16.07.2012 12:53

Старейшее действующее судно ВМФ России

Сколько лет живут корабли? Точного ответа на этот вопрос, скорее всего, не найти в учебниках по морскому делу.

Тогда можно попробовать найти самый старый действующей корабль на флоте.
В составе Черноморского флота РФ, который базируется в Севастополе, находится старейшее судно Военно-Морского Флота России – спасательное судно-катамаран “Коммуна”, которое в строю уже 99 лет.

Спасательное судно-катамаран “Коммуна” – старейший корабль Черноморского флота России. 12 ноября 2012 года будет отмечаться 100-летний юбилей со дня закладки судна. Проект первого в отечественной истории специализированного двухкорпусного судна – спасателя подводных лодок был разработан еще в 1911 году по заказу Морского генерального штаба. В качестве прототипа использовали германский катамаран-спасатель “Вулкан”. Первоначальное название суда – “Волхов”, а название “Коммуна” было получено в 1922 году.
Спасательное судно Коммуна

“Коммуна” обладает водоизмещением в 3100 т., его длина – 81 м, ширина – 13,2 м, осадка – 3,7 м.
Скорость полного хода – 8,5 узлов, а дальность плавания – 4000 миль.
Вооружения нет. Спец. снаряжение: судовые грузоподъемные средства – левый корпус на 80 тонн, правый корпус – на 30 тонн. Экипаж: 23 чел.
Стоит отметить, что корпус корабля изготовлен из путиловской стали и находится, конечно же, не в идеальном, но во вполне рабочем состоянии. Судно постоянно подвергается текущему ремонту, ведь у него, безусловно, даже по человеческим меркам, уже даже не предпенсионный, а глубоко запенсионный возраст.
Спасательное судно Коммуна

Поднимемся по трапу на “Коммуну”, чтобы познакомиться с ветераном поближе.
Спасательное судно Коммуна

Табличка с краткой историей корабля..
Спасательное судно Коммуна

В кают-компании есть еще одна табличка. Она отчеканена в год спуска судна на воду – в 1915 году.
Интересно, что (и это заметно по табличке) герб Путиловского завода был изменен гораздо позже.
Спасательное судно Коммуна

“Коммуна” – судно катамаранного типа, между его бортами передвигается подвижная платформа со спускаемым аппаратом.
В действие она приводится четырьмя тросовыми приводами, расположенными попарно на бортах судна в передней и задней его частях
Спасательное судно Коммуна

Вид на платформу с верхней фермы
Спасательное судно Коммуна

Огромные барабаны с тросами позволяют погружать спускаемый аппарат на глубину до 1 километра
Спасательное судно Коммуна

Тросы приводов платформы спускаемого подводного аппарата
Спасательное судно Коммуна

Главный объект “Коммуны” – рабочий телеуправляемый необитаемый подводный аппарат РТНПА. Позволяет работать на глубинах до 1 км (ограничен длиной троса). Предназначен для поиска и обнаружения с помощью гидролокаторов подводных объектов, подъема грузов до 150 кг, разрезания кабелей и др.
Спасательное судно Коммуна

РТНПА оснащен 4-мя видеокамерами, а также парой манипуляторов. Манипуляторы сменные, предназначенные для различных целей – захват объекта, установка радиомаяка, захват троса, перекусывание или резка.
Аппарат оснащен 10-ю двигателями, позволяющими обеспечивать исключительную маневренность аппарата
Спасательное судно Коммуна

Манипулятор с отрезным диском, позволяющий производить резку металла и кабелей на глубинах до 1 км
Спасательное судно Коммуна

В желтых капсулах находятся все электронные системы. При погружении оттуда принудительно выкачивается весь воздух. Это обеспечивает полную герметизацию капсул за счет сжатия давлением воды
Спасательное судно Коммуна

Управляющий мостик спускаемого подводного аппарата. Оснащение и оборудование произведено в Норвегии
Спасательное судно Коммуна

Ходовой мостик корабля.
Спасательное судно Коммуна

Штурвал и некоторые элементы сохранены еще с даты спуска корабля на воду – с 1915 года
Спасательное судно Коммуна

Спасательное судно Коммуна

Спасательное судно Коммуна

Судно “Коммуна” базируется в Стрелецкой бухте Севастополя на арендованных причалах Военно-морских сил Украины.
Здесь военные корабли России и Украины стоят борт о борт
Спасательное судно Коммуна

Прожектор на верхнем мостике
Спасательное судно Коммуна

Самая верхняя рубка находится на высоте более 20 метров над уровнем моря
Спасательное судно Коммуна

Запасные винты
Спасательное судно Коммуна

Указатели длины якорной цепи
Спасательное судно Коммуна

Цепь уходит в море…
Спасательное судно Коммуна

Машинное отделение. В качестве главных двигателей на “Коммуне” первоначально установили два шестицилиндровых дизеля Рижского завода “Фельзер” мощностью по 600 л.с. (310 об/ мин). Впоследствии их заменили дизелями с близкими характеристиками Коломенского завода.
Спасательное судно Коммуна

Система аварийных звуковых сигналов на случай внештатной ситуации
Спасательное судно Коммуна

Спасательное судно Коммуна

Есть здесь и Ж…
Спасательное судно Коммуна

Табличка камбуза
Спасательное судно Коммуна

Скоро у команды обед
Спасательное судно Коммуна

Пианино в офицерской кают-компании. Оно установлено во время постройки судна. В настоящее время вынести его не представляется возможным из-за разницы в габаритах и дверных проемах
Спасательное судно Коммуна

Курсовой указатель
Спасательное судно Коммуна

В некоторых местах на “Коммуне” еще встречаются дореволюционные таблички
Спасательное судно Коммуна

Вольтметры
Спасательное судно Коммуна

Штормовой трап
Спасательное судно Коммуна

На День Флота РФ, который будет праздноваться 29 июля 2012 года, судно будет выполнять задачу корабля-сопровождения Нептуна. В связи с этим команда производит покраску спасательных шлюпок для парада в честь праздника
Спасательное судно Коммуна

Впервые спасательное судно было использовано по своему прямому назначению летом 1917 года, когда в Аландских шхерах при проведении учебного погружения затонула с открытым люком подводная лодка АГ-15. Несмотря на то, что спасательным работам мешал сильный шторм, 16 (29) июня в 00 часов 50 минут гинеями “Волхова” лодка была поднята. Силами экипажа “спасателя” лодку в течение месяца отремонтировали, и она вновь была введена в строй. 24 сентября (7 октября) 1917 года спасательным судном “Волхов” с глубины 13,5 метра была успешно поднята затонувшая при навигационной аварии подводная лодка “Единорогъ”
Спасательное судно Коммуна

С 15 мая по 13 сентября 1928 года “Коммуна” выполняет работы по подъему потопленной 4 июня 1919 года в Копорской губе Финского залива английской подводной лодки L-55. Лодка была поднята на поверхность с глубины 62 метра ступенчатым методом 21 июля 1928 года. И вновь трудовые будни: подъем затонувшего катера морпогранохраны и буксира КП-7, обеспечение испытаний новых подводных лодок и ремонт кораблей БФ. “Коммуна” подняла с глубины подводные лодки “Большевик”, М-90, торпедный катер и потерпевший аварию самолет…
Спасательное судно Коммуна

С началом Великой Отечественной войны спасательное судно “Коммуна” базируется в Ленинграде. С марта 1942 года 32 водолаза “Коммуны” работают и на ладожской Дороге жизни. Часть экипажа участвовала в десантных операциях на Неве (и это при 40 % некомплекта). За это время моряки “Коммуны” подняли со дна четыре танка КВ, два трактора и 31 автомобиль. “Коммунарцы” подготовили для флота 159 легководолазов, отремонтировали шесть подводных лодок типа М. Несмотря на тяжелую обстановку на фронте, спасатели из воды подняли затонувшие: ПЛ Щ-411, буксир “Аустра”, шхуны “Труд”, “Водолей-2”, плавбазу ОВР “ЦО “Правда”, отдоковали две “щуки” и несколько “малых охотников”…
Спасательное судно Коммуна

В 1944 году “Коммуна” подняла 14 затонувших объектов общим водоизмещением 11 767 тонн, оказала помощь 34 аварийным кораблям и судам. Весь экипаж судна был награжден медалями “За оборону Ленинграда”.
Лишь в 1954-м судно-ветеран смогло пройти капитальный ремонт, в ходе которого главные дизели были заменены на двигатели голландского производства. В конце ноября 1956 года катамаран вновь заступил на боевое дежурство: с глубины 45 метров была поднята протараненная эсминцем субмарина М-200. В октябре 1957 года с глубины 73 метра была поднята ПЛ М-256, в августе 1959 года – затонувший на глубине 22 метра торпедный катер. Всего за свою службу “Коммуна” оказала помощь более чем ста кораблям и подводным лодкам.
Спасательное судно Коммуна

В 1967 году судно-ветеран успешно совершило межбазовый переход с Балтики на Черное море, благополучно прибыв в Севастополь, обойдя вокруг Европы. В Севастополе на Севморзаводе “Коммуна” была переоборудована в судно-носитель глубоководных аппаратов. Проект переоборудования выполнили к концу 1969 года в севастопольском ЦКБ “Черноморец”. К моменту окончания работ на СМЗ (27 апреля 1973 г.) стоимость работ по переоборудованию судна составила около 11 млн. рублей
Спасательное судно Коммуна

На настоящий момент спасательное судно “Комунна” прошло доковый ремонт, и, несмотря на возраст, активно участвует в различных мерпоприятиях аварийно-спасательной службы флота с выходами в море.
Спасательное судно Коммуна

Данный репортаж подготовлен при содействии командования Черноморского Флота РФ.

Сергей Анашкевич

Рубрика: Репортаж. Метки: море, флот, корабли, судно, ВМФ.

Другие публикации