“Как можно серьезно относиться к человеку,
который зимнюю олимпиаду устраивает в субтропиках?
Понимаете, ведь есть же такое понятие – субтропики.
Суб-тро-пики. Там не надо делать зимнюю олимпиаду!”
фраза из спектакля
Если бы каждый день театр “Практика” присылал мне приглашения, я бы с удовольствием туда бы и ходила. Каждый день.
Спектакль “Это тоже я” – дебютная работа второго курса МХАТа. Он состоит из разных новелл – каждому герою задают вопросы о мечте, о смысле жизни, о самом лучшем воспоминании и сне. В течении года студенты собирали разные истории, так что можно написать “Основано на реальных событиях”. И вот, в к экзамену по документальному тексту родилась эта постановка.
Зритель видит коллаж из разных персонажей: девушек-лесбиянок, гротескных школьниц с резинкой и любовью к Джастину Биберу, алкоголиков, проституток, стариков и старух, молодых девушек, глупых парней и даже туповатого полицейского. Кто-то молчит, не зная что ответить, кто-то выпускает дым, исповедуется и оправдывается – актеры реалистично перевоплощаются из образа в образ каждые 10 минут. В этой страшной бытовухе есть проблеск счастья и даже веры в Бога. Вплоть до скрюченных кривых пальцев и мимики старушек, приходит на ум анекдот “Русские умеют выживать там, где другие народы просто живут”.
Перед публикой пьяная школьница, которая на вопрос о Родине говорит штампами “Ну, это когда ты понимаешь, что не отдашь пяди земли врагу”, и в следующие 5 минут она читает острый социальный стих, – “Мальчик, сиди дома! Тебя не касается Беслан, тебя не касаются взрывы, тебя не касаются переломанные ребра Кашина. Мальчик, сиди дома”, – у меня неожиданно расширяются глаза.
Через некоторое время на сцене Дмитрий Анатольевич Титаник. Он потерял документы, никакая страна его не признает, а “Титаник”, потому что в 16 лет хотел утопиться. Вот парочка, которая живет вместе 10 лет. Он – в потрепанной майке, она – голая, завернута в простыню, хохочет и говорит: “Надо, чтобы каждый день было весело”. Вот пара девушек с большим пакетом “Цум”. Они презирают эту страну, но говорят “Вот мы 10 лет вместе и ни разу не ругались. И секса у нас не было – фантазируйте дальше”. Или полиционер, который говорит, что предел мечтаний – большая зарплата, а лучший пример детям – Дзержинский. Зал смеется, глядя, как лицо закона забросил одну ногу на другую и сказал, что работать ему мешают люди в камере, – “Убрать бы их всех”. Вот девушка-проститутка, 30 лет, красится, надевает чулки и рассказывает как приехала из Курчатова поступать в “пед”. Или затюканная ботаничка, которая верит в любовь. Трогает до слез мальчик, который очень любит маму и пытается доказать военкомату, что с его здоровьем в армию нельзя. Бабушки 55 и 60 лет, которые верят в любовь “Потому что мы ее прожили и знаем, что она есть”. Мне хочется реветь. Но я смеюсь. Рядом со мной моментами хохочет Вера Полозкова.
Калейдоскоп характеров сменяют музыкальные номера-Аукцион, гимн СССР, который поют два алкаша, Felicita, Жанна Агузарова и даже Сид Вишез.
Спектакль – смех сквозь слезы. Местами смешно, местами до слез грустно. Это пугающе реалистично.
Это все – мы. Я с ужасом узнаю себя в продавщице из Петушков. А вспоминая то, что в еженедельнике даты расписаны до 29 октября, перестаю смеяться над глупым программистом – его мечта об отпуске кажется мне уже не такой примитивной.
Последний выход актеров под песню “Мы ждем перемен” (которая показывалась языком жестов) особая находка, которая отражает суть всего спектакля. Не важно, что это пел Цой четверть века назад. Нам и сейчас нужны эти перемены.
На этот спектакль стоит сходить, чтобы посмотреть на нашу жизнь со стороны, ужаснуться тому, КАК мы живем и получить прививку против грубой действительности.
Рубрика: Репортаж. Метки: театр, театр Практика, спектакль.