“Алиса в Заэкранье” – сказка о том, как не потерять тысячи
счастливых дней и ночей, миллионы чудесных мгновений
и миллиарды солнечных лучей.”
из программки к спектаклю
Московский театр “Практика”, созданный совсем недавно, с первых дней своего существования является местом поистине конъюнктурным. Увидеть смелые постановки и побывать хотя бы на одном из спектаклей давно считается неотъемлемым атрибутом оппозиционного интеллигента. Большая часть пьес на подмостках театра политические (названия говорят сами за себя): “Девушка и революционер”, “Жара”, “Вентиль”, “Один день Ивана Денисовича”. В актерском составе как яркие молодые таланты, так и актеры с громкими именами: Индеборга Дапкунайте, Вера Полозкова, Павел Артемьев, Алиса Гребенщикова, Алиса Хазанова, Иван Макаревич, Евгений Стычкин.
И именно в этом театре 30 сентября состоялась премьера детской постановки “Алиса в Заэкранье”. Но, не совсем по Кэрролу. В центре сюжета – разочарованная девушка Ксюша. Таких как она – миллион. Это – вы, это – я, это – наши подруги. Ксюша возвращается в 12 часов ночи с нелюбимой работы в пустую квартиру, параллельно разговаривает с мамой, – “Да, конечно, я вылитый отец!… Нет, мама, мы расстались с Гошей не потому что я не накрашенная, а потому что ты нам звонила в 12 ночи узнать накрашена я или нет”, — отцом, — “Да папа, я вылитая мама! …Если хочешь спросить как дела у мамы – спроси у мамы”, — бывшим парнем, — “Гоша, я не психиатр лечить тебя от депрессии”. И вдруг по одной из линий ей звонит Заяц. И просит найти в Зазеркалье Алису:
– А что я за это получу?
– 365 000 счастливчиков!”, — тут то все и начинается…
Как только я зашла в театр, показалось, что попала обратно в детский лагерь: повсюду носились неугомонные детишки. Они играли в прятки, салки, рассматривали афиши. В программке, которую мне вручила заботливый администратор, было написано, что спектакль про взрослую разочаровавшуюся женщину. И что в спектакле есть слово “жопа” (блоггеры тут же принялись радостно фотографировать сию забавную вещь на мобильные камеры). Ни “жопа”, ни слова про разочарованную даму (она ж там наверняка будет стонать, что все мужчины бараны) как-то не сочеталось с Алисой и кучей детей в фойе. Через несколько минут мы расселись в маленьком зале. Дети сразу же стали активными участниками пьесы: смеялись (было смешно там, где не должно было быть), комментировали, сопереживали и подсказывали героине. На моменте, где Ксюша идет по загадочному миру и поет песню, прозвучало то самое сакральное из программки – песенка про жопу. Дети радостно подпевали вместе со взрослыми.
Ксюше в исполнении молодой актрисы Ольги Зейгер, верит весь зал, без исключения. Ей сочувствуют, кивают, подсказывают, подпевают и улыбаются. “Алиса в Заэкраньее” – по сути, моноспектакль, потому что на сцене только актриса. Ольга похожа на маленькую задорную озорную Алису не только во время действия, после премьеры Ольга вышла в фойе и пообщалась с гостями. Эта постановка – первая самостоятельная, где Ольга и актриса, и режиссер, и сценарист. Потом ее спрашивали, — “А кто придумал такие жизненные фразы?”. Она как-то скромно отвечает, — “Я”. К слову, от Кэррола в пьесе только название, персонажи и символы. Как и героиня детской сказки, Ксюша засыпает и пытается решить свои проблемы, разобраться в себе. Тем не менее, Ольге удалось создать свою нескучную сказку.
Вы наверняка спросите, как на маленькой сцене удалось создать атмосферу и декорации Заэкранье, показать волшебные превращения и чудеса… А вот удалось! Но чтобы это увидеть – купите обязательно билет и освободите час в своем рабочем графике. Не смотрите на то, что спектакль для детей от 8 лет.
Для меня потом было удивительно, что на этом спектакле так много детишек и почти нет старших – на него нужно обязательно ходить взрослым, чтобы снова вспомнить о том, что все перемены зависят от нас.
Мы же тоже дети.
Только большие.