Проект иммерсивного спектакля, вовлекающего зрителя в события военных лет, возник в Министерстве обороны и был реализован в Театре Армии под названием «Победа.doc». Главными героями стали Иосиф Сталин и Георгий Жуков. Зрителями (а в некоторых сценах и участниками) примерно четырёхчасового действия станут военнослужащие и курсанты военных училищ. Чтобы картина событий была максимально достоверной, создатели спектакля консультировались с историками.
Игорь Афанасьев, режиссёр-постановщик:
Мы назвали этот проект театральной реконструкцией – не квестом. Со временем на значительных событиях накапливается слой пыли и сегодня существуют всевозможные фейки, поэтому мы назвали спектакль «Победа.doc»: он построен исключительно на документах, полученных в музейных архивах. Наша задача – заинтересовать аудиторию, состоящую из курсантов и военнослужащих, сделать так, чтобы они после встречи с нами сами захотели прочитать книги, пойти в музеи. Пусть молодые люди изучают правдивую историю по документам. «Победа.doc» рассматривает разные периоды войны от 22 июня 1941 года до Парада Победы. Зрители из Театра Армии на автобусе отправятся в кабинет маршала Жукова на Знаменке, в бункер Сталина на недостроенном стадионе в Измайлово, в Центральный музей Вооружённых сил. Гражданские лица пока не смогут увидеть постановку, так как существуют определённые ограничения с посещением здания Министерства обороны.
Яна Стародуб-Афанасьева, сценарист:
Формат автобусной экскурсии выбран для того, чтобы зрители могли почувствовать себя людьми из того времени, побывав в нескольких исторических местах. В первой части спектакля «Победа.doc» нет ни одного выдуманного слова – только дневниковые записи и документы участников событий 22 июня 1941 года. В те часы принимались решения, определившие судьбу страны. Из этих фактов и собрана документальная мозаика спектакля. Рассказ о военных событиях продолжается и во время поездок в автобусе. Актёры озвучивают истории о том, что переживали в те дни не первые лица государства, а простые горожане.
«Эти воспоминания чрезвычайно важны, и чем точнее они будут воспроизведены – тем лучше. Если не ворошить прошлое, то тогда не придётся ворошить будущее. Это непрерывная связь поколений, это история, длящаяся тысячу лет»,- заметил один из гостей предпремьерного показа кинорежиссёр Владимир Бортко.
Локации спектакля были предложены Министерством обороны, и режиссёр выстроил сюжет исходя из этих пожеланий. Действие начинается в Театре Армии, гигантское здание которого в форме пятиконечной звезды было построено незадолго до войны. Когда выяснилось, что четыре луча этой звезды указывают в направлении вокзалов, а пятый – в сторону Кремля, что являлось хорошим ориентиром для вражеских бомбардировщиков, театр решено было замаскировать. В службу маскировки входили лучшие художники и архитекторы Москвы, скрывавшие Кремль, Большой театр и другие государственные объекты. Маскировочная сетка, выполненная в зелёных и красно-коричневых тонах, спасла многие здания от разрушения.
В октябре немецко-фашистские оккупанты подошли к Москве; не исключалась возможность захвата столицы врагом. «Период мирного строительства закончился, начался период освободительной войны с немецкими захватчиками»,- объявил Иосиф Сталин. Важнейшие объекты были заминированы, введён режим затемнения: при угрозе налётов запрещено включать свет, а небо стало чёрным от пепла сжигаемых в печах документов. Всё трудоспособное население по указу от 12 октября привлечено к устройству траншей и окопов, сооружению баррикад. В окрестностях города москвичи своими руками возвели 676 километров противотанковых рвов, 445 километров эскарпов и контрэскарпов, установили более 46000 противотанковых ежей. Самым тревожным днём стало 16 октября, когда единственный раз в своей истории не открылся для пассажиров московский метрополитен. Метро планировалось затопить, но уже к вечеру этот приказ был отменён.
Следующая локация спектакля «Победа.doc» – в квартале Министерства обороны на Знаменке. Здесь, в здании Генерального штаба, в 1996 году открылся музей Георгия Жукова. У дома многовековая историей: особняк на Знаменке построил генерал Апраксин, в 1812 году здесь размещался интендантский штаб французов, а после изгнания наполеоновской армии устроен крепостной театр Апраксиных. В 1830 году здание было продано городу под устройство приюта для детей-сирот. Спустя десяток лет на Знаменке открылся кадетский корпус, затем образовалось Александровское пехотное училище, над которым шефствовали российские монархи. Писатель Куприн в своей повести «Юнкера» описывает быт этого училища, из стен которого вышли не только офицеры, но и люди, выбравшие мирные профессии, например, театральный актёр Борис Щукин.
В дни Великой Октябрьской революции в здании находился штаб противодействия большевикам, а после победы разместился Реввоенсовет – предшественник Наркомата обороны СССР и Министерства обороны СССР. Некоторое время Знаменка называлась Краснознамённой улицей, а после смерти военачальника Михаила Фрунзе получила его имя. К 1944 году старое здание перестало отвечать требованиям Наркомата обороны и к нему было достроено ещё несколько этажей, а по соседству вырос новый корпус. Для Верховного главнокомандующего был обустроен кабинет с приёмной, но у Сталина уже был кабинет в Кремле, и он бывал в Наркомате лишь периодически. Новый министр обороны Булганин тоже не пользовался этим кабинетом, а вот в 1955-1957 годах здесь было рабочее место маршала Георгия Жукова. В фойе можно увидеть портреты маршалов Малиновского, Гречко, Устинова, которые тоже здесь работали в разные годы. Помимо собственно кабинета на этаже находятся зал заседаний, приёмная и комната отдыха.
Московский метрополитен стал массовым бомбоубежищем во время налётов вражеской авиации, а для высокопоставленных лиц были оборудованы обособленные защитные сооружения, например, так называемый «бункер Сталина» на окраине Измайловского лесопарка. Его официальное название – запасной командный пункт Верховного главнокомандующего Красной Армией.
После прихода Гитлера к власти война с Германией представлялась неизбежной, и вождь это понимал. По мнению историка Владимира Лукина, советское руководство выбрало тактику ввода противника в заблуждение. Сталин делал всё, чтобы показать, что он не готовится к войне, а большая подготовка на самом деле велась. Если строился новый тракторный завод, то он был готов в кратчайшие сроки начать выпускать танки, а макаронная фабрика – перейти на изготовление артиллерийского пороха. Подобным объектом двойного назначения стал Центральный стадион имени Сталина, его строительство началось в 1936 году.
Как рассказал консультант проекта «Победа.doc» Владимир Лукин, Гитлер и Сталин многое копировали друг у друга. В Германии был построен подземный танковый завод, подземная трасса из Берлина, подземный завод по сборке самолётов Мессершмитт, и Сталин реализовал похожий проект – строительство метрополитена. Эта транспортная система с роскошными станциями-дворцами созидалась в качестве гигантского укрытия для горожан, но не только. Гражданский метрополитен был только частью построенного, причём большую часть подземных коммуникаций составлял секретный «Второй метрополитен», дотянувшийся до Измайлово.
Строительство гиганта-стадиона ориентировочно на 120 000 зителей с парашютными вышками, комплексом водных видов спорта на Серебряных прудах, взлётно-посадочной полосой для малых спортивных самолётов скрывало масштабные подземные работы. Местоположение выбрано не случайно – рядом проходила Московская Окружная железная дорога, а в непосредственной близости располагается шоссе, ведущее к военным аэродромам. Сюда пришла ветка метро, соединившая дачу Сталина в Кунцево, Кремль и Измайлово. Нынешняя станция метро «Партизанская»получила свое название не просто так: в годы войны здесь находился штаб партизанского движения, школа СМЕРШ и другие объекты. В те времена парк Измайлово был закрытой режимной территорией. Секретность и маскировка сыграли свою роль, и немецкие бомбардировщики этот район игнорировали.
К 1939 году стройка стадиона приостановилась, но сталинский блок уже был возведён: круглый зал заседаний, кабинет, спальня, столовая, комната врача, комната офицеров связи и помещения служб обеспечения. Это лишь верхушка айсберга: ниже разместилось основное пространство защитного сооружения площадью 140 000 квадратных метров с личной охраной Сталина и 150 танками с запасом топлива и боеприпасов. Бункер находится почти на поверхности земли, но по исходному плану над ним должна была вырасти трибуна третьего яруса высотой в 50 метров, которая защищала бы сталинский блок. Стены бункера толщиной в три метра выложены из природного камня и бетона. В годы войны объект обслуживало порядка 2000 человек, включая танковые экипажи, они входили и выходили на объект далеко за его пределами. Из бункера предусмотрена подземная автомобильная дорога длиной 17 километров, ведущая в центр города. По мнению историка, Сталин всего дважды посещал это место.
В послевоенные годы на стадионе проходили футбольные матчи и массовые мероприятия, во время Олимпиады-80 в окрестностях расположилась огромная автостоянка автобусов для гостей Олимпийских игр, в девяностые годы над подземельем обосновался дикий рынок, ставший известным под названием «Черкизон». Музейная экспозиция открылась в бункере в 1996 году с одобрения Министра обороны Игоря Родионова. От входа к залу заседаний ведёт галерея, где представлены образцы экипировки разных родов войск, на стенах – живописные батальные полотна. В зале изначально висела большая карта боевых действий, а когда бункер стал музеем, по просьбе ветеранов на этом месте сколотили деревянную сцену. По праздникам здесь устраивали концерты, в которых выступали хор Александрова, Владимир Зельдин и другие артисты.
Завершается спектакль-экскурсия в Центральном Музее Вооружённых сил, где курсанты увидят кинохронику 1945 года – парад Победы на Красной площади.
Со времён ХХ съезда КПСС, развенчавшего культ личности Сталина, ведутся споры, был ли вождь спасителем страны или злодеем, сыгравшим в истории СССР роковую роль. «Победа.doc» не даёт субъективных оценок поступкам Генералиссимуса и придерживается только фактических материалов. К примеру, есть журнал посещений рабочего кабинета Сталина в первый день войны, известно, кто к нему приходил и что говорил. Театральный спектакль в принципе не может ответить на вопрос, почему июнь-июль 1941 года стал самой чёрной страницей в истории Советского Союза, но пробуждает интерес зрителя, призывает обращаться к фактам, а не к домыслам псевдоисториков.
Рубрика: Культура. Метки: история, театр, спектакль.
На сцене БКЗ «Октябрьский» выступили артисты Московский Губернский театра
На сцене Александринского театра представлены три премьеры
Константин Хабенский привозит три премьерных спектакля!
«Урал Интро» из трех сочинений представлен на сцене театра Балтийского дома
Столичные театры открываются, но с ограничениями для зрителей.
На сцене театра «Модерн» поставили самую масштабную версию романа-эпопепии Льва Толстого.
Иньяки Урлезаги ставит новый балет!
На сцене КЦ «Москвич» с аншлагом прошла премьера музыкального спектакля по мотивам популярной мистической повести.
Астраханский государственный театр оперы и балета представил оперу М. Глинки «Руслан и Людмила».
В рамках театрального фестиваля Dance Open на сцене Александринского театра показали сказочный балет.
Шкодный проказник и Малыш повеселили молодежь.
Масштабный военный фильм от российско-сербских кинематографистов о том, что надежду никогда не нужно терять, а выход есть из любой ситуации.
В минувшие выходные, жительниц СВАО поздравили бесплатным спектаклем по пьесе известного драматурга Елены Исаевой.
Театр имени Вахтангова приготовил подарок - прекрасный спектакль по пьесе Эдуардо де Филиппо "Суббота, воскресенье, понедельник".
Паломническая экскурсия на мотоциклах. Почему бы и нет?