Текст и фото: Евгений Чесноков

Большие красные машины заполнили павильон КВЦ «Сокольники»: с 7 по 11 марта здесь проходит автомобильная выставка «Олдтаймер-Галерея Ильи Сорокина». В этом году тематическая экспозиция приурочена к столетию создания пожарной охраны в СССР.

Александр Карпов, автор книг по истории советской пожарной техники:

17 апреля 2018 года исполняется сто лет советской пожарной охране. Экспонаты выставки подобраны очень удачно: здесь можно увидеть всё, что имеет отношение к этой памятной дате — уникальные довоенные образцы, насосы, цистерны, автолестницы. Все эти машины боевые, со славной историей. Москва давно не видела ничего подобного.

Максим Карташов, старший научный сотрудник Политехнического музея:

Политехнический музей не первый раз принимает участие в «Олдтаймер-Галерее Ильи Сорокина» и мы не перестаём удивляться разнообразию идей организаторов выставки.

Евгений Бобылёв, председатель совета ветеранов московской пожарно-спасательной службы:
Пожарные и спасатели — это люди, которые стоят на страже безопасности, охраняют наш город. Сто лет назад был подписан Декрет об организации государственных мер борьбы с огнём, это была точка отсчёта, когда профессиональная пожарная охрана получила новый импульс в совершенствовании, подготовке кадров, создании новых образцов техники. От лица всех пожарных хочу поблагодарить организаторов выставки, которая послужит новым стимулом для молодых людей, выбирающих профессию настоящих мужчин.

В Международный женский день организатор выставки Илья Сорокин обратился к нашим читательницам:

Милые дамы, с пониманием относитесь к увлечениям своих мужчин, которые копаются со старинным железом. Сходите вместе на «Олдтаймер-Галерею». Здесь всё настоящее и достойное.

Самые старые экспонаты пожарной выставки созданы ещё в XIX веке, это отреставрированные подлинники из Европы и США в «родной» окраске, а паровые насосы до сих пор находятся в рабочем состоянии. Здесь представлены пожарные телеги на конной тяге. Разделение техники по специализации появилось ещё до изобретения автомобиля, в пожарных командах были телеги с насосами, телеги с оборудованием — так называемый «багровый ход» с баграми и длинными лестницами.

Если говорить о первых пожарных автомобилях, то отечественные машины уступали зарубежным: у нас было проще и дешевле оборудование, а, к примеру, у американцев каждая фирма выпускала свою машину в эксклюзивной комплектации. Впрочем, и у них автомобили были с открытыми кузовами и не на каждой машине предусмотрено лобовое стекло. Совершенство пришло позднее.

В двадцатые годы в больших городах СССР строились многоэтажные здания и потребовались высокие пожарные автолестницы. Их приходилось закупать в Германии за золото. Советская индустрия озаботилась созданием собственной техники, в 1928 году в Ленинграде создали первенца аварийно-спасательного автомобиля с электростанцией и осветительными приборами, подъёмным краном, средствами связи. Советское оборудование отличалось надёжностью, насос завода «Промет» 2492 раза применялся при тушении пожаров в пожарной команде города Рыбинска и ни разу не отказал. В качестве эксперимента в 1920-е годы рассматривался проект «автогазовки» — эдакого большого огнетушителя на колёсах, когда струя воды подавалась в очаг пожара не насосом, а при помощи давления, созданного баллоном с газом. В начале 1930-х годов на ленинградском заводе «Промет» был изготовлен мотоцикл с мотопомпой, но он оказался слишком тяжёлым. Об этих и других прототипах можно прочитать на стендах, ну а в залах выставлена серийно производившаяся техника разных лет.

«Олдтаймер-Галерея Ильи Сорокина» — это десятки автомобилей, классических и уникальных.

Работа над мощной амфибией, способной эвакуировать приземлившиеся космические летательные аппараты, началась в шестидесятые годы. Созданная машина ПЭУ-1 была окрашена в синий цвет, за что получила название «Синяя птица». На выставке представлена поисково-эвакуационная машина другой окраски, модернизированный вариант 1979 года, предназначенный под большее количество вариантов спускаемых аппаратов. Данная машина работала в части, несколько раз принимала участие в поисковых мероприятиях, а после замены на более современную модель вернулась в конструкторское бюро.

Подобная амфибия пригодилась бы и военным, и геологам, но в этом случае был спецзаказ космической отрасли: если заглянуть в кузов, то можно увидеть полукруглое углубление для шара — спускаемого аппарата, в котором космонавты возвращаются с орбиты. Машина со стеклопластиковым кузовым на алюминиевой раме очень лёгкая, все габариты рассчитаны под её доставку самолётом. В своё время информация по машине была засекречена, доступ в расположенное на ЗИЛе конструкторское бюро осуществлялся по разрешению Первого отдела.

С 2014 года ЗИЛ фактически прекратил существование. У завода была великая история со множеством реализованных проектов, но, по мнению экспертов, ЗИЛ угробил сам себя. В определённый момент поиск новых решений прекратился, делались машины для выставок, а работа на перспективу затормозилась, началось падение. Можно долго спорить о недостатках и преимуществах плановой экономики советского периода, но завод погубила не она, а последовавший после распада Союза бардак.

На «Олдтаймер-Галерее» выставлен микроавтобус ЗИЛ-118 «Юность» — одна из перспективных моделей автобуса представительского класса начала шестидесятых годов. Эта машина с интуристовским брендом, в такой окраске ЗИЛ-118 принимал участие в международном ралли туристических автобусов Москва-Ницца в 1969 году. «Юность» тогда взяла несколько призов, в том числе за дизайн машины. Экземпляр автобуса, участвовавший в ралли, не сохранился.

Ещё один индустриальный динозавр, канувший в вечность, — автозавод имени Ленинского Комсомола, на протяжении нескольких десятилетий производивший малолитражные автомобили под маркой «Москвич». Лучшие модели завода пятидесятых-шестидесятых годов стали отечественной автоклассикой, но на успехах прошлого далеко не уедешь: также как ЗИЛ, АЗЛК стал жертвой нерасторопности собственного руководства. Пока АЗЛК пребывал в состоянии стагнации, конкуренты с берегов Волги не дремали и заполонили рынок своими «Жигулями».

В экспозиции «Олдтаймер-Галереи» можно увидеть настоящий раритет — «Москвич 415С». Эта модель разрабатывалась как лёгкий внедорожник для сельской местности с возможностью применения в армии. Но идея не нашла понимания у руководства автопрома СССР, сделавшего ставку на вазовскую «Ниву» для гражданских и ульяновский УАЗ-469 для военных нужд. Произведённый в единственном экземпляре «Москвич 415С» в своё время был выкуплен работником завода, эксплуатировался, а до наших дней дошёл в таком виде.


Расскажите друзьям:

Будь в курсе!

С гордостью представляем вам наш новый канал в популярном мессенджере Telegram. Там вы сможете узнать обо всех новых публикациях на сайте, обсудить их с другими читателям и напрямую пообщаться с сотрудниками редакции. Заходите, ждем всех!

Возможно вам будет интересно:

22.04.2018 в 20:56

Тюремная жизнь, как она есть


«Новый Алькатрас» – квест имитация тюремной жизни.

16.04.2018 в 23:53

«Неоспоримо первенство Москвы»

» border=1>
Дом-музей Марины Цветаевой отмечает 125-летие Цветаевой.

15.04.2018 в 11:13

Искусством может быть всё


В Теннисном клубе «Галерея» прошёл вернисаж художников.

15.04.2018 в 10:35

«Джинсы – как культ»: на выставке покажут джинсы легендарных людей


В Гранатном дворе представят вещи легендарных людей.

13.04.2018 в 18:16

Борьба за Москву: велосипедисты против автомобилистов


Общественная палата столицы провела дискуссию о развитии велодорог

13.04.2018 в 11:29

Вавилонское сыроварение


В торговом центре «Вавилон» на проспекте Мира с 12 по 15 апреля проходит фестиваль крафтового сыра «СырДвор»

11.04.2018 в 11:28

Эпос о князе Владимире рассказан языком танца


Талантливые дети, представляющие танцевальные коллективы со всей России, выступили в гала-спектакле «Князь Владимир Красно Солнышко» на сцене Большого театра

10.04.2018 в 12:04

Современные художники — в память о блокадном Ленинграде


9 апреля в Российской государственной библиотеке, известной как «Ленинка», прошёл вернисаж выставки современных художников, номинантов премии «Инновация» — престижной награды в области искусства

Система Orphus