ООО “Шахта №12” – одно из старейших предприятий Кузбасса. Деятельность предприятия не ограничивается шахтной добычей угля – смотрите репортаж о карьерах и комбинате по обогащению угля.
1. Комбинат.
Начнём с того, что узнаем, что такое уголь? Думаю, ничего нового я вам не открою. Как говорит нам Википедия, уголь – вид ископаемого топлива, образовавшийся из частей древних растений под землей без доступа кислорода.
Для образования угля необходимо обильное накопление растительной массы. Он образуется в условиях, когда гниющий растительный материал накапливается быстрее, чем происходит его бактериальное разложение. Идеальная обстановка для этого создаётся в болотах, где стоячая вода, обеднённая кислородом, препятствует жизнедеятельности бактерий и тем самым предохраняет растительную массу от полного разрушения.
В древних торфяных болотах, начиная с девонского периода (примерно 416 млн лет назад), как раз накапливалось то самое органическое вещество, из которого без доступа кислорода формировались ископаемые угли. Большинство промышленных месторождений ископаемого угля относится к этому периоду, хотя существуют и более молодые месторождения.
2. Угольные разрезы
Способы добычи угля зависят от глубины его залегания. Разработка ведется открытым способом в угольных разрезах, если глубина залегания угольного пласта не превышает 100 метров. Нередки и такие случаи, когда при всем большем углублении угольного карьера далее выгодно вести разработку угольного месторождения подземным способом. Для извлечения угля с больших глубин используются шахты. Самые глубокие шахты на территории Российской Федерации добывают уголь с уровня чуть более 1200 метров.
3. Погрузка
Уголь имеет свою маркировку. В зависимости от степени преобразования и удельного количества углерода в угле различают четыре его типа: бурые угли (лигниты), каменные угли, антрациты и графиты. В западных странах имеет место несколько иная классификация – лигниты, суббитуминозные угли, битуминозные угли, антрациты и графиты, соответственно.
4. Порода
В России сосредоточено 5,5% мировых запасов угля, что составляет более 200 млрд тонн. Такая разница с процентом доказанных запасов угля (19,0%) обусловлена тем, что большая часть не пригодна к разработке, так как находится в Сибири в области вечной мерзлоты. 70% приходится на запасы бурого угля.
5.
Применение каменного угля многообразно. Он используется как бытовое, энергетическое топливо, сырье для металлургической и химической промышленности, а также для извлечения из него редких и рассеянных элементов.
6.
Кузнецкий угольный бассейн (Кузбасс) является одним из самых крупных угольных месторождений мира. В настоящее время наименование “Кузбасс” является вторым названием Кемеровской области.
42-45% добываемых в Кузбассе углей идёт на коксование (что такое кокс?). Основная часть Кузнецких углей потребляется в Западной Сибири, на Урале, а также в Европейской части России, в последнее время на 41% вырос экспорт угля в основном европейским потребителям.
7.
8. Карьерный самосвал KOMATSU грузоподъемностью 90 тонн. Но как говорят водители, бывает, грузят и больше 90 :)
9.
Нам не повезло – мы не встретили огромных карьерных роторных экскаваторов, нам не попадались самые большие в мире самосвалы и наши угольные разрезы не были самыми глубокими на континенте. Но мы не отчаялись и наоборот отсняли всё красиво и интересно. В общей сложности мы были в Киселёвске неделю, большую часть времени мы снимали. Это не может надоесть, это действительно интересно.
10. При воздействии с кислородом уголь самовозгорается. Ну или дымит, как на фото.
11. Погрузка
12.
13. Ковш шагающего карьерного экскаватора
14. Даже на карьере в режимное время всё выглядит симпатичнее. Но снимать сложно, всё в движении.
15. Шагающий экскаватор
16.
17. Ночью по всему карьеру видно, как горит уголь на некоторых участках.
18. Порода, под которой скрывается полезное ископаемое
19. Техника. У всех есть план, который обязательно нужно выполнить. Поэтому движение на карьере никогда не останавливается.
20. Ну разве что в конце смены на полчаса-час :)
21.
22. Одно такое колесо стоит 700 000 р., поэтому дороги стараются расчищать от острых камней.
23.
24.
25.
26.
27. Уголь.
28. В кабине экскаватора.
29.
30.
31.
32. Ковш
33. В кабине Камаза, который в сравнении с KOMATSU выглядит легковушкой.
34. 50-тонный БЕЛАЗ и за ним 90-тонный KOMATSU.
35. Повёз породу на отвал.
36. В кабине шагающего экскаватора. Это целая комната. Есть кушетка, микроволновка, самовар, умывальник и куча плакатов с голыми девушками на стенах.
37. А это с его стрелы. Высота 27м.
38. Сварщик чинит ковш.
39. Девайсы
40. А вот и сам сварщик!
41.
42. Эти машины бурят землю, в вырытые 12 метровые лунки засыпается взрывчатое вещество и производят подрыв породы. Делает это для того, чтобы порода стара более рыхлой, разбиваются большие крепкие пласты на мелкие камни, которые потом становится намного проще разработать экскаватором.
43.
44. Взрывчатое вещество. Сам взрыв нам заснять не удалось.
45. Один из рабочих.
46.
47. Ещё люди.
48. И теперь, когда уголь выкопан, его везут на комбинат по обогащению. Обогащение – совокупность процессов первичной обработки сырья, а именно отделение угля от пустой породы и сортировка.
49. Внутри.
50.
51.
52. Место, где по конвейерной ленте едет и уголь, и порода, а женщины (!) эту породу отделяют от угля, собирают и выкидывают. Бывают достаточно большие куски, что женщины по одиночке не справляются и скидывают куски породы вдвоем.
53. Одна из.
54. Вагоноопрокидыватель.
55.
56. За всеми процессами на комбинате следит старший брат диспетчер.
57. Погрузка угля в вагоны.
58. Угольный склад
На этом всё. Спасибо за внимание. В следующий раз, как уже говорил выше, я расскажу про нелёгкий труд шахтёров :)
Вадим Махоров (оригинал)
Рубрика: Репортаж. Метки: Украина, промышленность, производство, Кузбасс, уголь, карьер, добыча, рабочий.