13.05.2018 21:32

О чём плачет русское «Чрево»

Текст: Алёна Лосева
Фото: Сергей Чалый

Этой весной МХТ имени Чехова обращает своё внимание на творчество русских писателей начала XX века – тяжёлого революционного периода нашей истории. Проза того времени редко попадает на театральную сцену. В ней почти нет юмора и лирики, которые так приятны зрителю. Эта проза специфична, но именно специфика часто делает её особенно интересной. В рамках проекта режиссёрской лаборатории «После революции» затронуты произведения Аркадия Аверченко, Виктора Гусева, Ильи Эренбурга. 10 мая на новой сцене МХТ был представлен эскиз спектакля «Чрево» по одноименному рассказу Евгения Замятина, созданный молодым талантливым питерским режиссёром Андреем Гончаровым.

Чрево в МХТ

… И запел Пётра о том, как пошёл косить, да оселок забыл, как вернулся домой с полдороги, а там… Там жена его, Афимья, да сосед Ванька не ждали, что хозяин так скоро воротится. Пела-приговаривала Афимья, как учил её муж, как бил до полусмерти, и только Ванюша утешал-миловал. Как понесла она от Ванечки, как ждала сыночка, да Пётра, пьяный, обиды терпеть не стал. И нет больше ребеночка. И Афимьи тоже нет, а есть вместо неё зверь лютый ни боли, ни жалости не знающий. И мстит тот зверь убийце, мстит постылому мужу, мстит за себя и за дитя своё. Вот и Пётра больше нет, а есть вместо него две бочки солонины.

Так – веточка за веточкой, слово за словом – плетётся узорная тесьма замятинского сказа, ложатся неторопливо нити одна за другой: основа – уток, основа – уток. Неспеша, чинно разливает Афимья борщ: мужу три половника, себе – один. Неспеша, вкусно кормит ещё неродившегося сыночка яблочками. Сладко дремлет на солнышке, грезит о будущем счастье. Неспеша, усердно сыплет мягкую землю на убитого мужа.

Чрево в МХТ

Основные декорации в спектакле – стол и земля. Ничего лишнего. Стол – граница двух миров. Всё, что выше стола, выше пояса – любовь и ненависть; обида, которую нельзя простить; боль, которую нельзя терпеть; страх, который нельзя скрыть. Всё, что ниже стола, ниже пояса – рождение и смерть; босые ноги и последняя истина: из земли ты вышел, в землю и уйдёшь.

Несмотря на жестокость сюжета, актёры МХТ играют мягко, напевно, даже ласково. Пётра – страшный персонаж, пьющий горькую и безжалостно избивающий свою жену, в исполнении Александра Ливанова становится не злым, а глубоко несчастным одиноким человеком, обманутым мужем, который не может справиться с собой, не может пережить предательство жены и поэтому совершает одну ошибку за другой. Афимья – Ольга Литвинова – сначала ласковая, послушная, терпеливая, после потери ребёнка лишается разума и сердца, каменеет, теряет себя, лютует, но вдруг… гладит убитого Петрушу по голове – жалко. Валерий Трошин, играющий в спектакле сразу несколько ролей: Ивана, соседку Петровну, а также читающий текст от автора, утешая и баюкая, проводит Афимью через любовь и смерть на суд и дальше, дальше…

Чрево в МХТ

Произведения Евгения Замятина стали издаваться в нашей стране только после 1989 года, хотя написаны были в самом начале XX века. Более пятидесяти лет имя этого автора было незнакомо русскому читателю. Слишком не по душе пришлись замятинские «сказы» советскому правительству. А между тем, эту прозу ставили в один ряд с произведениями Чехова. Обращение МХТ в XXI веке к творчеству Замятина можно было бы назвать странным. Возможно, что в век нанотехнологий искушённому городскому зрителю не особо интересен быт дореволюционной России. Но прислушайтесь – это о нас поют и плачут босые люди в смокингах. Так ласково, печально и безнадежно.

Чрево в МХТ

Чрево в МХТЧрево в МХТЧрево в МХТЧрево в МХТЧрево в МХТЧрево в МХТЧрево в МХТЧрево в МХТЧрево в МХТЧрево в МХТЧрево в МХТЧрево в МХТЧрево в МХТЧрево в МХТЧрево в МХТЧрево в МХТЧрево в МХТ
Рубрика: Культура. Метки: театр, премьера, спектакль.

Другие публикации

28.03.2022 в 04:04

МХТ им. А.П. Чехова выступает в Петербурге


На сцене Александринского театра представлены три премьеры

Дата мероприятия: 27.03.2022

Большие гастроли МХТ им. А.П.Чехова пройдут в Петербурге


Константин Хабенский привозит три премьерных спектакля!

21.01.2021 в 02:53

Как коррупция и ложь погубили империю


Пьеса «Ромул Великий» была написана Фридрихом Дюрренматтом в 1948 году и обозначена автором как «исторически недостоверная комедия».

20.01.2021 в 11:41

Лес рубят – щепки летят


20 и 21 января МХАТ им.Горького представляет премьеру спектакля «Лес» по пьесе Александра Островского.

17.12.2020 в 10:24

Якубович молится за нас


МХАТ им.Горького поставил спектакль о православной Вере с участием Дмитрия Певцова, Алисы Гребенщиковой, Леонида Якубовича.

14.12.2020 в 00:35

Труппа «Урал Балета» открыла в Петербурге XIX Международный фестиваль Dance Open


«Урал Интро» из трех сочинений представлен на сцене театра Балтийского дома

19.03.2020 в 11:24

Нонна Гришаева наконец получила роль Людмилы Гурченко!


В спектакле Вахтанговского театра «Люся. Признание в любви» Нонна Гришаева - настоящий атомный взрыв на сцене!

11.03.2020 в 23:13

Малый театр отметит день рождения Эйнштейна премьерой спектакля «Физики»


Попав внутрь элитной лечебницы для душевнобольных, инспектор полиции пытается понять, что на самом деле скрывается за его роскошным фасадом...

21.02.2020 в 00:11

«Три сестры» вернулись на Тверской бульвар


В МХАТ имени Горького 20 февраля состоялась премьера восстановленного спектакля «Три сестры» по пьесе Антона Чехова.

20.02.2020 в 00:59

Не про любовь. Ромео и Джульетта в РАМТе


14 февраля, в день всех влюбленных, в РАМТе состоялась очень созвучная празднику премьера: «Ромео и Джульетта».

17.02.2020 в 21:27

Три сестры сварили варенье в МХАТ


В МХАТ имени Горького начались прогоны спектакля «Три сестры» - реконструированной версии постановки Владимира Немировича-Данченко 1940 года.