>Идея проехать автостопом половину России до озера Байкал родилась у нас с Аней почти сразу после того, как летом 2011 года меня из-за просроченного паспорта ссадили на границе с Украиной, и мы были вынуждены ловить попутки, чтобы не терять сутки ожидая автобус. На самом деле Аня давно хотела поехать на Байкал, но именно автостопом она предложила в конце прошлого лета. Да, да! Это не я “потащил бедную девушку в опасную поездку”, а сама девушка решила проехать 5000 километров автостопом.
Поскольку раньше мы никогда далеко автостопом не ездили, то у нас было довольно много вопросов, поэтому планировать путешествие мы стали ещё зимой. Надо было понять какими дорогами и через какие города лучше и быстрее ехать, прочитать разные истории автостопщиков, прикинуть сколько времени и денег придется потратить, решить что с собой брать. Различные подробности я буду рассказывать по ходу повествования. Летом мы были уже почти полностью уверены в успехе поездки, ибо все стало ясно, хотя нам очень часто говорили люди далекие от автостопа, что это ужасно опасно, что нас обязательно ограбят и подобное!
Старт поездки был запланирован на 22 июля, и утром этого дня мы первым делом опоздали на электричку до Рязани. Спрашивается, а зачем электричка и почему до Рязани? Для того, чтобы отсеять лишние грузовики, которые едут недалеко, мы решили уехать на транспорте подальше от Москвы. А Рязань как раз находится на трассе М-5, которая нам и была нужна. Но электричку проспали, поэтому пришлось немного подождать и доехать до Коломны, через которую тоже проходит необходимая дорога. Из Коломны мы на автобусе доехали до Луховиц, а там ещё пешком зачем-то протопали несколько километров. Просто мы не знали, как и где лучше тормозить грузовики, и решили отойти от населенного пункта.
Нашего первого водителя звали Александр, сам он из Белоруссии, но обычно возит разные грузы из Европы в Россию. Подобные перевозки немного сложнее чем просто по России. Все дело в том, что у нас в стране совершенно всем пофигу на внешний вид, исправность грузовика, на то, сколько в день работать часов, на то, есть ли необходимые документы на груз, опечатан ли трейлер. А в Европе все жестко и по графику. Там у дальнобойщиков такой же рабочий день, как и у всех. Восемь часов в день с перерывом 45 минут, 5 дней в неделю. У многих, думаю, возникнет вопрос: а как можно контролировать распорядок дня у водителя, который постоянно перемещается. А вот как! В каждом грузовике есть устройство, на которое пишется время и расстояние сколько проехал дальнобойщик. Полиция в Европе периодически останавливает фуры и проверяет данные на этих устройствах. Если есть нарушение, то водителю и компании-перевозчику грозят большие штрафы! Старые приборы записывают данные на бумажный диск, похожий на CD, у дальнобойщиков называются “шайбами”. Их довольно просто можно обмануть, поэтому сейчас уже ставят полностью электронные устройства.
Через несколько часов дороги наш водитель проголодался, и мы свернули на стоянку грузовиков, чтобы пообедать. Водители кушают либо в придорожных кафе-столовых, либо готовят сами. Кабина грузовика это, на самом деле, целый домик! Внутри есть холодильник, спальное место, полки для вещей, водители возят канистру воды, баллон с газом и горелку, чтобы готовить еду.
Александр рассказывал, что самая жопа при въезде в Европу всегда на таможне. На границе постоянно длинные очереди, в которых можно простоять два дня, а если грузовик немного не проходит по стандартам, то его спокойно не пустят и развернут обратно. Например, в его грузовике даже рация настроена немного по-другому. Канал хоть и 15-ый, но с каким-то небольшим отклонением по частоте. Поэтому он слышит большинство разговоров водителей по рации, но обычно не отвечает, ибо его мало кто услышит.
Рация дальнобойщиков это реально их Твиттер! Самое оживление, обычно, в пробках или на железнодорожных переездах, потому что дальность охвата примерно 20 километров. Как мне показалось, все водители ужасные тролли и приколисты, а про количество мата в канале и говорить не стоит.
Знаете почему грузовики Scania называют “скамейка”? Подсказка на фото ниже! ;)
Дороги в России разные, но если в общем, то большинство в очень плохом состоянии. В следующих постах я покажу прекрасную федеральную трассу. Все 5000 километров мы с Аней ехали так: я всегда сидел на сидении, а она сидела-лежала на спальном месте. На самом деле в кабине может ехать только два человека, поэтому Ане приходилось прятаться перед постами ДПС, иначе нас бы тормознули и пришлось бы платить деньги.
Когда едешь автостопом, сложно точно что-либо планировать. То есть когда мы выходили на трассу, то не знали через сколько тормознем грузовик, до куда будет ехать водитель, где будет потом ночевать, что кушать и где помыться. Я знаю, что для многих это бытовой ад, но у нас была цель и огромное желание проехать именно автостопом.
У меня был не очень большой походный рюкзак 75 литров, в который влезло все самое необходимое: спальный мешок, часть палатки, всякое нижнее белье, куча разных маек, тёплая кофта-флиска, дождевик, средний походный газовый баллон, кофр с фототехникой, ноутбук, аптечка и средства гигиены, гора зарядок, запасные очки. Ну ещё паспорт, деньги и всякая мелочь. Вроде бы все, то есть только самое необходимое!
Сложно долго ехать и постоянно разговаривать с водителем, поэтому один из нас периодически отрубался на час поспать, а другой развлекал дальнобойщика. На самом деле почти всегда водитель рассказывает что-то только сам! :)
Около часа ночи недалеко от Пензы было решено остановиться, чтобы сходить в туалет и попить чая. Без приключений обойтись не могло! Перед тем как поехать дальше Александр обошёл весь грузовик и проверил состояние колес. Среднее левое колесо на трейлере почему-то быстро стало спускать воздух! Причем сдувалось оно прямо на глазах. Что делать? Остановились мы не в чистом поле, а тоже на стоянке с кафе, заправкой и шиномонтажом, который откроется только в 8 утра. В итоге, водитель три часа менял колесо сам, хотя я постоянно порывался помочь ему.
Вы знаете какое тяжелое колесо грузовика? Запаска крепится под трейлером так, что его нельзя просто закатить туда, а надо именно как-то поднять и положить. Мы это сделали очень хитро, используя бордюр и рычаг. Водитель Александр потом признался, что делал все это только из-за нас. Иначе бы он просто лег спать до утра, спокойно поменял колесо на шиномонтаже и поехал бы дальше. Примерно в полпятого утра колесо заменили на запасное, водитель пошел мыться баню, а мы купили пивка, ибо спать совсем не хотелось.
Но на запаске долго ехать нельзя, потому что у шины совсем другой рисунок и резина, а с колесами лучше не шутить! Дело в том, что иногда шины взрываются. А взрываются они так, что подскакивает трейлер, который загружен на 15-20 тонн. Опаснее когда взрываются передние рулевые колеса, тогда тягач сразу уносит в сторону и теряется управление. Но самое страшное знаете что? Очень редко шины взрываются, когда грузовик стоит и рядом находится человек. Александр рассказал, что как-то одному водителю совсем не повезло, тот вышел проверить колёса, постучал по шине и она взорвалась. Водитель остался жив, но ему оторвало обе ноги.
Ночь пролетела очень быстро, из-за горизонта стали появляться первые солнечные лучи, Аня уснула, а мы с Александром искали работающий в 7 утра шиномонтаж. Когда появилось солнце, водитель включил радио, Аня проснулась и мы начали разговаривать все вместе, тогда и появилось это приятное теплое ощущение, что у тебя впереди ещё очень много интересных и необычных приключений, что ты уже далеко от дома. И самое главное, что появилось незабываемое ощущение дороги! Такое никогда не испытываешь, когда едешь на поезде или летишь на самолете.
Только когда ты долго едешь в кабине грузовика, то видишь и ощущаешь все вокруг. Меняется дорога, меняется пейзаж за окнами, меняются кабины и водители. Фоткать из окна кабины, которая прыгает на рессорах довольно сложно. Мы видели очень много красивых мест, которые просто не получалось снимать из-за движения и тряски.
В 8 утра мы приехали в шиномонтаж, нам сняли колесо и вытащили длинный болт из шины! Я не знаю, где мы могли его словить. Водитель предположил, что засадили этот болт мы именно когда остановились попить чай. Просто на стоянке многие ремонтируются и оставляют иногда случайно всякие запчасти. После шиномонтажа нас всех стало дико вырубать спать, и пришлось остановиться поспать полтора часа.
Перед поездкой я предполагал, что на трассе будет довольно много проституток, но реально мы видели их очень редко. Вот эта “красавица” гуляла недалеко от Тольятти. Удивлены внешним видом? А что вы думали, что все шлюхи как в кино? Самая дешевая услуга такой ночной бабочки стоит примерно 400 рублей, но наш водитель никогда ими не пользовался, потому что женат и есть дети. Да и страх же это с такой, как сам Александр сказал.
На подъездах к Тольятти нашему водителю позвонили и сообщили, что разгружаться надо только на следующий день и сейчас никакой необходимости ехать в город нет. В итоге, Александр остановился километров за 40 до Тольятти, а мы с Аней даже немного расстроились тем, что надо с ним прощаться.
Очень вовремя оказалась рядом замечательная река Волга, потому что мы уже порядком загрязнились и покрылись слоем пота с дорожной пылью.
После купания в Волге, мы вернулись обратно на трассу, чтобы ехать дальше до Самары, но почему-то никто не останавливался. Ане стало становиться плохо из-за большого количества солнца, но тут тормознула какая-то непонятная маршрутка, которая за 250 рублей с человека взяла нас до Самары. Это немного нарушало общую концепцию путешествия, но мы решили что небольшие расстояния можно проезжать на общественном транспорте.
В Самару мы приехали вечером 23 июля, а точнее на тот момент прошло примерно 32 часа в дороге. Первым делом мы нашли “Макдак”, чтобы пожрать и смонтировать первое дорожное видео. Из-за усталости мы очень долго монтировали, дело шло к ночи, а у нас не было места, где переночевать. Никаких друзей или знакомых в Самаре у нас не оказалось, поэтому пришлось найти дешевый хостел. Сразу скажу, что у нас нет потребности в дорогих красивых номерах с обслуживанием и прочей фигней, поэтому мы искали места максимально недорогие, чтобы просто поспать и помыться. Этот номер обошёлся нам в 1400 рублей за двоих.
Все утро 24 июля мы мотались по Самаре в поисках бесплатного быстрого Wi-Fi, потому что решили заливать Full HD видео, которые весят по 1.5-2 гигабайта. Залили видео и пошли отправлять всем желающим первые открытки.
Пока мы искали Wi-Fi, шли до почты, ехали до метро, которое проходит по окраинам, нам Самара нравилась все меньше и меньше. Мы знали, что где-то есть, вроде как, красивый исторический центр, но, в общем, Самара оказалась совсем неприметным городом с очень широкими неуютными улицами, советскими панельными домами, с кучей маршруток и всяким остальным, которое никак нас не привлекало. Метро в Самаре тоже ничем не примечательно. Всего одна линия, которая проходит по промзонам, поэтому им пользуется очень мало людей. Составы такие же как в Москве и ходят редко.
Я совершенно не знаю, что вам рассказать или показать про Самару. Я даже там ничего не сфоткал нормального. В общем, к вечеру не осталось никакого желания оставаться в Самаре дальше, и мы решили быстренько из неё свалить. Для этого надо было понять, как вообще выехать из города, и попасть на трассу М-5, чтобы ловить грузовик в сторону Челябинска. Немного пораскинув мозгами, мы решили поехать на автовокзал, чтобы если не уехать, то хотя бы узнать варианты побега из Самары.
На автовокзале мы выяснили, что лучше всего нам будет выйти на Московское шоссе и дождаться маршрутки номера, которой я уже не помню, чтобы доехать до поселка Красный Яр. Прошло больше часа, солнце уже село, а нашей маршрутки так и не было. Оставаться в Самаре и идти в гостиницу желания совершенно не было, поэтому мы сели в другую маршрутку, которая довезла нас до поселка Новосемейкино. До трассы М-5 оставалось ещё 4 километра, вокруг никого и совершенно темно! Выбора у нас особого не было и пришлось топать вдоль неосвещенной дороги.
Пока мы топали по тёмной дороге, Аня упала и сильно ударилась коленками. Ничего страшного не произошло, но дальше идти стало сложнее из-за боли и ссадин. После дорожной развязки мы немного попытались постопить, но в темноте нас было совершенно не видно, да и это опасно. После того, как мы прошли 5 километров, было решено разбить тайный лагерь в кустах и дождаться рассвета, чтобы спокойно продолжить путешествие.
У нас была двухместная палатка и спальники для существования на Байкале. Я предполагал, что однажды нам придется ночевать у трассы, но не думал, что так сразу! Поспали мы часа четыре и начали собираться, как только стало светать.
Стопить в сторону Челябинска мы начали в 6 утра 25 июля. Поскольку мы нормально не ели с предыдущего дня, надо было найти, где поесть в такой ранний час. Пришлось опять топать по дороге дальше. Кафе мы нашли, но открывалось оно вроде бы только в 8 утра, а было 6 с чем-то или ближе к 7 часам. Вот тут и начался ад! Нас стало внезапно ужасно вырубать, хотя мы совсем недавно проснулись. Делать было нечего, поэтому мы решили попробовать тормознуть грузовик, хотя машин было ещё совсем мало на дороге. В течение часа ничего не удалось застопить, но зато открылось придорожное кафе, куда мы сразу ломанулись. После плотного раннего обеда появилось много сил!
Дальше начался самый сложный этап за всю поездку! Потому что мы очень много шли, пытались стопить, но никто не тормозил. Совершенно! Проезжало очень много грузовиков, но всем было пофигу! Это при том, что участок после Самары считается довольно простым в плане автостопа. Мы заходили на стоянки дальнобойщиков, общались с водителями, но все либо ехали обратно, либо не брали двоих. Пытались стопить просто на трассе, у заправок, у дорожных кафе… Ничего не получалось! В итоге, мы прошли пешком ещё 10 километров, потому что стоять на одном месте просто скучно. Тем временем миновал полдень, а это значит, что больше 6 часов автостоп совершенно не удавался.
Ерунда творилась до тех пор, пока не остановилась легковушка. Мы опасались, но выбора не было, и пришлось сесть. До этого нашли на карте стоянку дальнобойщиков дальше на трассе, до которой было 5 километров, поэтому мы проехали с парнем на легковушке всего несколько минут и вышли. Там стоял всего один грузовик! И знаете что? Он нас взял с собой до Уфы!
Нашего второго водителя звали Петр, родом он из Киргизии. Петр рассказал, что в Казахских фирмах платят водителям намного меньше, чем в России. Например, последнее время он в месяц зарабатывает всего 20-30 тысяч рублей, а нормальная зарплата в российских фирмах от 50-60 тысяч. У дальнобойщиков нет точной зарплаты, они получают за количество километров, которые проехали. Хорошей стоимостью одного километра считается 3,5 рубля. Получается, чтобы в месяц зарабатывать 70 тысяч рублей, необходимо проехать 20000 километров. За сутки можно реально проехать до 1000 км, а это получается немногим больше 20 рабочих дней. И это не учитывая того, что водителям ещё дают суточные на обед и прочие мелкие траты. С одной стороны, получается, что дальнобойщики прилично зарабатывают, но с другой – сама работа довольно специфическая и отнимает большую часть жизни. Если первый водитель часто бывает в Европе, то Пётр периодически ездит в Китай, где тоже покупает всякие дешевые вещи, которые довольно быстро ломаются.
В общении с дальнобойщиками всегда есть некий переломный момент, когда из совершенно незнакомых людей мы становились вроде бы своими. Изначально Пётр даже не хотел нас брать с собой, но я рассказал, что мы уже очень долго не может ничего поймать, и он все-таки нас посадил. После нескольких часов общения Пётр сообщил, что на самом деле едет даже дальше Челябинска и теперь с удовольствием нас довезет!
Чем дальше от Самары, тем больше становилось бескрайних полей и нефтяных установок.
До путешествия на Байкал я представлял себе федеральную трассу такой нормальной дорогой, причем даже двухполосной в каждую сторону, но реально все оказалось совершенно по-другому.
Например, довольно долго трасса может быть узкой, но вполне ровной и без кочек, а потом резко стать очень плохой с ямами или вообще грунтовкой! И это все федеральная дорога.
Всю дорогу Пётр агитировал нас забить на Байкал и поехать в Киргизию на озеро Иссык-Куль. Рассказывал как там красиво и дешево отдыхать! Мы даже задумались. Солнце садилось, день заканчивался, а на горизонте показалась Уфа, которую мы миновали по объездной дороге.
На Урал мы заехали уже совсем в темноте, и поэтому ничего увидеть не получилось. Ночевка была запланирована в небольшом городе Сим, куда мы приехали около двух часов ночи по местному времени. Водитель Пётр остался спать в кабине грузовика, а мы забрали все вещи и пошли в гостиницу. Обычных номеров, которые стоили от 2500 руб, там не осталось, и мы уже было испугались, но нам сообщили, что есть места в вагончике. Мы не сразу поняли, что это за вагончик. Это оказалось фееричным местом! Снаружи это просто обычный кирпичный дом, а внутри целый купейный советский вагон, где сдаются койко-места по 200 рублей. Сами купе никак не закрывались, поэтому все вещи мы спрятали под сидения и улеглись спать на не особо мягкие матрасы.
Не скажу, что мы отлично выспались, но надо было просыпаться и идти будить нашего водителя, чтобы поехать дальше. Весь Урал мы с Аней проспали в грузовике, но временами я открывал глаза и видел только обычные холмы, которые не впечатляли.
Утром 26 июля мы подъехали к Челябинску. Собрались мы уже вытаскивать все вещи, но Пётр не отпускал и настоятельно предложил попить с ним кофе, мы не смогли отказаться. Дальше наш дальнобойщик уехал в сторону Троицка, а нам надо было добраться до самого Челябинска, но об этом я расскажу в следующий раз.
Рубрика: Путешествия. Метки: Россия, Челябинск, фура, автостоп, Уфа, Самара, трасса, М-5, дальнобойщик.