17/03/2017 20:30 . Рубрики: Репортаж, Культура. Метки: жизнь, премьера, спектакль.

«Фро» — тема одиночества в Центре им. Вс. Мейерхольда

Текст и фото: Сергей Чалый

11 марта в Центр им. Вс. Мейерхольда состоялась премьера спектакля Михаила Рахлина «Фро» по рассказу Андрея Платонова.

Написанный уже далеко не молодым человеком, на собственном опыте познавшем и голодное детство в многодетной семье, и тяжелый труд с 14-ти лет, и ужасы гражданской войны, и эйфорию первых лет строительства нового мира, сменившуюся жестоким разочарованием и глубокими сомнениями в справедливости построенного общества, рассказ «Фро » ознаменовал собой очередной поворот в творчестве Андрея Платонова. Если в своих антиутопиях Платонов исследует устройство общества в целом, то в данном и других рассказах, опубликованных в сборнике 37-го года пристальному вниманию писателя подверглается внутренний мир отдельного человека, его чаяния и надежды, радости и горести, его быт и метания души. Этот небольшой рассказ об одиночестве, о неустроенности, о разрушении семьи в угоду несбыточной мечте о светлом будущем. Коммунистические идеологи приложили немало сил, утверждая примат общественных интересов над личными и двадцатилетние труды не пропали даром. Муж Фро Федор — талантливый инженер, искренне любит жену, тем не менее, уезжает далеко и надолго строить светлое будущее для всего человечества, не обращая внимания на страдания близкого человека. В жизни Фро также есть «одна, но пламенная страсть» — любовь к Федору. Без любимого Фро тоскует, чахнет, перестает следить за собой и квартирой, забрасывает учебу. Ее тоска всепоглащающа, но не беспросветна — у Фро есть надежда на возвращение Федора или хотя бы на письмо от него. Другое дело, отец героини — Нефед Степанович. Его одиночество окончательно и безнадежно. Он никому не нужен на этой земле: ни единственной дочери, поскольку мешает ей тосковать по мужу, ни на работе, где его из милости держат на должности дежурного механика. Поэтому он — старик, всю жизнь отдавший работе, так держится за эти редкие случайные рейсы. При этом он любит дочь, не обижается на ее грубости и десять дней ночует на вокзале, чтобы не стеснять Фро и ненадолго вернувшегося Федора. В образе Нефеда Степановича Платонов показал будущее, которое, вероятно, ожидает и Федора, так неосмотрительно разрушающего семью в угоду эфемерному «светлому будущему», а на самом деле, в угоду безжалостной пропагандистской машине. И хотя прямо о пропаганде в тексте Платонова ничего не сказано, но то и дело возникающие в речи персонажей словечки и выражения из лексикона агитпропа говорят сами за себя. В спектакле эта тема обозначена более наглядно с помощью кадров кинохроники, портретов вождя, да и некоторые эпизоды спектакля напоминают выступления синеблузочников.

Тексты Платонова, на мой взгляд, это всегда вызов режиссеру, поскольку перевести на язык визуальных образов тот намеренно сниженный, простоватый, наполненный канцеляризмами и агитационными штампами и при этом невероятно емкий и поэтичный язык, на котором говорят не только герои, но и сам автор, задача нетривиальная. Насколько она удалась создателям спектакля, не мне судить, могу лишь сказать, что смотреть спектакль интересно, действие развивается стремительно, много динамичных сцен, бескомпромисное колористическое решение — на сцене превалируют три цвета — белый, черный, насыщенный красный. В спектакле сохранены все сюжетные ходы рассказа, реплики персонажей взяты без изменений, и все же, да простят меня авторы постановки, я отчетливо понимаю, насколько некорректно сравнивать литературную основу и сценическое воплощение, но оригинальное произведение Андрея Платонова мне лично кажется глубже, пронзительней, тоскливей показанного спектакля. Возможно, причиной тому схематичность всех, за исключением Фро, персонажей, и выбеленные лица — маски тому подтверждение. Главную героиню окружают не живые люди, а обозначения людей, маски , знаки. Печально, что этой знаковости не избежал даже старик отец — потенциально очень богатый образ. Возможно, режиссер таким образом хотел показать восприятие окружающих одурманенной любовной тоской Фро, не знаю, строить догадки — занятие не благодарное. В любом случае, визуально спектакль очень хорош и, безусловно, достоин просмотра.

Премьера спектакля «Фро»

Премьера спектакля «Фро»Премьера спектакля «Фро»Премьера спектакля «Фро»Премьера спектакля «Фро»Премьера спектакля «Фро»Премьера спектакля «Фро»Премьера спектакля «Фро»Премьера спектакля «Фро»Премьера спектакля «Фро»Премьера спектакля «Фро»Премьера спектакля «Фро»Премьера спектакля «Фро»Премьера спектакля «Фро»Премьера спектакля «Фро»Премьера спектакля «Фро»Премьера спектакля «Фро»Премьера спектакля «Фро»Премьера спектакля «Фро»Премьера спектакля «Фро»Премьера спектакля «Фро»Премьера спектакля «Фро»Премьера спектакля «Фро»Премьера спектакля «Фро»Премьера спектакля «Фро»Премьера спектакля «Фро»Премьера спектакля «Фро»Премьера спектакля «Фро»Премьера спектакля «Фро»Премьера спектакля «Фро»Премьера спектакля «Фро»Премьера спектакля «Фро»Премьера спектакля «Фро»Премьера спектакля «Фро»Премьера спектакля «Фро»Премьера спектакля «Фро»Премьера спектакля «Фро»


Расскажите друзьям:

Будь в курсе!

С гордостью представляем вам наш новый канал в популярном мессенджере Telegram. Там вы сможете узнать обо всех новых публикациях на сайте, обсудить их с другими читателям и напрямую пообщаться с сотрудниками редакции. Заходите, ждем всех!

Возможно вам будет интересно:

17.01.2018 в 00:50

Журналисты прочитали дневники своего коллеги, попавшего в беду


Чтение дневников Али Феруза состоялось в Театре.doc.

16.01.2018 в 00:02

Маниозис-2. Продолжение и завершение


В Электротеатре Станиславский состоялась премьера второй части камерной оперы «Маниозис-2. Продолжение и завершение«.

13.01.2018 в 09:02

Горе тому почтальону, что письма чужие читает


Режиссёр Владимир Марков решил всех удивить и выпустить мистический триллер «Конверт». Не типичный жанр для отечественного кино, согласитесь?

08.01.2018 в 22:41

Он мобилизовал родной язык и повел его на битву…

Уинстон Черчилль в роли британского премьера и министра обороны.

08.01.2018 в 18:12

Есть ли жизнь на Марсе? А цирк? «UFО. Цирк с другой планеты» братьев Запашных


Братья Запашные представили новую цирковую программу: «UFО. Цирк с другой планеты» .

05.01.2018 в 18:26

«Снежная королева» – новогодняя сказка в цирке

Одно из самых интересных шоу цирка братьев Запашных — «Снежная королева» в Санкт-Петербурге.

04.01.2018 в 12:19

Не думай о секундах свысока


Спортивная мелодрама «Движение вверх» вспоминает легендарные три секунды Олимпийского финала 1972 года.

23.12.2017 в 22:25

«Взглянуть на наше странное, искажённое время»


Славно смахнули пыль с комедии Грибоедова «Горе от ума» в Театре на Малой Бронной!

16.01.2018 в 20:30

Грудинин представил свою предвыборную программу


На московской пресс-конференции кандидат в Президенты от партии КПРФ ответил на вопросы прессы.

16.01.2018 в 11:49

Кто такой Андрей Гончаров?


Театральная Москва отметила 100-летие со дня рождения режиссёра Андрея Гончарова фестивалем «Гончаров-100».

14.01.2018 в 16:52

Пять причин посмотреть «Видоизмененный углерод»


«Видоизмененный углерод» новый лидер среди сериалов, от Netflix?!

13.01.2018 в 12:43

«Шестой раз» или о взаимоотношениях по-фински


«Послушай, дело не в тебе, дело во мне», — не правда ли, очень знакомая фраза-клише завершения отношений? Её очень любят использовать в фильмах и бульварных романах.

12.01.2018 в 10:01

Открытие трансферного окна в футболе


Речь нашего президента и бой курантов подарили не только новый год, но и открытие трансферного окна в футболе. Это особенно интересное время.

12.01.2018 в 07:42

История о развратном Стэне Ли затмила новость о выходе «Чёрной Пантеры» Marve


Пока отец Marvel отстаивает свою репутацию, фанаты готовятся бежать в кинотеатры — наконец-то монофильм про Чёрную пантеру!

Система Orphus