К 18:00 на узком пятачке у метро Маяковская, Триумфальной площади в ожидании активистов традиционного митинга несогласных «Стратегия-31» собралось огромное количество репортеров. Сотрудниками МВД, еще за несколько часов до мероприятия, из решеток заграждения были построены коридоры, с помощью которых ОМОН впоследствии оттеснял митингующих с площади, а полиция регулировала потоки пешеходов.
Буквально через несколько минут после «официального начала», на Тверской улице, на противоположной от концертного зала стороне площади был задержан вдохновитель и один из организаторов акции Эдуард Лимонов. Еще через пять минут, после недолгих препирательств сотрудником МВД был также задержан Константин Косякин. Он пытался оспорить, что является официальным заявителем митинга, но его доводы игнорировали. Где-то в стороне, за ограждением в группе оперативников в шлемах зазвучала рация: «Есть человечек, в общем, готовьтесь». Две молодые девушки рядом со мной только успевают заметить: «О, за ним уже вылетели», как тут же, несколько рук в кожаных рукавах обхватывают Косякина со спины за плечи, и уволакивает за ограждение. В обступившей его минутой ранее толпе раздаются короткие выкрики «Позор».
Представителей прессы вдоль импровизированных металлических ограждений так много, что, по сути, именно они, «уважаемые», «столпившиеся», и мешает проходу несчастных «других» граждан, в уже привычной, звучащей из громкоговорителя, формулировке.
Между тем, мнение тех прохожих, не участвующих в митинге, чьи слова я успеваю ухватить, расходятся. Кто-то уже ознакомлен с сутью происходящего и на ходу бросает пару бранных слов, кто-то в недоумении озирается и расспрашивает журналистов.
Около 18:20 появляется оппозиционный активист Вадим Дергачев. Рядом звонко кричащая пенсионерка в современных солнцезащитных очках, зачастую нецензурными стихами, огрызается на сотрудников МВД. Дергачев и еще несколько человек очень спокойно перемещаются по коридору, демонстративно загораживая проход.
К 18:30 большая группа молодых оппозиционеров разных политических партий и движений собралась у здания Минэкономразвития России. Заграждения там построены таким образом, что образовывают как бы два пространства, — в одном свободно перемещаются и координируют свои действия сотрудники МВД, а в другом расположились митингующие. Среди них Давид Абрамов, Сева Чагаев и Вадим Дергачев.
Скандировать и агитировать в одиночку, тем не менее, решаются только пенсионерки. Основная масса активистов возрастом значительно моложе сорока, не предпринимает никаких действий.
Только в 18:35, когда ОМОН решается пустить следующую живую стену, чтобы продавить митингующих дальше по коридору, толпа вдруг взрывается лозунгами, часто действительно жесткими и кровавыми — «Путин будет казнён», «Россия без Путина». Еще минута, — одного, второго, третьего «экстремиста» под руки выносят за кордон, перед ним открываются привычные двери автозака, — кто-то изумленно замечает: «Ты посмотри что „фашисты“ делают». Толпа еще пару раз прокричит “позор”, — и снова утихает, обретая прежние разочарованно-утомленные улыбки на лицах. Этот сценарий отточен множеством раз, со стороны сотрудников МВД — профессионально, со стороны митингующих — инстинктивно.
Двое оппозиционеров успевают залезть на газетный киоск, и прокричать пару лозунгов, как их сбивают с крыши и винтят. С прессой поступают не менее агрессивно, один из оперативников командует другим: «Всех фотографов с камерами тоже убираем отсюда», и парня с аппаратурой на штативе, уцепившегося за фонарь, силой сталкивают на мокрый асфальт.
В 18:51 группа уже закрытых в автозаке активистов начала выкрикивать беспорядочные лозунги, пытаясь привлечь внимание. Их тут же обступают журналисты. На моих глазах здесь же задерживают Давида Абрамова, при этом, один из ОМОНовцев, поваливший и заломивший руку, несколько секунд буквально сидит на нем, придавливая своим весом. Быстро пробегающий мимо оперативник, сопровождающий другого задержанного, роняет свой металлический значок МВД с груди, подбирает его, и, не задумываясь, проносится дальше.
Среди журналистов очень большое количество блоггеров, ведущих прямую трансляцию через сервисы видео- и радиовещания в интернете. По сути, они являются участниками акции, используют протестную символику на одежде, но при этом позиционируют себя как либеральные журналисты, хотя произносимая риторика в подавляющей массе резко негативная, оппозиционная.
Многие активисты, после того, как их выдавливают через коридор полиции с триумфальной площади, собираются вместе, и вновь, оббегая вокруг здания Минэкономразвития, оказываются на Тверской.
Так задержания происходят еще несколько раз на протяжении часа, но журналисты уже покидают площадь, большая часть митингующих расходится переулками, а основные группы оперативников снимают каски, — значит «винтить» сегодня больше не будут.
Текст: Кирилл Руков, фото: Артём Котов
Рубрика: Репортаж. Метки: оппозиция, протест, стратегия 31, Триумфальная, задержания.