“Политеатр” – один из самых противоречивых театров в столице. Это тот случай, когда все символично, начиная от выбора места подмосток и заканчивая актерами. Театр создали недавно в большой аудитории Политехнического музея. когда-то давно, в 20 веке эта аудитория была центральным местом сбора для творческой интеллигенции. Эти стены видали Маяковского, Ахматову, Северянина, Есенина, Блока, Ахмадулину, Рождественского, Окуджаву. И вот теперь, круг замкнулся – спустя 100 лет на том месте снова подмостки, снова выступления и творчество.
26 октября в “Политеатре” был поэтический вечер. Название встрече дала поэма А.Блока “12”. Уже исходя из названия, можно было ожидать что-то провокационное. Известный факт: эта поэма стоит особняком в творчестве Блока. Многие современники так ее и не приняли. Казалось, что поэт сам не понял как и откуда родились образы, почему вдруг в конце “в венчике Иисус Христос”. “Двенадцать” были сочинены через год после февральской революции, когда интеллигенция еще верила в то, что красная армия несет добро. После поэмы Блок прожил совсем недолго, и почти ничего не писал. Может потому, что испугался своего творения?
Уже за полчаса до начала вечера около музея толпился народ. В основном – молодые студенты. Рядом со мной сидели тетечки лет 35, которые обсуждали современную поэзию. Внизу скромно на стуле сидел Вениамин Смехов. он изредка поворачивался, демонстрируя профиль. Лекторий был полон.
На сцену выходили один за другим актеры – современные поэты. Число выступающих было созвучно названию вечера (а может числу апостолов?). Каждый из них читал свои стихотворения. Несколько авторов перед выступлениями сделали свои ремарки и посвятили 5 минут политическим заключенным. “Мои стихи не о политике, но мне бы хотелось посвятить их тем, кто сейчас сидит в тюрьме. Тем, кто отстаивал наше право на Болотной площади”, – сказал Даниил Полторацкий. Публика услышала о Pussy Riot, современной церкви, любви с привкусом побоев. Еще через минуту о мужчине, который в день Святого Валентина смотрел порно-сайты и досмотрелся. Вера Полозкова напомнила каждому о старости. Я не думаю, что имею право оценивать чьи-то стихи, учитывая, что в моих всегда кровь банально рифмуется с морковью… Но иногда я не понимала, почему зал хохочет над какими-то пошлостями или чем-то еще. А может я слишком твердолобая и совсем не умею слышать иронию. Или филфак твердо вбил в мою голову, что в поэзии не должно быть грубых слов, только высокопарные рифмы. Не знаю.
После я задумалась над тем, что не услышала фактически ничего о том, что помогает справляться с окружающей и пугающей действительностью – о истинной любви, о вере (я не имею ввиду Бога, хотя бы о вере в себя или добро), о надежде, о будущем. Мне стало грустно, потому что мне вновь показали то, что я вижу каждый день: низость, беспредел, борьбу, протест. А в анонсе было сказано, что будут стихи о вечных ценностях.
Громче всего зритель аплодировал Вере Полозковой и Вениамину Смехову. Пожалуй, именно чтение Вениамином Смеховым поэмы “12” на меня произвело наиболее сильное впечатление. Одно дело читать это в кресле летом, а потом перечитывать снова (потому что с первого раза Блока понять крайне сложно), другое дело, когда это читает один из лучших российских и советских актеров, расставляя точки и акценты.
И, все-таки, мы движемся вперед. На смену желанию поразвлечься в клубе или посмотреть телевизор на диване, пришла потребность сходить послушать стихи или потребность выразить свое мнение, быть услышанным. Людей стало сложнее обмануть. И это прогресс.
Рубрика: Репортаж. Метки: Политехнический музей, театр, поэзия, стихи, Политеатр.