В самом центре Москвы на улице Волхонка, на против Храма Христа Спасителя расположена самая старая, ныне действующая, автозаправочная станция.
Интересуясь памятниками истории и часто гуляя в центре города я не могла не обратить внимание на эту настоящую достопримечательностью нашего города. Тем более, что в недалеком будущем, её там может уже и не быть.
Заправка построена в 1930-е годы по типовому проекту, авторство которого приписывают архитектору Алексею Душкину, создавшему многие станции московского метро, в том числе соседнюю с АЗС «Кропоткинскую». Здание выполнено в стиле ар-деко, практически все оригинальные детали сохранились нетронутыми, кроме самих колонок — их несколько лет назад заменили новыми. Заправка должна была стать частью огромного комплекса Дворца Советов, который хотели построить на месте взорванного в 1931 году храма. Но в итоге здесь открыли бассейн «Москва», а АЗС стала единственным напоминанием о грандиозных планах.
То, что заправка изначально получила статус правительственной, не кажется странным. В довоенные годы автомобилей было немного, и практически все они были государственными. Иногда, правда, в качестве поощрения машины получали ветераны и передовики производства, однако это случалось так редко, что не портило общей статистики. Наличного расчета на АЗС в 1930-е годы не существовало, топливо отпускали только по талонам, которыми, впрочем, здесь расплачиваются до сих пор.
Сейчас с первого взгляда и не скажешь, что заправка работает: стены с отваливающейся краской, окна заклеены фольгой, двери крепко заперты, при въезде и выезде висят кирпичи, а на фасаде предупреждающая табличка «Заправка не производится». Зато внутри — современный кабинет с кондиционером, да и снаружи место оживает, когда к воротам подъезжает машина с мигалкой и правительственными номерами.
Вот только существовать такой элитарной системе осталось максимум лет пять. К 2018 году планируется реконструкция комплекса ГМИИ им. А. С. Пушкина под руководством Нормана Фостера. По плану музей получает под контроль еще несколько соседних зданий, осваивает подземное пространство и строит на месте АЗС выставочный центр из пяти цилиндров, похожее на гигантский стеклобетонный цветок. Раньше спецслужбы не соглашались на закрытие заправочной станции. Но сейчас этот вопрос, судя по всему, решен: ФСО поручили искать для заправки новое место.
Еще несколько лет назад на ней стояли почти антикварные колонки — как в старых советских фильмах. Теперь вместо них современные аппараты, но все остальное — крыша, колонны, будка с кассой — осталось нетронутым. В будке сидит не доброго вида тетенька. Заправка действует до сих пор, но вот заправиться на ней вы вряд ли сможете, так как бензин, как и раньше, отпускают только для машин из кремлевского гаража.
Рубрика: Репортаж. Метки: Москва, Кремль, АЗС, достопримечательность.