17/03/2017 20:30 . Рубрики: Репортаж, Культура. Метки: жизнь, премьера, спектакль.

«Фро» — тема одиночества в Центре им. Вс. Мейерхольда

Текст и фото: Сергей Чалый

11 марта в Центр им. Вс. Мейерхольда состоялась премьера спектакля Михаила Рахлина «Фро» по рассказу Андрея Платонова.

Написанный уже далеко не молодым человеком, на собственном опыте познавшем и голодное детство в многодетной семье, и тяжелый труд с 14-ти лет, и ужасы гражданской войны, и эйфорию первых лет строительства нового мира, сменившуюся жестоким разочарованием и глубокими сомнениями в справедливости построенного общества, рассказ «Фро » ознаменовал собой очередной поворот в творчестве Андрея Платонова. Если в своих антиутопиях Платонов исследует устройство общества в целом, то в данном и других рассказах, опубликованных в сборнике 37-го года пристальному вниманию писателя подверглается внутренний мир отдельного человека, его чаяния и надежды, радости и горести, его быт и метания души. Этот небольшой рассказ об одиночестве, о неустроенности, о разрушении семьи в угоду несбыточной мечте о светлом будущем. Коммунистические идеологи приложили немало сил, утверждая примат общественных интересов над личными и двадцатилетние труды не пропали даром. Муж Фро Федор — талантливый инженер, искренне любит жену, тем не менее, уезжает далеко и надолго строить светлое будущее для всего человечества, не обращая внимания на страдания близкого человека. В жизни Фро также есть «одна, но пламенная страсть» — любовь к Федору. Без любимого Фро тоскует, чахнет, перестает следить за собой и квартирой, забрасывает учебу. Ее тоска всепоглащающа, но не беспросветна — у Фро есть надежда на возвращение Федора или хотя бы на письмо от него. Другое дело, отец героини — Нефед Степанович. Его одиночество окончательно и безнадежно. Он никому не нужен на этой земле: ни единственной дочери, поскольку мешает ей тосковать по мужу, ни на работе, где его из милости держат на должности дежурного механика. Поэтому он — старик, всю жизнь отдавший работе, так держится за эти редкие случайные рейсы. При этом он любит дочь, не обижается на ее грубости и десять дней ночует на вокзале, чтобы не стеснять Фро и ненадолго вернувшегося Федора. В образе Нефеда Степановича Платонов показал будущее, которое, вероятно, ожидает и Федора, так неосмотрительно разрушающего семью в угоду эфемерному «светлому будущему», а на самом деле, в угоду безжалостной пропагандистской машине. И хотя прямо о пропаганде в тексте Платонова ничего не сказано, но то и дело возникающие в речи персонажей словечки и выражения из лексикона агитпропа говорят сами за себя. В спектакле эта тема обозначена более наглядно с помощью кадров кинохроники, портретов вождя, да и некоторые эпизоды спектакля напоминают выступления синеблузочников.

Тексты Платонова, на мой взгляд, это всегда вызов режиссеру, поскольку перевести на язык визуальных образов тот намеренно сниженный, простоватый, наполненный канцеляризмами и агитационными штампами и при этом невероятно емкий и поэтичный язык, на котором говорят не только герои, но и сам автор, задача нетривиальная. Насколько она удалась создателям спектакля, не мне судить, могу лишь сказать, что смотреть спектакль интересно, действие развивается стремительно, много динамичных сцен, бескомпромисное колористическое решение — на сцене превалируют три цвета — белый, черный, насыщенный красный. В спектакле сохранены все сюжетные ходы рассказа, реплики персонажей взяты без изменений, и все же, да простят меня авторы постановки, я отчетливо понимаю, насколько некорректно сравнивать литературную основу и сценическое воплощение, но оригинальное произведение Андрея Платонова мне лично кажется глубже, пронзительней, тоскливей показанного спектакля. Возможно, причиной тому схематичность всех, за исключением Фро, персонажей, и выбеленные лица — маски тому подтверждение. Главную героиню окружают не живые люди, а обозначения людей, маски , знаки. Печально, что этой знаковости не избежал даже старик отец — потенциально очень богатый образ. Возможно, режиссер таким образом хотел показать восприятие окружающих одурманенной любовной тоской Фро, не знаю, строить догадки — занятие не благодарное. В любом случае, визуально спектакль очень хорош и, безусловно, достоин просмотра.

Премьера спектакля «Фро»

Премьера спектакля «Фро»Премьера спектакля «Фро»Премьера спектакля «Фро»Премьера спектакля «Фро»Премьера спектакля «Фро»Премьера спектакля «Фро»Премьера спектакля «Фро»Премьера спектакля «Фро»Премьера спектакля «Фро»Премьера спектакля «Фро»Премьера спектакля «Фро»Премьера спектакля «Фро»Премьера спектакля «Фро»Премьера спектакля «Фро»Премьера спектакля «Фро»Премьера спектакля «Фро»Премьера спектакля «Фро»Премьера спектакля «Фро»Премьера спектакля «Фро»Премьера спектакля «Фро»Премьера спектакля «Фро»Премьера спектакля «Фро»Премьера спектакля «Фро»Премьера спектакля «Фро»Премьера спектакля «Фро»Премьера спектакля «Фро»Премьера спектакля «Фро»Премьера спектакля «Фро»Премьера спектакля «Фро»Премьера спектакля «Фро»Премьера спектакля «Фро»Премьера спектакля «Фро»Премьера спектакля «Фро»Премьера спектакля «Фро»Премьера спектакля «Фро»Премьера спектакля «Фро»


Расскажите друзьям:
   

Будь в курсе!

С гордостью представляем вам наш новый канал в популярном мессенджере Telegram. Там вы сможете узнать обо всех новых публикациях на сайте, обсудить их с другими читателям и напрямую пообщаться с сотрудниками редакции. Заходите, ждем всех!

Возможно вам будет интересно:

13.11.2017 в 15:37

Ледовый спектакль Ильи Авербуха «Ромео и Джульетта»


Ледовый спектакль Ильи Авербуха в СК «Юбилейный»!

07.11.2017 в 21:49

Сметана из облаков, жаркое из буржуев, «Светлый путь» в МХТ


Можно сказать, дожили, и ста лет не прошло… Дожили до того времени, когда можно уже в каком-то роде немного выдохнуть и даже местами без боязни рассыпать смех.

02.11.2017 в 22:18

Старая дама наносит визит: «Месть — это блюдо, которое следует подавать холодным»


«Визит старой дамы» — пожалуй, самая востребованная театральной сценой пьеса Фридриха Дюрренматта.

31.10.2017 в 21:09

Матрешки на округлости Земли


В театре «Модерн» премьера. Спектакль, который нельзя пропустить, если хоть немного интересно, каков он, новый театр «Модерн».

25.10.2017 в 09:13

«Матильда» наносит ответный удар


Вопреки протестам отдельных граждан, премьера фильма «Матильда» состоялась 23 октября в Петербурге, а спустя сутки в московском кинотеатре «Октябрь».

22.10.2017 в 19:58

К 80-летию Александра Вампилова в театре на Таганке поставили «Старшего сына»


Это одна из популярнейших пьес драматурга, много раз поставленная в разных театрах.

21.10.2017 в 11:58

Уроки истории за партой в Губернском театре


20 октября на Малой сцене Губернского театра состоялась премьера спектакля «Восемь».

19.10.2017 в 01:10

«Калейдоскоп фантазий» вернулся в Vegas City Hall


Цирковому шоу «Калейдоскоп фантазий» исполняется год.

17.11.2017 в 16:07

Надежда Бабкина и ансамбль «Русская песня»


Представят концертную программу «Россия, слово о тебе!» на сцене Астраханского театра Оперы и Балета.

17.11.2017 в 16:00

HIM. Прощальный тур. StadiumLive


Легенда стиля LoveMetal отправляется в тур в последний раз

16.11.2017 в 11:36

Лига справедливости: в поисках своего пути


Новый фильм киновселенной DC comics продолжает историю, начатую в «Бэтмен против Супермена: на заре справедливости».

14.11.2017 в 05:46

Иван Третий подвинул Ленина


На главную площадь Калуги торжественно водрузили памятник великому Московскому князю.

13.11.2017 в 23:08

Большой концерт группы Звери


Большой электрический концерт в СК «Юбилейный»!

13.11.2017 в 15:52

«Магический лабиринт» и трудности перевода


Постановка испанского театра на сцене РАМТ не удостоилась качественного перевода. Подробности здесь.

Система Orphus