаев/Яковлев/ Рыбаков привёз второму экипажу КАМАЗа (Сотников/Леонов/Ахмадеев) восемнадцать минут.
Из остальных результатов, нужно отметить уверенное выступление гонщиков МАЗа (шестое место, экипаж Александра Василевского).
Вершину зачёта легковых автомобилей, в отсутствии выбывших ещё в начале гонки лидеров Тойоты, оккупировали французы. Весь пьедестал достался гонщикам Пежо — Стефан Петерансель выиграл свой тринадцатый «Дакар», вторым финишировал девятикратный чемпион мира по ралли Себастьян Лёб, третьим стал Сирил Депре.
Единственный российский экипаж, Сергей Шихотаров и Олег Уперенко, финишировал за пределами первой десятки — тридцать седьмым, с четырнадцатью часами штрафа и общим отставанием в тридцать три часа.
В классе мотоциклов, ожидаемо после штрафов Хонды, весь подиум заняли гонщики КТМ, Сандерленд, Уолкнер, Гуэлл.
Александр Иванютин на Хускварне финишировал тридцать вторым, героическая Анастасия Нифонтова, также на Хускварне, семьдесят пятой.
В классе квадроциклов, в отсутствии братьев Петронелли, борьбы практически не было. Никто не смог составить конкуренцию единственному россиянину, заявившемуся в этот класс. Сергей Карякин (Ямаха) привёз второму месту, Игнасио Касале (также Ямаха) час с небольшим. Финишировавший третьим Пабло Копетти (вновь Ямаха) проиграл лидеру более четырёх часов.
В новом для «Дакара» классе UTV (закрытые квадроциклы с автомобильной посадкой, больше всего напоминающие багги) победу одержал экипаж Торрес/Ролдан (Бразилия, Полярис), вторым финишировал Вудзянь/Вэй(Китай, Полярис), третьим Маганов/Шубин (Россия, Полярис). Все пять экипажей, заявившихся в эту категорию, благополучно доехали до финиша.

Перспективы.

Итоги ралли-рейда Дакар-2017

Возможно, эта победа КАМАЗа последняя, и в ближайшие годы синие автомобили на «Дакаре» не появятся. Со следующего года технический регламент для грузовиков изменится, и у челнинцев просто-напросто нет двигателя под новые правила. На данный момент в правилах нет даже пункта о выступлении с «придушенным» старым движком, и остаётся либо искать в срочном порядке новые моторы (в аренду, за большие деньги и с ограничениями на использование), переделывать под них технику, либо пропускать очередной рейд по Южной Америке, сосредоточившись на «Африка Эко Рейс», работая параллельно над новым двигателем.
Нет сомнений и в том, что гонку вновь будут усиленно критиковать, и вновь заслужено. Видимо, организаторы «Дакара» так сильно надеются на магию вывески, что не оказывают должного внимания сопровождению гонки. Непоследовательные судейские решения, частые изменения технического регламента, проблемы с организацией быта гоночных команд. Доходит до того, что в роадмапах штурманов встречаются фразы «на перекрёстке сворачивай, куда посчитаешь правильным».
Поступок Ханса Стейси, снявшегося с гонки после ошибки организаторов со стартовым местом гонщика, показал, что организаторы готовы терпеть такое поведение, и стараться замять скандал. Велика вероятность, что в дальнейшем такие решения будут принимать другие участники, пострадавшие от произвола судей, и для репутации ралли-рейда это совсем не хорошо.
«Дакар» в нынешнем виде, с каждым годом критикуют всё сильнее, не только профессионалы, но и простые болельщики. И если ничего не изменится в отношении устроителей гонки к своему детищу, то через пару-тройку лет внимание всех СМИ будет вновь приковано к пескам Мавритании и Сенегала, но не к вернувшемуся «Дакару», а к проходящей там «Африка Эко Рейс».

Рубрика: Разное. Метки: ралли, машины, Дакар-2017, автогонки, КАМАЗ, гонщики, победа.

Другие публикации

10.08.2020 в 11:52

Нижегородское дерби


На знаменитом нижегородском кольце прошел второй этап RDS GP 2020.

21.03.2020 в 11:29

«Город на память». 556. Автомобильная классика на прогулке


Увидеть ретроавтомобили можно не только в музейных залах, но и на московских улицах во время ралли, которые проводят клубы владельцев олдтаймеров.

01.02.2020 в 01:58

«Город на память». 550. Московское такси


«Какой-то шофёр привесил к своему небольшому «Ольдс-мобилю» плакат «Извозчик, такса по соглашению».

29.08.2019 в 10:29

Экипаж Виталия Петрова выиграл 4-часовую гонку на MoscowRaceway


24 августа на автодроме Moscow Raceway состоялся национальный четырехчасовой марафон гонок на выносливость Russian Endurance Challenge (REC).

31.05.2019 в 10:43

Дрифт продолжается


25-26 мая на рязанской трассе "Атрон" прошёл второй этап Гран-При Российской Дрифт-Серии.

22.04.2019 в 02:39

РККА открыл сезон ретро-ралли


21 апреля три десятка раритетных автомобилей проехали по улицам Москвы - это Ралли Клуб Классических Автомобилей открыл сезон.

31.07.2018 в 15:47

Silk Way-2018. Белый тигр на Красной площади


Торжественным финишем на главной площади страны завершился первый этап ралли-марафона «Silk Way 2018»

24.07.2018 в 15:47

На скорости из прошлого


21 июля состоялся пятый, юбилейный, автопробег на отечественных автомобилях 1930 — 1970 годов - ГУМ Авторалли Gorkyclassic

15.06.2018 в 16:20

«Холмы России». Домашняя гонка


11 июня в Ульяновской области завершился второй этап Кубка страны, третий этап открытого чемпионата области по ралли-рейдам – баха «Холмы России»

07.06.2018 в 10:32

«Ралли Казахстан»: есть финиш


2 июня завершился очередной этап Кубка Мира по ралли-рейдам, «Ралли Казахстан»

07.05.2018 в 18:28

Наши на КАМАЗе. Покатаемся?


Нашим корреспондентам очень понравилось на КАМАЗе. Их теперь не остановить.

07.05.2018 в 10:47

Наши на КАМАЗе. Часть 3


Что происходит в российском автопроме сегодня.

06.05.2018 в 16:57

Наши на КАМАЗе. Продолжение


Продолжение рассказа о поездке на автогигант.

05.05.2018 в 16:39

Наши на КАМАЗе. Путешествие «Русского Блоггера»


Репортаж с крупнейшего автозавода России.

19.09.2017 в 18:14

Тулу посетил Хироши Масуока – легенда ралли «Дакар»


Хироши – японская легенда ралли, многократный чемпион, японского чемпионата JFADA, брал первые места на трассах в ОАЭ, на итальянской «Бахе».

04.09.2017 в 23:32

Салон «ЭКСПО 1520» представил историю российских железных дорог за 120 лет


Ретроспектива российского железнодорожного транспорта за 120 лет.