Я пришел, когда уже стемнело. Решил не открывать зонт, потому что не хотелось издавать громких звуков, отвлекая от поэзии и без того пугливое внимание молодежи.
«Не видит неба поэт из бронзы».
Маяк промок, сыро, на сепии неба блестит металлом черная прядь его волос, а у подножия памятника сконденсировались человек тридцать-сорок, в 18:20 плотно окруживших тоненького молодого поэта, старающегося сиплым голосом подавить всю Тверскую, шум оранжевой машины дорожной службы. Я даже подумал: сложно придумать более подходящее место для чтения уличной поэзии. Здесь сама обстановка – и та уже конфликт, противоречие, противопоставление.
«Читай громче,
– твои слова должны ранить,
а они только мажут».
Под аварийным светом натриевых уличных фонарей, проливным дождем, будто отбившиеся от сплошного автомобильного и людского потока, в этот карикатурный «загончик» у памятника на Триумфальной каким-то образом «занесло» молодых людей, которые делятся друг с другом чем-то очень личным. Делятся, потому что они умеют – а ведь многие нет. Делятся, потому что у них хватило на это смелости. Делятся, потому что могут на что-то, на кого-то своим словом повлиять, а может, наоборот – бессильны что-либо сделать по существу.
“Эти глаза созданы для свободы,
Эти сердца созданы для творчества.”
Рефлексия людей искусства всегда была первым откликом на события и процессы, происходящие в обществе. Гениальные же личности могут ухватить, уловить незаметные течения и настроения. Смысл творчества здесь не столько в высказывании собственного мнения, сколько в резонансе, возникающем между лирикой поэта и читателем. Просто потому что другого способа нет – ведь душа говорит и слушает стихами. Этот резонанс делает невозможное – он способен зажечь человека, возродить, в нем мотивацию к действиям, буквально из пустоты.
“Вся задача в том,
Чтоб вымазаться тушью”
Искренние аплодисменты, улыбки – здесь вообще все только искренне. Не нравятся стихи, люди – никто не держит, начнешь уходить – жалко, конечно – обернутся разок вслед. Здесь собираются не для показухи, самолюбования или эпатажа.
Маленькая поэтесса в сером пальто, с красивым мокрым локоном темно рыжих волос, спадающим на глаза, читает быстро, мягко выстукивая каблучком какой-то только ей понятный внутренний поэтический такт. Ощущение, что через неё в этот момент что-то проносится, а она только и успевает выговаривать это словами.
Каждое последнее воскресенье месяца, в 18:00, Маяковские чтения, возрожденные 3 года назад, после солидного перерыва, оппозиционным активистом и журналистом Матвеем Крыловым, продолжаются по времени чуть меньше полутора часов. Мужчина с полиэтиленовым пакетом из продуктового в руке, случайно заглянувший на Триумфальную по пути домой рассказывает мне: «Около часа – это слабовато. Пятьдесят лет назад, в 61-м году это было каждый вечер, и не по одному часу. Были постоянные чтецы со своим репертуаром. Очень часто звучал “Реквием” Рождественского, “Парабола” Вознесенского. Приходили актеры из “Современника”, Валентин Никулин читал Пастернака».
“ты спросишь меня: «что это за чушь собачья?!» —
это современная поэзия, детка”
Сейчас, конечно, интерес к поэзии только начинает подниматься из глубокого запустения годов, когда у людей не было ни возможности, ни желания даже просто взять книжку с полки – нужно было думать о том, чтобы за это время не опустел твой карман, и в хлебнице осталось, чем поужинать. Порвалась и гармоничная эволюционная цепь поэзии – классика успела чем-то устареть для современного уха. Поэтому сегодняшним литераторам, как спички подожжённым порохом проносящихся по головам гражданских протестов, идей и лозунгов, сложно найти поэтическую опору, платформу, с которой можно было бы строить собственный стиль.
Вот почему Маяковские Чтения так полны надорванности жесткости, несколько инфантильной беспринципности, местами неотесанности. Именно поэтому так много верлибра, свободного стиха.
Я отношусь к этому с пониманием: старт не обязан быть ярким и гениальным, главное, – где ты окажешься на финише.
Рубрика: Репортаж. Метки: Триумфальная, Маяковские чтения, поэзия.“Мой голос будет слышен
в чтении гражданской лирики
и в лозунгах на миллионом марше;
нормальный человек
сейчас
не может
быть
немым”.
Хотя площадь на пересечении Тверской улицы и Садового кольца сейчас именуется Триумфальной, о правильности её названия можно поспорить.
Премьера спектакля «Русский Авангард. Эпоха в лицах», посвященного поэтам Серебряного века.
«Сатирикон» готовит поэтический спектакль.
Когда страна прощалась с поэтом Евгением Евтушенко – в рунете стартовала акция под названием #читаем_Евтушенко.
В московском клубе RED отметил свое шестилетие музыкально-поэтический вечер ЛитПон.
10 декабря Тверской суд Москвы признал виновным в нанесении побоев сотрудникам полиции активиста Сергя Мохнаткина.
Митинг за свободу слова, под девизом “Митинг правды”, прошел 22 ноября на Триумфальной площади Москвы.
31 июля на Триумфальной площади прошла вторая разрешенная акция в рамках «Стратегии-31», судя по всему, одна из последних.
Давно ставшая традиционной акция “Стратегия-31” на Триумфальной площади закончилась задержанием Лимонова и небольшой группы нацболов.
«Вот пойду сегодня к ментам. Не такие плохие люди, не хуже вас» — написал Эдуард Лимонов перед сегодняшней акцией.
Эдуард Лимонов и его сторонники задержаны на Триумфальной площади в ходе акции в защиту 31-й статьи Конституции Российской Федерации.
28 ноября на Триумфальной площади прошла согласованная акция протеста – митинг в защиту самой площади собрал от 150 до 200 человек.
Последний день октября, как и ожидалось, не стал сколь-нибудь значительным событием в и без того скучноватой истории политических акций.
Несмотря на дождь, участники акции “Стратегия-31” вышли на Триумфальную площадь с требованием соблюдения 31-й статьи Конституции РФ.
В Москве на Триумфальной площади задержаны участники несогласованной протестной акции “Стратегия-31”, в том числе Эдуард Лимонов.
Как оказалось, 31 мая 2013 года почти юбилей акции под названием «Статегия-31». И вот впервые я на этой акции оказался в качестве обозревателя.