14/06/2017 21:41 . Рубрика: Культура. Метки: театр, спектакль, опера, эксперимент, драма, Ордалии, Звягинцев..

Сквозь огонь и воду

Текст: Алена Лосева
Фото: Сергей Чалый

В июне на сцене Московского «Театра Луны» под руководством Сергея Проханова впервые увидел свет новый спектакль по пьесе писателя и драматурга Александра Звягинцева с загадочным названием «Ордалии».

Автор пьесы Александр Звягинцев прошел путь от секретаря в органах прокуратуры Украинской ССР до вице-президента Международной ассоциации прокуроров. Кроме того, он известен как писатель, автор книг о судебной системе и истории прокуратуры, а также серии детективно-политических боевиков. Некоторые произведения Александра Звягинцева экранизированы.

Теперь немного о названии спектакля. «Ордалии» в дословном переводе с латыни (ordalium) — приговор, суд. Этот процесс известен с древних времен, в Европе процветал во времена Средневековья, а в Африке и Индии существует и по сей день. Ордалии применялись в том случае, когда следствие по какому-либо делу заходило в тупик. Когда были исчерпаны все аргументы, факты и доказательства, а ясность так и не наступала, в связи с чем невозможно было вынести приговор, обвиняемого подвергали испытаниям огнем и водой, считая, что если он невиновен, то ему не повредит ни то, ни другое, ну, а если обвиняемый сгорал или тонул, то говорили, что свершился «Суд Божий», что для наших предков являлось истиной в последней инстации. Таким образом, ордалии являлись самой жестокой и бессмысленной формой судебного разбирательства.

Итак, обратимся к сюжету спектакля. 90-е годы 20-го века. Молодой и горячий выпускник юридического ВУЗа Герард Гонсо приезжает в некий провинциальный городок, где занимает должность помощника прокурора. На момент его приезда в правоохранительной системе городка царит относительное равновесие, основанное на взаимовыгодной конкуренции прокурора Жана Силовича и адвоката Шкиля. Появление юного поборника справедливости в лице Герарда Гавриловича выводит из строя слаженный адвокатско-прокурорский механизм. Мало того, что Гонсо пытается навести порядок в делах и разобраться в том, в чем разбираться не надо, так он еще очаровывает единственную дочь прокурора Василису до такой степени, что в воздухе сонного провинциального городка начинает пахнуть свадьбой и скандалом. Пока прокурор Жан Силович устанавливает контакт с новым правдолюбцем, пытаясь соблюсти интересы своей дочери, адвокат Шкиль бросает на борьбу с возмутителем спокойствия оперативную группу, состоящую из капитана Мурлатова, местного гопника Моти и задорного пенсионера по фамилии Кресало. Вот тут, как раз, и начинается самое главное. Герарда Гонсо проводят через огонь и воду. Ему предстоит пройти через обман и предательство, через абсурд и безнадежность, а также провести следственный эксперимент с целью установить, можно ли передать взятку, сидя на верхушке качающейся березы. Кто же мог предположить, что бодрый пенсионер Кресало действительно полезет на эту самую березу? И что потом придется его оттуда снимать, и что в процессе всей этой возни пропадет папка с важными документами? А после всего этого вдруг объявится девушка Маша, и придется приглашать ее в ресторан пить шампанское, а там за шторой будет стоять фотограф, и Василиса все узнает…

Режиссер спектакля Дмитрий Бикбаев определил «Ордалии» как театральный перформанс. Действие, происходящее на сцене, можно назвать гротескным и часто неожиданным. Если лица актеров — маски, скрывающие истину, то их костюмы — это преувеличенная карикатурная демонстрация сущности персонажей. Декорации — белые двери, стены, сугробы, на фоне которых мелькают тени, не имеющие хозяев. Все неуловимо, недосказанно, непонятно и, на первый взгляд, несерьезно. Но из-под хулиганской подростковой несерьезности спектакля проступают совсем несмешные и очень актуальные проблемы, прошедшие огонь и воду, но так и не решенные не только в Средневековье, но и в настоящее время.


Расскажите друзьям:
   

Будь в курсе!

С гордостью представляем вам наш новый канал в популярном мессенджере Telegram. Там вы сможете узнать обо всех новых публикациях на сайте, обсудить их с другими читателям и напрямую пообщаться с сотрудниками редакции. Заходите, ждем всех!

Возможно вам будет интересно:

16.08.2017 в 22:53

Неявные воздействия


Самая необычная постановка за последнее время.

04.08.2017 в 23:54

Летние балетные сезоны на сцене РАМТ


На сцене Российского Академического Молодежного Театра с 1 июля по 29 августа в семнадцатый раз проходит уникальный балетный марафон «Летние балетные сезоны».

01.08.2017 в 22:33

«Теснота». Одиночество в семье


Режиссерский дебют стал достойным конкурентом “Нелюбви” Звягинцева

02.07.2017 в 21:05

Иллюзия Игры: мистика на сцене Юго-Запада


На сцене Московского Театра на Юго-Западе состоялся предпремьерный показ спектакля «Игроки» по одноименной пьесе Николая Васильевича Гоголя.

02.07.2017 в 20:33

Диагноз — «тургеневская девушка»


На Малой сцене театра на Таганке состоялся показ эскиза к будущему спектаклю по пьесе Ивана Тургенева «Месяц в деревне».

20.06.2017 в 16:38

Прощание с Баталовым


В Москве в Доме кино состоялось прощание с народным артистом СССР Алексеем Баталовым.

17.06.2017 в 16:33

«Мужья и жены»: бег по кругу


Вуди Аллен признанный мастер психологической драмы. А Константин Богомолов имеет статус эпатажного театрального провокатора.

13.06.2017 в 19:16

Это больше, чем я, это больше, чем ты: юбилей Московского театра на Юго-Западе


Московский театр на Юго-Западе отмечал свое сорокалетие. История театра началась даже немного раньше, чем 40 лет назад, в 1974 году, когда на сцене клуба «Мещерский» в подмосковном Востряково был поставлен спектакль по пьесе Гоголя «Женитьба».

07.06.2017 в 21:21

Дон Кихот — премьера в театре «Эрмитаж»

>
Интересная адаптация всем известной классики.

07.06.2017 в 21:13

Грустный анекдот

>
Притча о том, что не надо делать еврею, решившему купить козу.

17.08.2017 в 00:28

Вконтакте банит группы за материалы «слитой» серии.


Социальная сеть новыми методами борется со сливами.

Система Orphus