10.09.2012 16:52

Восточный полуостров Южного Сахалина

Сахалин на юге раздваивается на два полуострова, образующих между собой залив Анива. Западный полуостров это Крильон, а восточный — Тонино-Анинский, вот к нему мы сегодня и попробуем подобраться.

Именно, только подобраться. На полуострове нет дорог, нет даже направлений. Зато есть масса интересного, красивого и труднодоступного. Есть даже свой горный хребет и очень интересный маяк на сладкое, но чтобы посмотреть все это, надо долго и нудно карабкаться пешком, а у нас график.

Так что посмотрим мы только более-менее доступные для человека места. Куда автобусы доходят.

С одной стороны Изменчивое, с другой озеро Тунайча. А между ними полуостров Боян. Серьезно, может быть не такой сказочный как в книгах, но зато самый всамделишний.

Живут на полуострове бояне и боянки. Первые ловят крабов и креветок, а вторые продают их у дороги.

Слева от моста уже Охотское море, справа полуостров Баян и поселок Охотское. А по этому проливу в Тунайчу в нерест идут тысячи и тысячи рыбин. Говорят, очень захватывающее зрелище.

Тут же на берегу стоит рыболовецкая база и закрытый погранпост.

Когда-то у японцев тут тоже была рыболовецкая база, они отстроили мини-порт с искусственной гаванью. Такие места называют порт-ковш.

База полузаброшена, но жизнь тут есть. На берегу стоит кран, сохнет новая лодка, но людей нет. Может быть все в море, а может разошлись в ожидании вечерней проверки сетей.

Птицы тоже ждут рыбу.

Голыши, хотел взять пару штук на память, да не поднял.

Один из многочисленных эндемиков Сахалинской области — степной ковыль. Интересно наблюдать его в 20 сантиметрах от Охотского моря на острове с довольно сложным рельефом.

Просто камушек.

Двигаемся дальше по полуострову Пузина. С одной стороны Охотское море, с другой Тунайча. Красота.

Где-то тут спрятался один из крупнейших рыбоперерабатывающих заводов Сахалина, он так и называется — «Тунайча».

Проще всего найти его по пирсу и огромному количеству чаек. Ждут рыбу.

На сам завод мы не попали, в первый раз не было рыбы, а во-второй просто не успели. Но посмотрели на находящийся здесь же рыборазводный завод. Сахалинские осетры поразили своими размерами, не то, что астраханские.

Воды Тунайчи. Мальки по маленькой речке сначала попадают сюда, а потом уже выходят в море. Когда-то воды Тунайчи были прозрачными, но где-то что-то перекрыли, что-то построили, что-то осушили и баланс нарушился.

Мы едем обратно на запад и поворачиваем в город-порт Корсаков.

КорсАков назван не в честь Римского-Корсакова, а по имени генерал-губернатора Михаила Семеновича КорсАкова.

Скорее всего, это самое старое поселение человека на Сахалине. С незапамятных времен тут жили айны, позже, в XVII веке, был первый японский поселок Кусун-Котан. Русские появились тут только в середине XIX века и основали военный сторожевой пост.

Популярность места объясняется очень просто: это самая северная часть Анивского залива со спокойной водой, рыбой, пресной водой и более-менее равнинной местностью. Да и климат тут довольно мягкий, зимой около десяти градусов ниже нуля ночью, много снега.

Легкие противотанковые ежики. Танковый полигон и правда недалеко.

Тут же в городе есть Покровский мужской монастырь. Правда, работают там почему-то женщины. А раньше в этом здании морячки танцевали «яблочко», клуб тут был.

И, конечно же, самое важное в этом городе — порт, самый крупный на острове.

Кроме грузовых кораблей со всего света, отсюда ходит регулярный паром в Японию, на остров Саппоро.

В путевых отчетах вас удивила эта фотография. Да, половинки возят до сих пор, но сейчас больше на запчасти. А раньше из них варили одну целую машину и продавали. Что-то там поменялось в законодательстве и теперь поставить такую машину на учет очень сложно, поэтому и не занимаются такими вещами. Хотя я вижу на пароме минигрузовичек, которому надо только приварить половину кузова, до поменять кардан. Так что все возможно.

Продолжая историю. Японцы вернулись сюда в 1905 году и использовали Отомари, так тогда назывался город, в качестве основного порта, а позже сделали здесь военно-морскую базу.

В августе 1945, после успешного взятия Холмска, туда в усиление уже имеющимся силам был переброшен дополнительный десант общей численностью в 2200 человек. Отряд на нескольких кораблях и торпедных катерах вышел из Маоки 23 августа. Основной целью была блокировка порта в Отомари, а следовательно прекращение эвакуации людей и материальных ценностей в Японию. Исход войны был уже решен.

На переходе корабли попали в сильный шторм и было принято решение укрыться в порту Невельска, тогда еще не занятого советскими войсками. Видя на рейде большой отряд советских кораблей японский гарнизон сдался без боя.

Утром 25 августа группа подошла к Отомари. Подтянулся к городу и 56-й стрелковый корпус идущий по суше. 3400 человек из японского гарнизона города капитулировали без боя, а к обеду прекратили сопротивление все японские воинские части на острове. Общая численность плененных японских солдат составила 18320 человек. Сахалин полностью перешел Советскому Союзу, но война еще не кончилась, следующими были Курилы.

Порты как города, а значит рядом должно быть кладбище. Грустное зрелище.

Когда-то ее звали Ассоль…

Ильич. С ближайшего холма он видит весь город.

Всколыхнувшая интернет фотка пляжа у самого большого в мире газосжижающего завода и единственного в России с возможностью загрузки кораблей прямо в море, не подходя близко к берегу. Предприятие не загрязняет прибрежные воды и не оказывает негативного влияния на окружающую среду, так что купаться и загорать рядом можно. По крайней мере так нам сказали.

Заканчиваем наше путешествие в поселке Береговое. Он расположен на берегу лагуны Буссе.

Поселок живет рыболовством и добычей всяких морских гадов. Тут я купил местные креветки, совершенно не похожие на те, что продаются в магазинах. Очень вкусные!

Подобие дороги идет дальше еще километров на пять и упирается в брошенные угольные карьеры. В том тупичке есть когда-то крупный шахтерский поселок Новиково, но что там сейчас мы уже не посмотрели. Единственный шанс у того поселка, что он стоит на берегу моря и рядом есть небольшая пристань, значит и рыболовство там должно быть. Можно пробраться еще немного южнее до бывшего поселка Южное, а дальше дорог уже нет, там и пешком передвигаться довольно трудно из-за горного хребта. Но воспользовавшись альпинистским снаряжением можно увидеть поистине уникальные места. Немногие поднимались на гору Крузенштерна и Аниву, не многие добирались до мыса и маяка по суше.

В следующий раз расскажу про западное побережье и Японское море.

Андрей Сенюшкин

Рубрика: Путешествия. Метки: туризм, Сахалин.

Другие публикации