17/03/2017 20:30 . Рубрики: Репортаж, Культура. Метки: жизнь, премьера, спектакль.

«Фро» — тема одиночества в Центре им. Вс. Мейерхольда

Текст и фото: Сергей Чалый

11 марта в Центр им. Вс. Мейерхольда состоялась премьера спектакля Михаила Рахлина «Фро» по рассказу Андрея Платонова.

Написанный уже далеко не молодым человеком, на собственном опыте познавшем и голодное детство в многодетной семье, и тяжелый труд с 14-ти лет, и ужасы гражданской войны, и эйфорию первых лет строительства нового мира, сменившуюся жестоким разочарованием и глубокими сомнениями в справедливости построенного общества, рассказ «Фро » ознаменовал собой очередной поворот в творчестве Андрея Платонова. Если в своих антиутопиях Платонов исследует устройство общества в целом, то в данном и других рассказах, опубликованных в сборнике 37-го года пристальному вниманию писателя подверглается внутренний мир отдельного человека, его чаяния и надежды, радости и горести, его быт и метания души. Этот небольшой рассказ об одиночестве, о неустроенности, о разрушении семьи в угоду несбыточной мечте о светлом будущем. Коммунистические идеологи приложили немало сил, утверждая примат общественных интересов над личными и двадцатилетние труды не пропали даром. Муж Фро Федор — талантливый инженер, искренне любит жену, тем не менее, уезжает далеко и надолго строить светлое будущее для всего человечества, не обращая внимания на страдания близкого человека. В жизни Фро также есть «одна, но пламенная страсть» — любовь к Федору. Без любимого Фро тоскует, чахнет, перестает следить за собой и квартирой, забрасывает учебу. Ее тоска всепоглащающа, но не беспросветна — у Фро есть надежда на возвращение Федора или хотя бы на письмо от него. Другое дело, отец героини — Нефед Степанович. Его одиночество окончательно и безнадежно. Он никому не нужен на этой земле: ни единственной дочери, поскольку мешает ей тосковать по мужу, ни на работе, где его из милости держат на должности дежурного механика. Поэтому он — старик, всю жизнь отдавший работе, так держится за эти редкие случайные рейсы. При этом он любит дочь, не обижается на ее грубости и десять дней ночует на вокзале, чтобы не стеснять Фро и ненадолго вернувшегося Федора. В образе Нефеда Степановича Платонов показал будущее, которое, вероятно, ожидает и Федора, так неосмотрительно разрушающего семью в угоду эфемерному «светлому будущему», а на самом деле, в угоду безжалостной пропагандистской машине. И хотя прямо о пропаганде в тексте Платонова ничего не сказано, но то и дело возникающие в речи персонажей словечки и выражения из лексикона агитпропа говорят сами за себя. В спектакле эта тема обозначена более наглядно с помощью кадров кинохроники, портретов вождя, да и некоторые эпизоды спектакля напоминают выступления синеблузочников.

Тексты Платонова, на мой взгляд, это всегда вызов режиссеру, поскольку перевести на язык визуальных образов тот намеренно сниженный, простоватый, наполненный канцеляризмами и агитационными штампами и при этом невероятно емкий и поэтичный язык, на котором говорят не только герои, но и сам автор, задача нетривиальная. Насколько она удалась создателям спектакля, не мне судить, могу лишь сказать, что смотреть спектакль интересно, действие развивается стремительно, много динамичных сцен, бескомпромисное колористическое решение — на сцене превалируют три цвета — белый, черный, насыщенный красный. В спектакле сохранены все сюжетные ходы рассказа, реплики персонажей взяты без изменений, и все же, да простят меня авторы постановки, я отчетливо понимаю, насколько некорректно сравнивать литературную основу и сценическое воплощение, но оригинальное произведение Андрея Платонова мне лично кажется глубже, пронзительней, тоскливей показанного спектакля. Возможно, причиной тому схематичность всех, за исключением Фро, персонажей, и выбеленные лица — маски тому подтверждение. Главную героиню окружают не живые люди, а обозначения людей, маски , знаки. Печально, что этой знаковости не избежал даже старик отец — потенциально очень богатый образ. Возможно, режиссер таким образом хотел показать восприятие окружающих одурманенной любовной тоской Фро, не знаю, строить догадки — занятие не благодарное. В любом случае, визуально спектакль очень хорош и, безусловно, достоин просмотра.

Премьера спектакля «Фро»

Премьера спектакля «Фро»Премьера спектакля «Фро»Премьера спектакля «Фро»Премьера спектакля «Фро»Премьера спектакля «Фро»Премьера спектакля «Фро»Премьера спектакля «Фро»Премьера спектакля «Фро»Премьера спектакля «Фро»Премьера спектакля «Фро»Премьера спектакля «Фро»Премьера спектакля «Фро»Премьера спектакля «Фро»Премьера спектакля «Фро»Премьера спектакля «Фро»Премьера спектакля «Фро»Премьера спектакля «Фро»Премьера спектакля «Фро»Премьера спектакля «Фро»Премьера спектакля «Фро»Премьера спектакля «Фро»Премьера спектакля «Фро»Премьера спектакля «Фро»Премьера спектакля «Фро»Премьера спектакля «Фро»Премьера спектакля «Фро»Премьера спектакля «Фро»Премьера спектакля «Фро»Премьера спектакля «Фро»Премьера спектакля «Фро»Премьера спектакля «Фро»Премьера спектакля «Фро»Премьера спектакля «Фро»Премьера спектакля «Фро»Премьера спектакля «Фро»Премьера спектакля «Фро»


Расскажите друзьям:
   

Будь в курсе!

С гордостью представляем вам наш новый канал в популярном мессенджере Telegram. Там вы сможете узнать обо всех новых публикациях на сайте, обсудить их с другими читателям и напрямую пообщаться с сотрудниками редакции. Заходите, ждем всех!

Возможно вам будет интересно:

25.09.2017 в 11:58

Сны господина де Мольера


Ленком показал премьеру – спектакль «Сны господина де Мольера» по пьесе Михаила Булгакова «Кабала святош».

24.09.2017 в 12:53

Зайончковский и Землякова: печальная российская константа


В родном городке Сергеева время остановилось, и наступило «всегда». Ненужные люди, бесцельно блуждающие в пространстве, нормально живут. Нормально.

17.09.2017 в 13:02

«Северный ветер». Новогоднее безумие Ренаты Литвиновой


На Малой сцене МХТ имени Чехова состоялся пресс-показ спектакля «Северный ветер» по одноименной пьесе Ренаты Литвиновой, для которой это режиссерский дебют.

16.08.2017 в 22:53

Неявные воздействия


Самая необычная театральная постановка за последнее время.

26.07.2017 в 14:24

Берлинский синдром


Картина о девушке, для которой некая неосмотрительность в половых контактах закончилась длительным заточением в уединенной квартире миловидного школьного учителя.

26.07.2017 в 00:30

Взрывная блондинка. Отголоски холодной войны


Один из режиссеров «Джона Уика» доказал свою состоятельность экранизацией комикса «Взрывная блондинка». Аттракцион вышел крышесносящий!

19.07.2017 в 18:42

Последние новости Приречной страны, с любовью, из сада «Эрмитаж»


На сцене театра «Сферы» презентовали новые истории из жизни обитателей Приречной страны.

25.09.2017 в 11:21

В Москве состоялся марафон


В воскресение, 24 сентября, в Москве прошло главное соревнование года по бегу в нашей стране – «Промсвязьбанк Московский марафон – 2017».

23.09.2017 в 23:41

Танки против бигфутов


Организаторы шоу Мастера Панина «Танки против бигфутов» приготовили потрясающий подарок для мальчишек и их родителей.

23.09.2017 в 22:19

Полное «Погружение» в мир квестов и жарких приключений


Хотите попытаться выбраться из замкнутого пространства или почувствовать себя заключенным в известной тюрьме?

20.09.2017 в 10:54

Open-аir на строительной площадке, или Сбор труппы театра «Школа современной пьесы»


Один за другим московские театры приглашают зрителей на первые спектакли, но перед тем как выйти на сцену, актеры и художественный руководитель собираются вместе.

19.09.2017 в 18:14

Тулу посетил Хироши Масуока – легенда ралли «Дакар»


Хироши – японская легенда ралли, многократный чемпион, японского чемпионата JFADA, брал первые места на трассах в ОАЭ, на итальянской «Бахе».

18.09.2017 в 18:43

«Мама!»: Да поможет тебе Бог

>
Один из главных голливудских собирателей человеческих страхов Даррен Аронофски воз-вращается к зрителям с новой готовой переворачивать сознания историей о «Маме!».

Система Orphus