14/06/2017 21:41 . Рубрика: Культура. Метки: театр, спектакль, опера, эксперимент, драма, Ордалии, Звягинцев..

Сквозь огонь и воду

Текст: Алена Лосева
Фото: Сергей Чалый

В июне на сцене Московского «Театра Луны» под руководством Сергея Проханова впервые увидел свет новый спектакль по пьесе писателя и драматурга Александра Звягинцева с загадочным названием «Ордалии».

Автор пьесы Александр Звягинцев прошел путь от секретаря в органах прокуратуры Украинской ССР до вице-президента Международной ассоциации прокуроров. Кроме того, он известен как писатель, автор книг о судебной системе и истории прокуратуры, а также серии детективно-политических боевиков. Некоторые произведения Александра Звягинцева экранизированы.

Теперь немного о названии спектакля. «Ордалии» в дословном переводе с латыни (ordalium) — приговор, суд. Этот процесс известен с древних времен, в Европе процветал во времена Средневековья, а в Африке и Индии существует и по сей день. Ордалии применялись в том случае, когда следствие по какому-либо делу заходило в тупик. Когда были исчерпаны все аргументы, факты и доказательства, а ясность так и не наступала, в связи с чем невозможно было вынести приговор, обвиняемого подвергали испытаниям огнем и водой, считая, что если он невиновен, то ему не повредит ни то, ни другое, ну, а если обвиняемый сгорал или тонул, то говорили, что свершился «Суд Божий», что для наших предков являлось истиной в последней инстации. Таким образом, ордалии являлись самой жестокой и бессмысленной формой судебного разбирательства.

Итак, обратимся к сюжету спектакля. 90-е годы 20-го века. Молодой и горячий выпускник юридического ВУЗа Герард Гонсо приезжает в некий провинциальный городок, где занимает должность помощника прокурора. На момент его приезда в правоохранительной системе городка царит относительное равновесие, основанное на взаимовыгодной конкуренции прокурора Жана Силовича и адвоката Шкиля. Появление юного поборника справедливости в лице Герарда Гавриловича выводит из строя слаженный адвокатско-прокурорский механизм. Мало того, что Гонсо пытается навести порядок в делах и разобраться в том, в чем разбираться не надо, так он еще очаровывает единственную дочь прокурора Василису до такой степени, что в воздухе сонного провинциального городка начинает пахнуть свадьбой и скандалом. Пока прокурор Жан Силович устанавливает контакт с новым правдолюбцем, пытаясь соблюсти интересы своей дочери, адвокат Шкиль бросает на борьбу с возмутителем спокойствия оперативную группу, состоящую из капитана Мурлатова, местного гопника Моти и задорного пенсионера по фамилии Кресало. Вот тут, как раз, и начинается самое главное. Герарда Гонсо проводят через огонь и воду. Ему предстоит пройти через обман и предательство, через абсурд и безнадежность, а также провести следственный эксперимент с целью установить, можно ли передать взятку, сидя на верхушке качающейся березы. Кто же мог предположить, что бодрый пенсионер Кресало действительно полезет на эту самую березу? И что потом придется его оттуда снимать, и что в процессе всей этой возни пропадет папка с важными документами? А после всего этого вдруг объявится девушка Маша, и придется приглашать ее в ресторан пить шампанское, а там за шторой будет стоять фотограф, и Василиса все узнает…

Режиссер спектакля Дмитрий Бикбаев определил «Ордалии» как театральный перформанс. Действие, происходящее на сцене, можно назвать гротескным и часто неожиданным. Если лица актеров — маски, скрывающие истину, то их костюмы — это преувеличенная карикатурная демонстрация сущности персонажей. Декорации — белые двери, стены, сугробы, на фоне которых мелькают тени, не имеющие хозяев. Все неуловимо, недосказанно, непонятно и, на первый взгляд, несерьезно. Но из-под хулиганской подростковой несерьезности спектакля проступают совсем несмешные и очень актуальные проблемы, прошедшие огонь и воду, но так и не решенные не только в Средневековье, но и в настоящее время.


Расскажите друзьям:

Будь в курсе!

С гордостью представляем вам наш новый канал в популярном мессенджере Telegram. Там вы сможете узнать обо всех новых публикациях на сайте, обсудить их с другими читателям и напрямую пообщаться с сотрудниками редакции. Заходите, ждем всех!

Возможно вам будет интересно:

14.12.2017 в 21:26

«Сирано»: десять лет с носом


12 декабря в Театре МОСТ отметили десятилетие спектакля «Сирано».

13.12.2017 в 12:48

В Денежном переулке обнаружен дом с привидениями


Дом с мезонином в Денежном переулке был построен в 1823 году дворянином, кавалергардом, поручиком в отставке Александром Поливановым.

03.12.2017 в 21:43

Не рубите, мужики, не рубите!


Спектакль «Вишнёвый сад», поставленный Сергеем Безруковым в Губернском театре, принадлежит к таким постановкам, после просмотра которых понимаешь: вот он настоящий классический театр.

01.12.2017 в 19:01

«Дыши ради нас»: жизнь против здравого смысла


Основанная на реальных событиях картина «Дыши ради нас» готова покорить зрительские сердца.

01.12.2017 в 10:55

Театр не дает ответов. Театр ставит вопросы


Городской Театр представил первую премьеру этого сезона на сцене Конюшенного флигеля Юсуповского дворца.

23.11.2017 в 20:57

«Я стою, как перед вечною загадкою…»


Совсем недавно режиссер Алексей Учитель поведал миру историю влюбленности императора Николая II в балерину Матильду, а вот и новая лав-стори царственных особ.

13.11.2017 в 15:52

«Магический лабиринт» и трудности перевода


Постановка испанского театра на сцене РАМТ не удостоилась качественного перевода. Подробности здесь.

13.11.2017 в 15:37

Ледовый спектакль Ильи Авербуха «Ромео и Джульетта»


Ледовый спектакль Ильи Авербуха в СК «Юбилейный»!

05.11.2017 в 22:52

«Вахтанговская империя» разрастается


2 ноября Московская театральная общественность собралась на Арбате, чтобы увидеть обновлённые интерьеры Театра-студии имени Рубена Симонова, переданного на баланс Театру имени Вахтангова.

15.12.2017 в 23:33

Братья Запашные перевыполняют план по цирковым шоу


В ближайшие месяцы братья Запашные покажут на цирковой арене сразу три премьерных шоу!

Система Orphus