12.10.2017 10:55

Ричард III – личный демон Шекспира

Текст и фото: Евгений Чесноков

Во все эпохи произведения национального поэта Англии Уильяма Шекспира ставились на театральных подмостках, экранизировались и осовременивались режиссерами-постановщиками. Играть, как и ставить «Ричарда III» невероятно сложно, сложнее даже, чем поставить и сыграть Макбета или Гамлета. В этих персонажах сочеталось и Добро, и Зло, Шекспир же, шутя довольно черно, изобразил Ричарда III абсолютным кровавым чудовищем. Театр имени Вахтангова взялся за постановку одной из самых сложных, интригующих и драматичных пьес о короле-узурпаторе, чьи 500-летние останки были найдены в Англии в феврале 2013 года. И вот уже в эту субботу столичный зритель смог увидеть средневековую Англию, войну между Белой и Алой розой глазами грузинского режиссера Автандила Варсимашвили.

Автандил Варсимашвили невероятно талантливый сценарист и режиссер, за его плечами множество известных работ, в том числе спектаклей, поставленных по пьесам Шекспира.

«К произведениям английского классика можно обращаться постоянно, – сказал Автандил Эдуардович на пресс-конференции, – и каждый раз ты чувствуешь его по-новому. Я хочу сказать спасибо своему близкому другу, режиссеру Римасу Туминасу, за то, что он дал мне возможность показать своего «Ричарда III» в Театре имени Вахтантова. Московская постановка отличается от той, что идет в Грузии, в театре имени Руставели, здесь же зрители почувствуют иную концепцию, иной стиль, увидят иную сценографию».

Шекспира ставят в театрах так часто, что режиссерам приходится искать свою стезю, чтобы не повториться, и Варсимашвили это удалось. Работать над спектаклем ему помогала привезенная из Грузии творческая труппа, а также вахтанговские актеры. Сценограф Мириан Швелидзе воссоздал на сцене Тауэрский мост, на котором и происходят все известные события. Не обошел декоратор своим внимание и трон Англии, за который ведется сражение среди представителей разных династии. Именно из-за войн за трон и власть спектакль сравнили с известным сериалом «Игры престолов».

«Я этот сериал не смотрел, – признался Автандил Варсимашвили, – но мои дети увлеченно его смотрят. Я хотел бы надеяться, что молодое поколение зрителей найдет в этом спектакле то, что позволит им задуматься о смысле жизни, понять в чем смысл театра. Пьеса «Ричард III» – это учебник по завоеванию власти, но это отнюдь не политическая постановка».

Сценические костюмы, созданные Тео Кухианидзе, поражающие своей холодностью и мрачностью, а грим актеров, в которых соединились современность и стилизация под Средневековье, полностью передают характеры персонажей, подчеркивая и раскрывая их.

Зритель увидит не трагифарсовый спектакль, а прочувствует всю бесконечную, простирающуюся в самые закоулки человечьей души, шекспировскую трагедию, настолько гениальна игра актеров. Полному погружению в этот готический мир способствует и музыкальное оформление спектакля (за него отвечает Элисо Орджоникидзе), в которое включены композиции известных композиторов, таких как Майкл Найман, Рэнди Ньюман, Яков Бобохидзе.

Максим Севриновский, играющий роль Ричарда, по непредвиденным обстоятельствам не смог в этот день доехать до пресс-показа спектакля и в фоторепортаж вошли эпизоды «Ричарда III» без самого Ричарда III. Сцена убийства герцога Кларенса, которого восхитительно играет Юрий Поляк, вышла одной самых неожиданных и реалистичных в спектакле. Прекрасна Ольга Тумайкина в роли Герцогини Йоркской. Как призналась актриса, сыгравшая мать Ричарда, в ее задачу входило вначале напугать зрителя, а затем очаровать и растрогать его.

Заслуженный артист России Сергей Пинегин, которому досталась роль Лорда Хестингса, преподнес режиссеру Автандилу Варсимашвили меч, который был задействован в спектакле с участием Михаила Ульянова лет 40 назад.

«Говорили, что театр – это искусство молодых, а к Шекспиру приходят более в зрелом возрасте, но театр Вахтангова доказывает то, что возраста у актеров нет. Наши актеры выходят на сцену и в 95 лет, – сказал Сергей Пинегин, – потому что именно внутреннее содержание держит форму человека, здоровье и молодость. Но также актеры и в 25 лет могут быть невероятно талантливы».

В спектакле участвуют: заслуженная артистка России Ольга Тумайкина, заслуженный артист России Анатолий Меньщиков, заслуженная артистка России Елена Сотникова, заслуженный артист России Игорь Карташёв, Максим Севриновский, Павел Юдин, Алексей Гиммельрейх, Денис Самойлов, Ксения Кубасова и другие.

Рубрика: Разное. Метки: Шекспир, театр Вахтангова.

Другие публикации

14.11.2021 в 20:20

Код Туминаса. «Война и мир» в Театре Вахтангова


В 5-ти часовой "Войне и мире" Римас Туминас нигде не продешевил и с вахтанговской сцены запустил ракету в космос. «Война и Мир» в Вахтанговском поистине шедевр.

30.10.2021 в 17:27

Максим Севриновский: «Надо играть для Неба»


Максим Севриновский - настоящая звезда без многообещающих приставок «молодая». У него два театральных дома - Вахтанговский и ОКОЛО.

21.01.2021 в 02:53

Как коррупция и ложь погубили империю


Пьеса «Ромул Великий» была написана Фридрихом Дюрренматтом в 1948 году и обозначена автором как «исторически недостоверная комедия».

11.10.2020 в 15:14

Водевиль умер? Да здравствует водевиль!


В театре Вахтангова состоялась премьера спектакля Михаила Цитриняка по мотивам известной пьесы Эжена Лабиша «Соломенная шляпка».

19.03.2020 в 11:24

Нонна Гришаева наконец получила роль Людмилы Гурченко!


В спектакле Вахтанговского театра «Люся. Признание в любви» Нонна Гришаева - настоящий атомный взрыв на сцене!

04.12.2019 в 10:38

Звезда Театрала 2019


2 декабря в театре Вахтангова в 12-й раз прошло вручение премии зрительских симпатий «Звезда Театрала».

13.09.2019 в 03:09

Пер Гюнт — герой нашего времени


Начало сезона в Театре им. Е.Вахтангова ознаменовалось громкой премьерой спектакля, поставленного новым Главным режиссером театра Юрием Бутусовым.

30.03.2019 в 21:04

Девять выпускников Щуки, желание и книжка с пьесой Лопе де Вега


В спектакле «Комедия о вдове» главное, что он был создан без режиссёра, - все участники творческой труппы являются полноправными режиссёрами, авторами, сочинителями.

18.01.2019 в 10:53

Офелия здесь больше не живёт


Пьеса-сон «Ophelia is calling» в пустом театре, находящемся на грани между «заброшено» и «на ремонте». Сон на грани пробуждения.

22.12.2018 в 22:01

«Город на память». 362. Калошин переулок


В наши дни в Калошин переулок зачастили театралы - на премьеры Симоновской сцены Театра имени Вахтангова и в Центральный Дом актёра на спектакли и концерты.

18.12.2018 в 11:55

Макбет


В театре на Малой Бронной премьера — «Макбет» в постановке Антона Яковлева.

30.11.2018 в 08:51

Любовь — её отсутствие и её имитация


Слова, вынесенные в заголовок, принадлежат режиссеру Андрею Максимову, создавшему на сцене театра имени Вахтангова спектакль «Брюсов переулок».

26.11.2018 в 11:22

Колдовство в хрустальном мраке. «Брюсов переулок» в Театре Вахтангова


На суд театральной публики режиссёр Андрей Максимов представил свой авторский спектакль по мотивам произведений поэта-символиста Валерия Брюсова — «Брюсов переулок».

14.11.2018 в 07:51

«Король умер — да здравствует король!» Новое воплощение датского принца


В рамках биеннале театрального искусства на сцене РАМТ московским зрителям был представлен спектакль театра имени Ленсовета «Гамлет» в постановке Юрия Бутусова.

17.09.2018 в 14:59

«Фальшивая нота»: без фальши


После летних каникул театр имени Вахтангова открыл свой девяносто восьмой сезон. Сбор труппы традиционно начался с поздравления юбиляров.