16.01.2018 11:49

Кто такой Андрей Гончаров?

Текст и фото: Евгений Чесноков

Театральная Москва отметила 100-летие со дня рождения режиссёра Андрея Гончарова фестивалем «Гончаров-100». С его именем связано становление Театра на Малой Бронной и Театра имени Маяковского, а в ГИТИСе о нём до сих пор слагают легенды. Уж такой это был человек – неистовый, шумный, живущий театром.

Фестиваль «Гончаров-100» проходил в течение одного дня параллельно на трёх площадках – на Малой Бронной, в Маяковке, ГИТИСе, и корреспондент РБ, представив себя в роли бегающего по кругу пони, успел намотать пару кругов между храмами Мельпомены. В воспоминаниях театральных мэтров Андрей Гончаров предстаёт фигурой противоречивой, вызывавшей у учеников божественный трепет и адский ужас одновременно.

В апреле 1958 года в Московский драматический театр пришёл фронтовик, режиссёр театра Сатиры и театра Ермоловой, главный режиссёр Театра киноактёра Андрей Александрович Гончаров. Именно это имя определило новое лицо творческого коллектива. Новые лица, новые авторы, новая режиссура, всё на подъёме! В 1959 году он поставил здесь свой первый спектакль по пьесе Артура Миллера «Вид с моста», который шёл более 500 раз. Автор пьесы приезжал в Москву и отмечал, что это лучшая постановка его пьесы. Старое здание уже не могло вместить всех желающих, возникла необходимость увеличить размеры сцены и зрительного зала и в апреле 1962 года театр переехал на Малую Бронную улицу. В качестве художественного руководителя Гончаров выпустил 30 премьер, к труппе присоединились Валентин Гафт, Леонид Броневой, Людмила Перепёлкина, Людмила Хмельницкая, Вера Майорова, Георгий Мартынюк.

15 января на Малой Бронной открылась фотовыставка, посвящённая творчеству Гончарова.

Сергей Голомазов:
Для меня Андрей Александрович это Учитель с большой буквы. Сказать, что я ему благодарен – это не сказать ничего. В своих разборах он постоянно упоминал Театр на Малой Бронной, это были рассказы о том, как рождается театр, создаётся труппа. Это была история из первых уст. Будучи студентами, мы не всё воспринимали, он был очень противоречивый, учил, как надо строить театр и как не надо строить театр. Я горд и счастлив, что учился у него. Для меня он жив, я с ним по-прежнему разговариваю, спорю, не соглашаюсь и продолжаю учиться.

Сергей Голомазов:
Наше поколение шло на режиссёрский факультет за свободой. Андрей Александрович при всём своём тоталитаризме и ужасе, который он наводил на окружающих, особенно в первом семестре, дарил чувство свободы. Мы не воспринимали Гончарова, как некое фундаментальное явление, на которое надо молиться и которое является истиной в конечной инстанции. Он собрал вокруг себя в нашей мастерской очень разных педагогов, Захарова, Яшина, Карагодского. Это было прекрасное сочетание режиссёров, иногда эстетически противоречащих другу другу, но мы в этом котле учились. Пришло понимание того, что театр может быть разным и это было прекрасно, это была свобода. Это было удивительное чувство полёта и творческого студенческого счастья, подаренного Гончаровым. Мы показывали отрывки и потом начиналась магия. Как он умел внятно, просто и доступно анализировать пьесу, двумя словами объяснить сложные казуистические высказывания Константина Сергеевича Станиславского о природе сверхзадачи! Он открыл для нас профессию!

Стафис Левафинос:
Гончаров очень верил в эмоциональный театр, в настоящие, горячие эмоции на сцене.

Евгений Каменькович:
Андрей Александрович придумал тотальный театр, который воздействовал на зрителя всеми возможными средствами. Он требовал, чтобы мы искали современные пьесы: «Ну что, что новенького?». И главное, он нас научил, что театром надо заниматься 24 часа в сутки. В английском футболе игроки не останавливаются все 90 минут и от нас Гончаров требовал такой вот самоотдачи. Однажды он сказал про Петра Фоменко: «Я люблю этого человека за то, что в нём мои недостатки». А Фоменко в ответ вывел идеальную формулу: «Андрей Александрович Гончаров для нас всех учитель, мучитель и спаситель».

Светлана Немоляева:
Андрей Александрович никогда не повышал голос только на Наташу Гундареву и Армена Джигарханяна. Они понимали Гончарова с полуслова, но не все были такие талантливые и сообразительные, у остальных была тяжёлая жизнь. Иногда он не разговаривал, а только кричал: «Почему меня никто не понимает?». Конечно, он создавал нечто неординарное, собрал божественную труппу, но было трудно смириться с его характером и многие ушли. Вот такой своеобразный человек.

Александра Ровенских:
Он говорил, что ему трижды повезло в жизни: первый раз, когда выскочил из такой тяжёлой истории, как война, «с двумя пилюлями», с двумя ранениями, но всё-таки – выскочил. На задание пошло 12 человек, вернулось двое. Ещё повезло с театром, потому что всегда ставил, что хотел. И третий раз повезло, потому что я любил, это большая награда.

Людмила Иванилова:
Когда я попала к Гончарову, чувствовала себя избранницей божьей. Он себя не щадил, иногда на показах сидели до часа ночи, а потом шли пешком домой. Ну ладно мы, молодые студенты, а ему было уже прилично лет. Взгляд у Гончарова был – как лезвие бритвы, окинет взором аудиторию и сразу понимает, кто вчера пил, у кого с кем роман. Кто-то из студентов был не готов, говорит: «Я ещё не собрался» – «Собираются в баню, мой милый, а здесь приходят и работают».

Наталия Каминская:
Общаясь с Гончаровым, я постепенно поняла, что это за фигура – человек, который ничего не боялся и которого все любили. Он всегда ставил, что хотел, начиная с «Вида с моста» и кончая спектаклем «Жизнь Клима Самгина». Ещё в начале восьмидесятых он говорил, что директора театров работают в абсолютно ненормальных условиях, ещё тогда он настаивал на менеджерском факультете. Он давал работу опальным режиссёрам, из которых собрал практически кафедру в ГИТИСе. Как он относился к своим ученикам? В начале девяностых он посмотрел спектакль Някрошюса «Маленькие трагедии», довольно навороченный, модернистский. Андрей Александрович сказал после спектакля: «Ну наворотил, ничего не понял, но какой талантливый, как я горжусь!»

Игорь Костолевский:
В ГИТИС я попал случайно, стоял в дверях аудитории и увидел импозантного человека, такого барина, который сразу производил мощное впечатление, и он меня заворожил. Гончаров оглядел аудиторию и остановил взгляд на мне. И я, как кролик перед коброй, пошёл на середину и читал «Дуэль» Чехова. «Вы ко мне пойдёте?» – «А вы возьмёте?». Сколько крови Гончаров у меня выпил, это не передать! До третьего курса не мог произнести мою фамилию и называл Костомоловским, Костолонским, как угодно. Но я ему за всё благодарен, за школу, которую у него прошёл. Как говорил Бернард Шоу, жизнь – это создание себя. И Гончаров учил создавать себя. Чем старше я становлюсь, тем лучше понимаю, насколько важны были его слова о том, что театр – это храм, о том, что артист выполняет некую миссию и не бывает ничего проходного. Каждый новый спектакль, каждый выход на сцену должен быть для актёра событием. Андрей Александрович был неистовым рыцарем театра и в этом неистовстве мог кричать и оскорблять, но не из желания обидеть – как художник он был переполнен эмоциями. Гончаров уважал и любил зрителя. В зал приходят люди со своими проблемами и переживаниями и он старался их жизнь облегчить.

Сергей Рубеко:
Андрей Александрович не был херувимом, он любил говорить: театр – жестокая вещь. Это делалось во имя спектакля, во имя роли. Он невероятно образно выражался: «Режиссёр должен нащупать воспалённую зону в зрительном зале и опрокинуть туда чашу спектакля». Меня Гончаров своеобразно похвалил за роль спустя семнадцать лет после премьеры: «Рубеко, Вас будут хвалить, но Вы не верьте!»

Юрий Иоффе:
Гончаров – человек буйный, я работал с ним двадцать один год и за это время он уволил 34 режиссёра. Его прибытие в театр – это торнадо, всё вокруг должно кипеть. Как он выпускал спектакли! Это сравнимо с запуском космического корабля или со строительством БАМа! Так он трудился. Разве можно репетировать шесть лет? Разве можно работать над спектаклем двенадцать лет? Оказалось, можно и нужно. Андрей Александрович больше, чем просто режиссёр, это гигантское, шумное, честолюбивое явление.

Своими воспоминаниями поделилсь также Анна Антоненко-Луконина, Вера Майорова, Леонид Хейфец, Андрей Борисов, Ольга Прокофьева и другие.

Рубрика: Культура. Метки: Гончаров, фестиваль, театр.

Другие публикации

28.03.2022 в 04:04

МХТ им. А.П. Чехова выступает в Петербурге


На сцене Александринского театра представлены три премьеры

Дата мероприятия: 27.03.2022

Большие гастроли МХТ им. А.П.Чехова пройдут в Петербурге


Константин Хабенский привозит три премьерных спектакля!

17.06.2021 в 05:24

Юбилейный фестиваль STEREOLETO прошёл в Петербурге


Севкабель Порт вновь стал местом проведения фестиваля STEREOLETO.

14.12.2020 в 00:35

Труппа «Урал Балета» открыла в Петербурге XIX Международный фестиваль Dance Open


«Урал Интро» из трех сочинений представлен на сцене театра Балтийского дома

12.09.2020 в 06:33

Stereoleto 2020 состоялся


Музыкальный фестиваль прошёл 5 и 6 сентября в «Севкабель Порту»

13.12.2019 в 21:53

«Война и мир» Юрия Грымова


На сцене театра «Модерн» поставили самую масштабную версию романа-эпопепии Льва Толстого.

18.09.2019 в 19:37

Международный фестиваль циркового искусства


Завершился 18-й Международный фестиваль циркового искусства, который с 5 по 8 сентября проходил в Московском цирке Никулина на Цветном бульваре.

05.09.2019 в 22:07

Лимузины, танки, селфи или современный взгляд на русскую оперу


Астраханский государственный театр оперы и балета представил оперу М. Глинки «Руслан и Людмила».

02.09.2019 в 22:54

Театры бегут марафон


Астрахань встретила Всероссийский театральный марафон.

31.08.2019 в 22:55

WONDERFEST в Новой Москве: Сказка стала былью


В столице с успехом прошел первый городской фэнтези-фестиваль для взрослых и детей.

28.07.2019 в 20:04

Редкие-равные! Мы-солидарные!


Врачи, представители власти и общественники обсудили перспективы развития оказания медицинской помощи орфанным пациентам.

21.07.2019 в 14:25

Ловись рыбка большая и маленькая: в Астрахани отметили День рыбака


Традиционно во второе воскресенье июля в России отмечается День рыбака.