13/03/2017 19:24 . Рубрика: Культура. Метки: выставка, искусство, Гойя, Дали, Пушкинский музей, Капричос, гравюры, экспозиция, графика.

Любовь и смерть Гойи и Дали: рвотный взаимообмен

Текст: Алёна Витшас
Фото: Игорь Генералов

До конца марта у ценителей искусства Испании есть возможность исследовать интеллектуальный диалог двух известных художников с историческим мостом почти в двести лет. Команда «Русского Блоггера» благодарит ГМИИ и Бориса Михайловича Фридмана, коллекционера и куратора выставки, который организовал возможность взглянуть на гравюры.
Любовь и смерть Гойи и Дали: рвотный взаимообмен

Экспозиция представляет собой выдержки литературного текста; комментарии Гойи и Дали, и сами изображения, оттиски с оригинальных досок.

Теперь подробней. На выставке «Капричос. Гойя & Дали» в зале Пушкинского музея представлены две серии гравюр, созданные с разницей в два века художниками с мировым именем и особенным отношением к реальности.
Любовь и смерть Гойи и Дали: рвотный взаимообмен

Первые зарисовки к серии, первоначальное название которой «Собрание эстампов на фантазийные сюжеты», испанский художник Франсиско Гойя создал в 1793 году. Окончательный вид серия обрела через 6 лет, в 1799. Официальное название — «Капричос». Так назван жанр в изобразительном искусстве, поэзии или музыке, который подразумевает серию фантазий в единой тематике.

Гравюры отобразили темы, однако, не слишком фантазийные. Испания, которая переживала на рубеже веков глубокий кризис, не приняла жесткую критику устаревшей общественной морали. Забегая вперед, скажу, что ограниченное издание гравюр быстро запретили в Испании к продаже в печатном виде, дабы не разрушать моральные и политические законы общества.
Любовь и смерть Гойи и Дали: рвотный взаимообмен

«Издавна спорят: кто хуже — женщины или мужчины. Но людские пороки — всегда плоды дурного воспитания. Женщина, оказавшись в обстоятельствах, склоняющих к греху, покорится им точно так же, как мужчина. Точно так, как девица на этой картинке и её кавалер, не говоря уж о мерзких старухах. Все они хороши».

В процессе создания зарисовок Гойя показал себя тонким критиком женской ветрености и продажности, политической иерархии, военных прихотей и церковных сокрытий реальных процессов, лицемерия дворянства, глупости и деградации простых людей, их неосознанных традиций, корни которых увязли в истории и уже почти не имеют отношения к современной жизни. Особенно интересно исследовать замыслы Гойи через его комментарии, бережно опубликованные здесь же, на стенах музейного зала, кураторами выставки.
Любовь и смерть Гойи и Дали: рвотный взаимообмен

«Светская жизнь — карнавал, где все скрыто маской. Здесь все чужое: — платье с чужого плеча, чужой голос, личина вместо лица. Здесь всякий притворяется, все лгут и никто никого не узнает».

Через 180 лет другой испанский художник, Сальвадор Дали увидел в большой серии Гойи нечто родное, сюрреалистическое и довольно богатое по контексту, чтобы пофантазировать в своей авторской манере. Дали решает пригласить гравюры Гойи в свою игру. Где-то он ограничивается простым раскрашиванием оригинального изображения. Где-то дорисовывает фон из классических стекающих часов, тонких подпорок, мифических образов, сфинксов.
Любовь и смерть Гойи и Дали: рвотный взаимообмен

«Человек безмятежен, пока не подозревает о кознях фортуны и опасностях, подстерегающих на каждом шагу. А если б задумался, мог бы уберечься от беды или, по крайней мере, несчастье не застало бы его врасплох».

Можно проследить, где именно Дали решает оставить героев Гойи и просто раскрывает комментарий, меняя цветовые акценты, а где переделывает героев истории на свой лад, добавляя в сюрреалистичную игру еще кого-то. Но особенное наслаждение от просмотра каждой пары изображений мы получили именно в контексте дописанных и развернутых комментариев Дали к тому, что сделал Гойя. Где-то можно уловить идею, что почти за два века ничего не изменилось. А изменилось ли сейчас?

«Когда рассветет, мы исчезнем. Если не рассветет, останемся».

Интересная для осмысления особенность работ Дали — замена всех наименований изображений, данных Гойей, на собственные комментарии Дали. Дополняя фантазии Гойи сюрреалистическим видением, Дали будто вступает в диалог с Гойей спустя два века. В экспозиции выставки впервые приводится русский перевод наименований Дали. К загадкам Гойи Дали добавил свои собственные. Получилось с одной стороны непривычно для восприятия, с другой стороны есть, над чем подумать.

«Разве не может жалкое существо притвориться важной персоной и произвести впечатление? Внешность обманчива, а портновское, парикмахерское и прочие искусства того же рода достигли заоблачных вершин, сравнимых лишь с высшими взлетами человеческой глупости».

К открытию выставки был приурочен выход отдельного издания «Капричос. Гойя. Дали» Во время выставки состоялась презентация этого издания, где посетители выставки встретились с сотрудниками издательства, автором издания, обсудили книгу с участием исследователей этого удивительного исторического кейса.

Представленный на выставке материал откровенно непростой, понятный далеко не всем, поэтому к обсуждению были приглашены зарубежные специалисты. Они прочитали лекции по тематике вопроса. Николь Ригаль печатала офорты к семи изданиям Сальвадора Дали, профессор Игнасио Гомес де Лианьо близко дружил с Дали, сотрудник отдела живописи музея в Мадриде Вирджиния Албаран Мартин поделилась секретами сложных техник, в которых выполнены гравюры.

«Старухи за восемьдесят сосут соки из малолеток, юнцы — из тех, что годятся им в матери. Не затем ли рожден человек на свет, чтоб его сосали?».
Любовь и смерть Гойи и Дали: рвотный взаимообмен

Любовь и смерть Гойи и Дали: рвотный взаимообменЛюбовь и смерть Гойи и Дали: рвотный взаимообменЛюбовь и смерть Гойи и Дали: рвотный взаимообменЛюбовь и смерть Гойи и Дали: рвотный взаимообменЛюбовь и смерть Гойи и Дали: рвотный взаимообменЛюбовь и смерть Гойи и Дали: рвотный взаимообменЛюбовь и смерть Гойи и Дали: рвотный взаимообменЛюбовь и смерть Гойи и Дали: рвотный взаимообменЛюбовь и смерть Гойи и Дали: рвотный взаимообменЛюбовь и смерть Гойи и Дали: рвотный взаимообменЛюбовь и смерть Гойи и Дали: рвотный взаимообменЛюбовь и смерть Гойи и Дали: рвотный взаимообмен


Расскажите друзьям:
   

Будть в курсе!

С гордостью представляем вам наш новый канал в популярном мессенджере Telegram. Там вы сможете узнать обо всех новых публикациях на сайте, обсудить их с другими читателям и напрямую пообщаться с сотрудниками редакции. Заходите, ждем всех!

Возможно вам будет интересно:

10.03.2017 в 12:30

Любовь «Аmore» Светланы Захаровой в Большом


Легендарная балерина Светлана Захарова рассказала журналистам про программу «Amore», мировое турне и III танцевальный фестиваль «Светлана» на пресс-конференции.

19.02.2017 в 19:31

Дарвиновский музей приглашает на уникальные выставки


«Выставляются впервые»: в год 110 летия Дарвиновский музей приглашает на уникальные тематические выставки.

12.02.2017 в 20:22

Вело Парк 2017. Сон и скука в межсезонье


В Сокольниках в выходные практически незамеченной прошла велосипедная выставка «Вело Парк 2017».

07.02.2017 в 21:22

Люстра и Осака первыми приехали на «АгроФарм-2017»


В рамках обширной деловой программы запланировано свыше 50 мероприятий.

04.02.2017 в 00:12

Motorsport Expo 2017 в Москве


Первая выставка Motorsportexpo проходит в Москве.

30.01.2017 в 19:49

3-5 февраля. MotorSport Expo в Москве


Высокие скорости, красивые девушки и много много колес.

24.12.2016 в 18:02

Голливудские киногерои поселились в «летающей тарелке»


На выставке «Музея восстания машин» представлено 140 экспонатов от двух с половиной метров до десятиметрового робота.

27.03.2017 в 14:17

На выходные в Челябинск


В этот раз мы отправляемся на выходные в один из самых суровых городов России — в Челябинск.

26.03.2017 в 09:03

«Мумий Тролль» отметил 20-летие альбома


21 марта в Петербурге состоялся концерт группы, посвящённому 20-летию альбома «Морская».

24.03.2017 в 02:33

Творческий вечер Игоря Верещагина в ММАМ


Игорь родом из Сибири, по образованию — инженер-электроннщик, свой первый снимок сделал в 1957 году в пятилетнем возрасте. Это был снимок родителей, и он до сих пор сохранился.

24.03.2017 в 02:06

Вот такой вам «Rock-n-roll на закате»


Новая постановка «Школы современной пьесы» оставила у зрителей неоднозначные впечатления.

Система Orphus