17/03/2017 20:30 . Рубрики: Репортаж, Культура. Метки: жизнь, премьера, спектакль.

«Фро» — тема одиночества в Центре им. Вс. Мейерхольда

Текст и фото: Сергей Чалый

11 марта в Центр им. Вс. Мейерхольда состоялась премьера спектакля Михаила Рахлина «Фро» по рассказу Андрея Платонова.

Написанный уже далеко не молодым человеком, на собственном опыте познавшем и голодное детство в многодетной семье, и тяжелый труд с 14-ти лет, и ужасы гражданской войны, и эйфорию первых лет строительства нового мира, сменившуюся жестоким разочарованием и глубокими сомнениями в справедливости построенного общества, рассказ «Фро » ознаменовал собой очередной поворот в творчестве Андрея Платонова. Если в своих антиутопиях Платонов исследует устройство общества в целом, то в данном и других рассказах, опубликованных в сборнике 37-го года пристальному вниманию писателя подверглается внутренний мир отдельного человека, его чаяния и надежды, радости и горести, его быт и метания души. Этот небольшой рассказ об одиночестве, о неустроенности, о разрушении семьи в угоду несбыточной мечте о светлом будущем. Коммунистические идеологи приложили немало сил, утверждая примат общественных интересов над личными и двадцатилетние труды не пропали даром. Муж Фро Федор — талантливый инженер, искренне любит жену, тем не менее, уезжает далеко и надолго строить светлое будущее для всего человечества, не обращая внимания на страдания близкого человека. В жизни Фро также есть «одна, но пламенная страсть» — любовь к Федору. Без любимого Фро тоскует, чахнет, перестает следить за собой и квартирой, забрасывает учебу. Ее тоска всепоглащающа, но не беспросветна — у Фро есть надежда на возвращение Федора или хотя бы на письмо от него. Другое дело, отец героини — Нефед Степанович. Его одиночество окончательно и безнадежно. Он никому не нужен на этой земле: ни единственной дочери, поскольку мешает ей тосковать по мужу, ни на работе, где его из милости держат на должности дежурного механика. Поэтому он — старик, всю жизнь отдавший работе, так держится за эти редкие случайные рейсы. При этом он любит дочь, не обижается на ее грубости и десять дней ночует на вокзале, чтобы не стеснять Фро и ненадолго вернувшегося Федора. В образе Нефеда Степановича Платонов показал будущее, которое, вероятно, ожидает и Федора, так неосмотрительно разрушающего семью в угоду эфемерному «светлому будущему», а на самом деле, в угоду безжалостной пропагандистской машине. И хотя прямо о пропаганде в тексте Платонова ничего не сказано, но то и дело возникающие в речи персонажей словечки и выражения из лексикона агитпропа говорят сами за себя. В спектакле эта тема обозначена более наглядно с помощью кадров кинохроники, портретов вождя, да и некоторые эпизоды спектакля напоминают выступления синеблузочников.

Тексты Платонова, на мой взгляд, это всегда вызов режиссеру, поскольку перевести на язык визуальных образов тот намеренно сниженный, простоватый, наполненный канцеляризмами и агитационными штампами и при этом невероятно емкий и поэтичный язык, на котором говорят не только герои, но и сам автор, задача нетривиальная. Насколько она удалась создателям спектакля, не мне судить, могу лишь сказать, что смотреть спектакль интересно, действие развивается стремительно, много динамичных сцен, бескомпромисное колористическое решение — на сцене превалируют три цвета — белый, черный, насыщенный красный. В спектакле сохранены все сюжетные ходы рассказа, реплики персонажей взяты без изменений, и все же, да простят меня авторы постановки, я отчетливо понимаю, насколько некорректно сравнивать литературную основу и сценическое воплощение, но оригинальное произведение Андрея Платонова мне лично кажется глубже, пронзительней, тоскливей показанного спектакля. Возможно, причиной тому схематичность всех, за исключением Фро, персонажей, и выбеленные лица — маски тому подтверждение. Главную героиню окружают не живые люди, а обозначения людей, маски , знаки. Печально, что этой знаковости не избежал даже старик отец — потенциально очень богатый образ. Возможно, режиссер таким образом хотел показать восприятие окружающих одурманенной любовной тоской Фро, не знаю, строить догадки — занятие не благодарное. В любом случае, визуально спектакль очень хорош и, безусловно, достоин просмотра.

Премьера спектакля «Фро»

Премьера спектакля «Фро»Премьера спектакля «Фро»Премьера спектакля «Фро»Премьера спектакля «Фро»Премьера спектакля «Фро»Премьера спектакля «Фро»Премьера спектакля «Фро»Премьера спектакля «Фро»Премьера спектакля «Фро»Премьера спектакля «Фро»Премьера спектакля «Фро»Премьера спектакля «Фро»Премьера спектакля «Фро»Премьера спектакля «Фро»Премьера спектакля «Фро»Премьера спектакля «Фро»Премьера спектакля «Фро»Премьера спектакля «Фро»Премьера спектакля «Фро»Премьера спектакля «Фро»Премьера спектакля «Фро»Премьера спектакля «Фро»Премьера спектакля «Фро»Премьера спектакля «Фро»Премьера спектакля «Фро»Премьера спектакля «Фро»Премьера спектакля «Фро»Премьера спектакля «Фро»Премьера спектакля «Фро»Премьера спектакля «Фро»Премьера спектакля «Фро»Премьера спектакля «Фро»Премьера спектакля «Фро»Премьера спектакля «Фро»Премьера спектакля «Фро»Премьера спектакля «Фро»


Расскажите друзьям:

Будь в курсе!

С гордостью представляем вам наш новый канал в популярном мессенджере Telegram. Там вы сможете узнать обо всех новых публикациях на сайте, обсудить их с другими читателям и напрямую пообщаться с сотрудниками редакции. Заходите, ждем всех!

Возможно вам будет интересно:

22.05.2018 в 09:29

«Слава» — высокая планка советского счастья


15 мая на новой сцене МХТ зрители имели возможность увидеть эскиз спектакля по пьесе В. М. Гусева «Слава».

13.05.2018 в 21:32

О чём плачет русское «Чрево»


На новой сцене театра показали эскиз спектакля по рассказу Евгения Замятина «Чрево».

03.05.2018 в 12:42

«Тартюф». Спектакль длиной в три с половиной века


Предпремьерный показ спектакля состоялся 28 апреля на Большой Ордынке.

22.04.2018 в 20:56

Тюремная жизнь, как она есть


«Новый Алькатрас» – квест имитация тюремной жизни.

22.04.2018 в 18:24

Балерины станцевали на лыжах


Артисты театра «Марибора» выступили на фестивале Dance Open.

19.04.2018 в 12:21

Дом под снос


В малом зале театра Российской Армии состоялась премьера спектакля «Дом под снос» в постановке Андрея Бадулина по пьесе современного драматурга Анатолия Крымова

17.04.2018 в 20:31

Владимир Маяковский в стихах и песнях


В Театре Луны показали премьеру городского мюзикла «Маяковский», посвящённого 125-летнему юбилею со дня рождения поэта.

17.04.2018 в 11:56

Совместить несовместимое в спектакле «А чой-то ты во фраке?»


Школа современной пьесы поражает зрителя миксом оперы и балета.

10.04.2018 в 11:36

Мюзикл «Последнее Испытание» возвращается на большую сцену


Долгожданная премьера музыкального спектакля «Последнее испытание» состоится в конце мая на сцене театра «Русская песня»

23.05.2018 в 18:30

«Фотографировать разрешается». Акция ОАО «РЖД»


22 мая все вокзалы ОАО «РЖД» приняли участие в акции «Фотографировать разрешается»

22.05.2018 в 14:47

Поговорим о стволах?


Интервью с Чемпионом мира по спортивной стрельбе

22.05.2018 в 11:39

«ЭпиЦентр мира» объединил цирк и футбол


Удивительный вояж в «ЭпиЦентр мира» совершат поклонники циркового искусства. В новой цирковой программе на манеже цирка появится аэробус, а зрителей на посадку пригласит самый лучший экипаж

18.05.2018 в 15:35

Ladies of Burlesque


Международная звезда бурлеска Аня Павлова приглашает на свое шоу Ladies of Burlesque 19-ого мая.

18.05.2018 в 09:03

В Лужниках будут рады всем гостям


Корреспондент РБ принял участие в медиа-туре и убедился, что арена в Лужниках соответствует требованиям безбарьерной среды.

Система Orphus