Для нормальных туристов Астана – молодой город строек и новостроек. Прямо из аэропорта вы проезжаете через новые районы столицы и попадаете в центр, где небоскрёбы и «летающие тарелки» различных выставочных и спортивных комплексов. Здесь туристы и живут, и гуляют. Но, мы туристы не нормальные, нам интересен весь город. Во время путешествий выходного дня я не изучаю список достопримечательностей города, а стараюсь просто гулять случайными улицами. Так было и в Астане, и, выяснилось, что Астана – это не только построенный в чистом поле «сити». Здесь намного интереснее, чем вы думаете.
Начиналось всё, как и у всех.
Но потом мы поехали в гостиницу. Гостиницу в подобных путешествиях я выбираю по соотношению цена/отзывы на букинге. В данном случае был найден гостевой дом, у которого прекрасные оценки и отзывы, включён завтрак, и хозяева готовы были принять нас прямо в 6 утра. Идеально.
Таксист промчал мимо центра города и оказался в частном секторе, где вместо асфальта на улицах лишь засохшая грязь. Кое-как машина проскреблась по ухабам и приехала к дому. Нет, мы жили не в этом живописном особняке, это соседский дом. Наши окошки в доме справа.
Гостеприимная хозяйка тут же приготовила завтрак, после которого мы завалились спать, ведь минувшую ночь съел самолёт и смена часовых поясов. Ближе к обеду выбрались на соседнюю улицу, с асфальтом, и побрели в неизвестность.
На улице было за 30 градусов тепла и сильный ветер, который нескончаемым потоком гнал вдоль дороги песок.
Первое, что здесь бросается в глаза – это любовь местных жителей к страшным заборам. Тут их строят ещё более ужасными, чем в России. Видимо, это какая-то азиатская тема. Я эти заборы даже старался не фотографировать. Держите, вот, самый красивый.
Второе, на что сразу обращаешь внимание – прекрасная архитектура лужковского барокко.
Астана не возникла на пустом месте. С 60-х годов 20-го века Астана была центром Целинного края и называлась Целиноградом. До этого город носил имя Акмолинск.
Мы находимся рядом с вокзалом и, судя по архитектуре, это Акмолинск. Такие дома строили при Сталине.
Проходим немного дальше, и видим классический пример современного строительства в Астане. Дома обшивают минватой и закрывают вентилируемым фасадом, элементы которого срывает сильный ветер. Не знаю, это последствия недавнего урагана или повседневная реальность, но практически все новые дома осыпаются.
Что сейчас, что в советские времена здесь строили и строят широченные проспекты, тянущиеся через весь город. Тут совсем нет тихих узких улочек – либо ты прячешься внутри квартала, либо оказываешь в аэродинамической трубе проспекта.
Меня всегда умиляли тракторы, которые щёткой поднимают пыль. В обычных условиях это, конечно, ад. Но здесь дует сильный ветер, который всё равно гонит песок. Его достаточно поднять в воздух, и он улетит в степь :)
Гуляя по дворам, я сделал для себя вывод, что самые уютные придомовые территории – в кварталах Целинограда, застроенных хрущёвками. Здесь не дует ветер, довольно зелено, есть какие-никакие детские площадки и территории для просушки ковров.
Даже заасфальтированы места для парковки автомобилей, но население предпочитает парковаться рядом в грязи.
Или в гаражах. Хотя, думаю, здесь, как и везде в Советском Союзе, эти гаражи в основном выполняют роль сараев.
В Астане, как и в Москве, популярны зелёные заборчики во дворах. Но здесь они более лучше. Во-первых, невысокие, во-вторых, сделаны аккуратно. Но, как видно, находятся и любители огородничества с говном и палками. Хорошо, хоть не пристраивают комнаты к дому. Наверное, местная диктатура этого не позволяет.
Астана интересна тем, что тут не стесняются внедрять различные новые технологии и прочую современность. Например, по всему городу установили реально работающие контейнеры для сбора пластиковых отходов. Это первый, но очень важный шаг к раздельному сбору и переработке мусора.
А мы тем временем оказались на стыке районов и эпох. У меня за спиной кварталы Целинограда середины 20-го века, а впереди частный сектор, который сносят и застраивают многоэтажками.
Пожалуй, об этом поговорим в следующий раз, а сейчас перенесёмся в завтрашний день, когда на улице был лёгкий мороз, с неба сыпался снег, а мы снова отправились на прогулку в районе гостиницы.
Все вокруг переживали, что нам не повезло с погодой. Мы же, наоборот, радовались, что смогли увидеть город во время двух пор года.
На картинке выше, судя по всему – Целиноград, а сейчас мы, однозначно, в Акмолинске. Это типовая сталинка. Такие возводились во всех советских райцентрах. Примечательно, что здесь на балконе сделали арку на восточный манер. В наших краях они обычные полукруглые.
Но, о том, что это сталинка, можно догадаться только заглянув во двор. С улицы дом подвергся «евроремонту» и выглядит, как говно.
Встречаются и очень хорошие примеры ремонта старых домов, например, эта баня.
Наверное, я уже вас утомил, поэтому на сегодня свой рассказ завершаю очередным шедевром «евроремонта».
В следующий раз поговорим об Астане, как о городе контрастов :)
Оставайтесь на связи.
Рубрика: Путешествия. Метки: архитектура, город, Казахстан.
Департамент культурного наследия города Москвы открыт для сотрудничества с экскурсоводами, которые раскрывают горожанам архитектурные секреты нашего города.
Известная с XII века дорога на Тверь со временем превратилась в главную улицу Москвы.
В XVII веке между Дмитровкой и Бутыркой образовалась Новая Дмитровская слобода, отсюда возникло и название улицы - Новослободская.
Начинается Октябрьская улица от театрального здания - величественного архитектурного символа советской эпохи.
На Нижней Красносельской можно увидеть десятки жилых и доходных домов дореволюционной постройки, храм Покрова Пресвятой Богородицы, граффити в арт-пространстве «Авиатор».
Хамовнический плац заканчивался примерно там, где сейчас находится Московский дворец молодёжи, а дальше начинались кварталы деревянных бараков и промпредприятий.
На Пресненском валу вдоль железной дороги строились склады, пакгаузы, ремонтно-механические мастерские Московско-Брестской железной дороги.
Эту прогулку можно было бы назвать «От Ленина до Ленина», если бы второй памятник Ильичу на улице Климашкина в июне 2016 года не разрушили вандалы.
Пруд давно засыпан, река спрятана в коллектор, а на память о старинном селе остались названия улиц, переулков и станции метро.
На Стромынке расположены старейший московский стадион, памятник советского авангарда Дом культуры имени Русакова и немало дореволюционных краснокирпичных зданий.
В стародавние времена Симоновская слобода была живописной московской окраиной, в конце XIX века сюда дотянулась железнодорожная ветка и выросли заводские цеха.
Большинство зданий микрорайона Ленинские горы построены в 1949-1953 годах и почти все признаны объектами культурного наследия регионального значения.
Все здания комплекса имеют адрес «Ленинские горы, дом 1» и отличаются номером строения, только сектора Главного здания МГУ обозначаются не цифрами, а буквами.
За сотню лет небольшая обитель превратилась в монастырь с обширными территориями и множеством крепостных душ.
Улица Шаболовка в середине XVIII века была дорогой в деревню Шаболово, где князья Долгорукие выстроили усадьбу с парком и прудом.
От Серпуховской заставы до Шаболовки раскинулся «спальный район», который знатоки называют «заповедником авангарда».