29.05.2018 07:41

Улыбаться любой ценой. «Баал»

На сцене центра имени Мейерхольда состоялся предпремьерный показ спектакля «Баал» по одноименной пьесе Бертольда Брехта в переводе Александра Филиппова-Чехова (при поддержке Гете-Института в Москве). Режиссер-постановщик Иван Комаров. Актерская труппа «Июльансамбль» — это самостоятельная театральная компания, выросшая из Мастерской худрука ЦИМа Виктора Рыжакова в Школе-студии МХАТ (9-я студия МХТ).

Баал

Ваал (Баал) – верховный бог хананеев, которому также поклонялись израильтяне, часто и охотно впадавшие в язычество. Его отождествляли с Солнцем и Сатурном, называли «владыкой небес» и изображали часто в виде быка. В его честь устраивали оргии, ему приносили человеческие жертвы — в большинстве случаев грудных детей. Жрецы и жрицы Ваала служили ему посредством блуда. Содом и Гоморра, погибшие под огненным дождем, поклонялись Ваалу. Ненасытному божеству было мало простого разврата. Нужны были все новые и новые формы извращения человеческой природы. Именно его жрецы в количестве четырехсот пятидесяти человек проиграли очень важный спор пророку Илии на горе Кармель.

Если вам кажется, что двадцатилетний Бертольд Брехт, будущий автор «Мамаши Кураж…» и «Трехгрошовой оперы», не собирался своей первой пьесой «читать публике мораль», то это вам только кажется. Брехт написал «Баала» в 1918 году, после чего переделывал пьесу четыре раза. Его душераздирающий крик о том, что происходило вокруг, не мог звучать с театральной сцены того времени. Он ломал стены и шокировал публику. Приходилось втискивать пьесу в рамки существующего театра, отрезая “лишнее”, в результате чего произведение теряло смысл и не могло донести до зрителя то, ради чего было написано. Поэтому Брехт создал свой театр, назвал его “эпическим” и уже на новой сцене и новыми методами пытался достучаться до тех, кто сидел в зале. С тех пор многие режиссеры пытались ставить раннего Брехта и всегда с разным результатом. Сегодня, когда на сцене можно все, перед нами новый «Баал» – его очередное воплощение, теперь в 21 веке.

Баал

Главный герой пьесы, носящий имя одного из самых известных демонов, обладает многими чертами своего тезки. Он циничен, жесток, ненасытен, безжалостен и чертовски обаятелен. Он пишет песни, сам исполняет их под гитару, много пьет и хорошо выглядит. За ним ходят толпы поклонников обоих полов, предлагая деньги, гастроли, а также самих себя. Баал без раздумий берет все. Ведь он этого достоин. Время идет. Кончаются деньги, надоедают женщины и водка. Стихи не пишутся. Баал постепенно опускается. Вот уже его единственный друг, с которым они скитаются вместе, не имея жилья и работы, бросает ему в лицо: «Ты становишься все отвратительнее». Но это так, между прочим, потому что на самом деле их обоих устраивает эта игра, в которой они единомышленники, друзья и любовники. Игра заканчивается, когда Баал убивает своего друга. Демон должен быть одинок. Сверхъестественная ноша не по силам человеку.

Юный Брехт придумал своего «Баала» как признание в любви Франсуа Вийону. Мораль моралью, а человек остается человеком: как бы низко он ни падал, всегда найдется что-нибудь, за что его можно любить или хотя бы жалеть. Поэтому эта пьеса скорее предостережение, чем обличение. На протяжении всего действия главный герой так меняется, что в некоторых спектаклях его играют совсем разные актеры. Доживая свои последние дни в нищете и унижении у дровосеков, бывший кумир и злодей тайком подбрасывает одиноким старушкам хворост. Бесплатно.

У Брехта в тексте пьесы нет специальных указаний по поводу внешности Баала. В интерпретации «Июльансамбля» он улыбается. Всегда. При любых обстоятельствах. И в начале, демонстрируя зубы, которыми так гордится, и в конце — беззубым окровавленным ртом. И это очень правильно. Это очень современно и понятно — улыбаться любой ценой.
Смотреть спектакль без предварительной подготовки не стоит. Почитайте. Вы увидите все совсем по-другому.

Баал

БаалБаалБаалБаалБаалБаалБаалБаалБаалБаалБаалБаалБаалБаалБаалБаалБаалБаалБаалБаалБаалБаалБаалБаалБаалБаалБаалБаал

Текст: Алёна Лосева
Фото: Сергей Чалый

Рубрика: Культура. Метки: театр, премьера, спектакль.

Другие публикации

28.03.2022 в 04:04

МХТ им. А.П. Чехова выступает в Петербурге


На сцене Александринского театра представлены три премьеры

Дата мероприятия: 27.03.2022

Большие гастроли МХТ им. А.П.Чехова пройдут в Петербурге


Константин Хабенский привозит три премьерных спектакля!

21.01.2021 в 02:53

Как коррупция и ложь погубили империю


Пьеса «Ромул Великий» была написана Фридрихом Дюрренматтом в 1948 году и обозначена автором как «исторически недостоверная комедия».

20.01.2021 в 11:41

Лес рубят – щепки летят


20 и 21 января МХАТ им.Горького представляет премьеру спектакля «Лес» по пьесе Александра Островского.

17.12.2020 в 10:24

Якубович молится за нас


МХАТ им.Горького поставил спектакль о православной Вере с участием Дмитрия Певцова, Алисы Гребенщиковой, Леонида Якубовича.

14.12.2020 в 00:35

Труппа «Урал Балета» открыла в Петербурге XIX Международный фестиваль Dance Open


«Урал Интро» из трех сочинений представлен на сцене театра Балтийского дома

19.03.2020 в 11:24

Нонна Гришаева наконец получила роль Людмилы Гурченко!


В спектакле Вахтанговского театра «Люся. Признание в любви» Нонна Гришаева - настоящий атомный взрыв на сцене!

11.03.2020 в 23:13

Малый театр отметит день рождения Эйнштейна премьерой спектакля «Физики»


Попав внутрь элитной лечебницы для душевнобольных, инспектор полиции пытается понять, что на самом деле скрывается за его роскошным фасадом...

21.02.2020 в 00:11

«Три сестры» вернулись на Тверской бульвар


В МХАТ имени Горького 20 февраля состоялась премьера восстановленного спектакля «Три сестры» по пьесе Антона Чехова.

20.02.2020 в 00:59

Не про любовь. Ромео и Джульетта в РАМТе


14 февраля, в день всех влюбленных, в РАМТе состоялась очень созвучная празднику премьера: «Ромео и Джульетта».

17.02.2020 в 21:27

Три сестры сварили варенье в МХАТ


В МХАТ имени Горького начались прогоны спектакля «Три сестры» - реконструированной версии постановки Владимира Немировича-Данченко 1940 года.