10.12.2012 15:47

Манский железнодорожный тоннель

Текст и фото: Вадим Махоров (оригинал)

Не так давно я ездил в Красноярск. За неделю отснял 4 индустриальных объекта. Последним объектом в программе были строящийся Манский и уже готовый Крольский железнодорожные тоннели.

Тема подземного строительства всегда была интересна для меня, но если на метротоннели и их строительство я уже насмотрелся, то в строящемся ж\д тоннеле я только второй раз, а саму проходку увидел впервые.

Хотя ж\д тоннели не имеют за собой никаких секретов, в горе, где проложен тоннель, вряд ли будут строить секретный бункер или узел связи (хотя, везде есть свои исключения ;) ), всё равно они выглядят эпично и даже в чём-то интересней, чем метро. Дело в том, что диаметр ж\д тоннеля девять с половиной метров, против пяти с половиной метрополитеновских, поэтому и строительство их тоже выглядит масштабнее.

Тоннелепроходческий щит.
Манский железнодорожный тоннель

Въезд в тоннель.
Манский железнодорожный тоннель

Манский железнодорожный тоннель располагается на участке Абакан – Тайшет Красноярской железной дороги. Новый строящийся Манский тоннель строится параллельно старому, на расстоянии 59 метров. Вторая нитка тоннеля была запроектирована в рамках перевода линии на двухпутное движение. По окончанию строительства планируется реконструкция старой нитки Манского тоннеля.

Внутри у тоннелепроходческого комплекса. Комплекс имеет длину около 100 метров.
Манский железнодорожный тоннель

Строительство ведётся силами ОАО «Бамтоннельстрой». Тоннель будет иметь длину 2 460 метров и диаметр 9,5 метра. Помимо основного тоннеля, уже пройдена штольня, имеющая диаметр 3.56 метра – технический тоннель для обслуживания и эвакуации людей из основного в случае ЧС.

Укладка тюбингов.
Манский железнодорожный тоннель

В среднем в день строят или, если правильней сказать, проходят около 20 метров. Твердость горных пород доходит до f=19, что порой затрудняет проходку.

Манский железнодорожный тоннель

Вся порода, которая была выработана щитом, отправляется по конвейерной ленте за пределы тоннеля.
Манский железнодорожный тоннель

Разработка грунта производится за счёт вращающегося на оси щита стального ротора с резцами. На фотографии рабочий на фоне того самого ротора.
Манский железнодорожный тоннель

Манский железнодорожный тоннель

Манский железнодорожный тоннель

Манский железнодорожный тоннель

Манский железнодорожный тоннель

На данный момент пройдено больше половины намеченной длины.
Манский железнодорожный тоннель

Манский железнодорожный тоннель

Хорошим дополнением к Манскому тоннелю было посещение Крольского, который расположен на этом же участке железной дороги и уже достроен. Я когда-то писал уже про этот тоннель, на тот момент он ещё строился. Крольский тоннель пока что является уникальным для России. Уникальность его в том, что построен он без использования ниш, в которых по замыслу должны прятаться рабочие от проходящего поезда. Вместо ниш на протяжении всего тоннеля проложен служебный мостик, что намного удобнее.

Порталы в старый и новый Крольский.
Манский железнодорожный тоннель

Старый Крольский тоннель.
Манский железнодорожный тоннель

Внутри. Тоннель по плану вскоре должны будут реконструировать.
Манский железнодорожный тоннель

Портал старого тоннеля.
Манский железнодорожный тоннель

А это новый Крольский и тот самый мостик слева.
Манский железнодорожный тоннель

Протяженность тоннеля 2253 метра.
Манский железнодорожный тоннель

В этом тоннеле даже приятно находиться. Мы ждали около полутора часов, пока пройдет какой-нибудь поезд, чтобы заснять его в тоннеле, но не вышло, поезд не пришел, а нам нужно было ехать обратно в Красноярск.
Манский железнодорожный тоннель

Сбойка, ведущая к штольне. Она же – эвакуационный выход из тоннеля.
Манский железнодорожный тоннель

Заходим в сбойку.
Манский железнодорожный тоннель

Штольня.
Манский железнодорожный тоннель

На этом всё, спасибо за внимание.

Рубрика: Репортаж. Метки: технологии, железная дорога, тоннель, стоительство, Красноярский край.

Другие публикации