В середине ноября в Москве славянская родноверческая община Коляда вятичей провела праздник Осенние Деды.
В этот День поминают своих близких родственников, ушедших в мир иной. Устраивают стол, на который подают поминальную Кутью. Вспоминают каждого из предков.
Кутья – специальная пища, являющаяся обязательным блюдом в канун праздника поминовения предков Осенние Деды, представляет собой род каши, особенностью которой является использование цельных зёрен и меда, придающего блюду сладкий вкус. Значение Кутьи как обрядовой пищи обусловлено символикой составляющих её градиентов. Зерно является символом жизни и плодородия, так как оно сохраняет и вновь воссоздает жизнь, её. Для приготовления Кутьи используется чаще всего пшеница, а также ячмень, пшено, в городской среде – рис, в Вологодской губернии к пшенице добавляли горох.
Символическое значение меда связано с образом пчелы. Народное отношение к пчеле как к священному существу объясняется представлениями о ее идеальности по самым разным параметрам. В мифопоэтических представлениях образ пчелы связывается с женским началом. Идеальность работы пчелы раскрывается и через мотив необычности ее труда («без иглы, без ниточки»; сравни также: «Сидит девица в темной темнице, вяжет узор, ни петлёй, ни узлом» — пчела). Все многочисленные представления о пчеле (исключительность, божественность, непорочность, созидательность, мудрость, то есть, в конечном счёте, идеальность) обусловливают и соответствующее символическое значение мёда как обрядовой пищи: и в чистом виде, и в составе ритуальных блюд (напитков, пирогов, пряников и пр.), в том числе и в Кутье.
Таким образом, символика всех составляющих зёрен, ягод, мёда – и, соответственно, её самой сводится к идее постоянного возрождения жизни через смерть. Обрядовое вкушение подобной пищи приобщало человека к этому процессу вечного кругооборота жизни. Поэтому Кутья использовалась в «переходных» обрядах жизненного цикла человека (рождение, свадьба, похороны). Особо закрепившееся в традиции и сохраняемое до сих пор приготовление к поминальному столу (кутью, наряду с другими блюдами приносили также на могилы родных в Радуницу) свидетельствует об актуальности вкушения жизнеутверждающей пищи именно для мёртвых. Для поддержания своих предков в круговороте жизни и смерти часть пищи поминального стола специально оставлялась для них.
Во время праздничной трапезы Кутья занимала почётное место на столе, покрытом белой скатертью. В некоторых местах горшок с Кутьёй ставили в красный угол вместе с необмолоченным снопом ржи. Часть оставшейся после ужина Кутьи дети разносили по домам бедняков, а часть вместе с другими недоеденными блюдами до утра сохраняли на столе для душ покойных.
По Кутье гадали о будущем годе: если только что приготовленная каша вылезала из горшка, если горшок с нею треснул в печи, если Кутья оказывалась белой и мелкой, это считали предзнаменованием беды в доме. Если же горшок был полон, а Кутья во время приготовления покраснела, то в семье ждали удачи и счастья. В Ярославской губернии с помощью Кутьи узнавали о деловых качествах будущего жениха: готовую Кутью ставили на колодец и смотрели, кто прилетит её клевать; если ворон – то жених будет непутёвый, а если сорока – то проворный
После трапезы разжигают большой костер, возле него проводят следующую часть мероприятия. Водят хороводы, причем интересно то, что женщины водят внутренний хоровод, ближе к костру, а мужчины внешний, более большой и широкий. Вспоминают своих ушедших предков. Пьют из большой братины. Алкоголя на мероприятие не употребляют. В чашу наливают морс или квас. Братина обходит всех, кто стоит в круге, а остаток выливают в костер символизируя при этом передачу обрядового напитка предкам. Так же в костер кладут специально испеченный хлеб другую еду. После обряда поминовения предков проходит общая трапеза в полном молчании. В течении уже многих лет эта община проводит славянские праздники, поддерживая и сохраняя древние языческие традиции нашего народа.