11.12.2012 11:51

Будни скорой помощи



Текст и фото: Олег Тоцкий (оригинал)

Киевской станции скорой помощи в этом году исполнилось 110 лет. Недавно мне выпала возможность посмотреть на работу одной из подстанций скорой помощи.

Про обслуживание в наших больницах и медицинской сфере разговоров бытует много. В том числе и про скорую помощь, хотя это отдельная служба и “живет” она в стороне от больниц. С полгода назад мне выпала возможность посмотреть на работу скорой изнутри. Не могу сказать, что я отснял именно то, что мне представлялось изначально: как обычно, изнутри все выглядит совсем не так, как кажется. Зато узнал много новой для себя информации, которой попытаюсь поделиться сегодня с вами.

Киевской станции скорой помощи в этом году исполнилось 110 лет – это одно из старейших медицинских учреждений города, а по специфике своей работы, организационно-функциональной структурой, методами работы – первое в Украине и в числе первой десятки подобных учреждений в Европе.

Наш путь начнется в центральной диспетчерской, расположенной в том самом здании на ул. Богдана Хмельницкого, 37Б, куда приходят телефонные вызовы с номера 103.

Собственно, диспетчерская. Это временное помещение, которое диспетчерская занимала во время недавней реконструкции. Пока я пытался себя заставить дописать этот пост, реконструкцию успели закончить и сейчас диспетчерская выглядит просто космической (см. линк). Диспетчерская делится на две части: диспетчеры, непосредственно принимающие вызовы, и диспетчеры, передающие вызов на подстанции скорой помощи, а также работающие с бригадами.
Будни скорой помощи

Диспетчер, принимающий вызов, задает знакомый многим набор вопросов. Грамотный вызов скорой помощи может существенно сократить время прибытия бригады и спасти жизнь пострадавшему. Не ленитесь отвечать на вопросы диспетчера и старайтесь указывать наиболее конкретную причину вызова; очевидный и бесполезный ответ о состоянии больного “Плохо!” несет в себе мало информации, ведь может понадобится вызов специализированной бригады, да и самой бригаде лучше заранее знать, с чем им придется столкнуться. Не рекомендуется поручать детям вызывать скорую помощь, если есть возможность вызвать самим. Кстати, вызывать скорую можно и по SMS, и по факсу, и по электронной почте. Альтернативные каналы служат прежде всего для обеспечения возможности вызова скорой людям с ограниченными возможностями слуха или речи.
Будни скорой помощи

Вызов считается принятым при получении диспетчером полных ответов на поставленные вопросы. Диспетчер должен закончить разговор, повторив полный адрес вызова со словами «Вызов принят, ожидайте скорую».
Будни скорой помощи

Следует понимать, что станция скорой помощи обслуживает прежде всего экстренные вызовы: потери сознания, внезапные расстройства дыхания и боли в области сердца, обильные кровотечения всех видов, любые виды травм, поражения электрическим током, тепловые удары, отравления, повреждения при чрезвычайных ситуациях, нарушения нормального течения беременности и тому подобное. Многое другое, то есть обострение хронических заболеваний, выполнение плановых назначений участкового врача, повышение температуры, кашель, боли в горле, головная боль, повышение давления, легкие травмы (когда пациент может самостоятельно обратиться в травмпункт), предоставление стоматологической помощи, удаление клещей и прочее экстренным вызовом не является. Диспетчер может отказать в приеме вызова, порекомендовав обратиться в пункт неотложной помощи или соответствующую больницу, указав их адрес и телефон.

К сожалению, далеко не все понимают, почему им отказывают в предоставлении именно скорой помощи и направляют в неотложку. Это две разных службы и попытка объединить лет 30 назад в Киеве скорую с неотложкой закончилась плачевно: сильно упало качество предоставления скорой помощи и увеличилось время реагирования. Есть люди, которые под предлогами типа “у моего сына ушко болит” настойчиво требуют выезда именно бригады скорой и после такого же настойчивого отказа пишут грозные жалобы. Да, проблемы своих близких, безусловно, кажутся важнее проблем посторонних людей, но случаи, когда из-за «ушек» скорая не успевала приехать на действительно экстренный вызов, тоже бывают. К слову, вызов, обслуженный неотложкой, может вновь попасть в скорую: например, если требуется транспортировка в лечебное заведение пациента, которому необходима экстренная стационарная помощь и сопровождение медицинского персонала с использованием носилок (неотложка не занимается перевозкой больных).

После заполнения карточки вызова он передается под контроль второй категории диспетчеров, которые передают вызов дальше на соответствующую подстанцию. Также они занимаются контролем выполнения вызовов и при необходимости держат связь с бригадами, в случае, если, например, необходимо уточнить местонахождение пострадавшего.
Будни скорой помощи

Вызовы выполняются в порядке их поступления. При этом первоочередно выполняются вызовы в общественные места, на улицу, предприятия, учебные заведения. Кстати, по телефону 1503 (для Киева) можно в любой момент узнать местоположение пациентов, которым была предоставлена помощь бригадой скорой помощи (без указания диагноза).
Будни скорой помощи

Все разговоры, которые приходят в диспетчерскую, записываются и регулярно прослушиваются при разрешении спорных вопросов или контроле качества приема вызовов. Контроль за выполнением вызовов и работой бригад здесь весьма жесткий. В случаях, когда вы считаете, что бригада скорой помощи оказала недостаточный объем медицинской помощи, отнеслась к больному невнимательно, намекала или требовала оплаты за свою работу, вы имеете право узнать Ф.И.О. каждого члена бригады, номер вызова и номер машины, после чего обратиться с жалобой на центральную станцию скорой помощи.
Будни скорой помощи

Дальше мы с вами отправляемся на подстанцию №5, которая находится на ул. Московской, посмотреть на работу бригад скорой помощи. Когда я себе пытался представить, как будут выглядеть съемки, то перед глазами почему-то сразу всплывали картинки с полуживыми пациентами в кислородной маске на носилках, разбитыми в ДТП машинами, гонками с мигалками и сиреной по улицам и другой динамичный трэш. Но такая гиперактивность у скорой бывает разве что в кино и во время каких-то ЧП с большим количеством жертв. Из всех вызовов доля случаев, когда жизнь больного висит на волоске, к счастью, занимает совсем небольшой процент, а будни скорой выглядят совсем иначе. Проведя суммарно один рабочий день с тремя бригадами скорой, мне так и не довелось попасть на действительно сложный случай. Но это не значит, что остальную часть времени бригады простаивают и попивают кофеёк на крылечке возле подстанций. В диспетчерскую постоянно поступают вызовы, которые требуют участия скорой, хотя на такие вызовы редко ездят с мигалками.

В парке скорой до сих пор полно “Газелей” и “Фотонов”.
Будни скорой помощи

Все это давно морально и технически устарело, а, учитывая наши дороги, мне просто жаль больных, которым приходится трястись в тяжелом состоянии в старых машинах (хотя в “Фотонах” проблема прежде всего в движках, а вот, например, кузов сделан весьма хорошо). Ну а вопрос радикального обновления автомобильного парка как всегда упирается в бюджет (к слову, перед выборами станция скорой помощи получила 21 новую машину).
Будни скорой помощи

Итак, выезжаем с подстанции. Первый вызов на ул. Красноармейскую. Нужно перевезти в больницу бабулю весьма преклонного возраста. Уже не первый день у нее температура, повышенное давление, живет она одна и, кроме соседки, за ней некому присматривать. Неотложка, которая побывала у нее на квартире незадолго до нас, направила ее в больницу.
Будни скорой помощи

Бабуля передвигается только с посторонней помощью и глядя на нее как-то неожиданно очень явно понимаешь, что истории про одиноких стариков, у которых половина пенсии зачастую уходит на лекарства – это не где-то там с кем-то, а сплошь и рядом в соседних квартирах и домах.
Будни скорой помощи

Хотя этот вызов ничего особого в себе не несет – обычная рутина для скорой, тем не менее, здесь тоже нужны нервы, терпение, да и просто есть над чем задуматься, когда смотришь на это со стороны.
Будни скорой помощи

Отметка о выполнении вызова и перезвон на подстанцию для уведомления диспетчеров.
Будни скорой помощи

Следующий вызов снова на Красноармейскую.
Будни скорой помощи

Одна из проблем оказания скорой помощи – пробки и культура вождения на наших многострадальных дорогах. Хотя, первое часто является следствием второго, особо “сознательных” граждан, открыто не желающих пропускать машину скорой помощи и плевавших на всех и вся, бригады “любят” по-особому. В принципе, эта проблема иногда касается и пешеходов: сам один раз был свидетелем ситуации, когда пожарная машина не могла проехать перекресток из-за пешеходов, которые не обращая внимания на сирену и мигалки, продолжали переходить по пешеходному переходу. Кстати, допустимое время выполнения экстренного вызова в пределах города определено как 10 минут. В зависимости от погодных условий и состояния дорог допускается увеличение времени еще на 10 минут.
Будни скорой помощи

Новый вызов снова требует перевозки в больницу. На этот раз – перелом шейки бедра, и снова у человека преклонного возраста. Здесь уже не обойтись без носилок, но в бригаде только две женщины и дотащить носилки с пострадавшим до машины невозможно. Тут уже не до съемок, поэтому, получив подтверждение от бригады, вместе с коллегой прячем камеры и идем наверх помогать тащить носилки. Вообще же, в таких случаях обычно зовут всевозможных соседей и прохожих, пока не находится нужное количество добровольцев. В доме в отдельных местах развернуться оказывается очень тяжело, а малейшие неправильные движения не добавляют больному радости.
Будни скорой помощи

Раз мы заговорили про условия оказания первой помощи в наших домах, будет не лишним заметить, что жизнь и здоровье пострадавшего находится также и в руках вызывающего скорую. До приезда бригады важно позаботиться о нормальном доступе к пострадавшему. Если есть необходимость и возможность, нужно убрать нафиг все мешающее, в том числе различных кусающихся домашних животных. Это, как и многие другие мелочи типа пары стульев, хорошего освещения помогут в сложных случаях ускорить диагностику и оказание помощи больному.

Но вернемся к нашему вызову. В этот раз наш конечный пункт – военный госпиталь.
Будни скорой помощи

Перекладываем больного на местную каталку. Увы, больницы и госпитали не всегда рады новым поступившим от скорой.
Будни скорой помощи

В госпитале базируется вот такая необычная машинка. Нам же пора присоединиться ко второй бригаде.
Будни скорой помощи

В отличие от первой бригады, здесь коллектив исключительно мужской. Поступивший вызов совсем близко – у станции метро “Арсенальная”. С первого раза пострадавшего найти не удается и бригада перезванивает для уточнения местоположения. Просто так взять и уехать ребята не могут.
Будни скорой помощи

Пострадавший оказывается гражданином без определенного места жительства в подвыпившем и не очень хорошем состоянии.
Будни скорой помощи

Тут же на месте проводится первичный осмотр и запись данных гражданина, после чего бригада в сопровождении приятеля пострадавшего отправляется в больницу, а мы решаем вернуться на подстанцию и присоединиться к третьей бригаде.
Будни скорой помощи

Следующий вызов, и мы снова выдвигаемся в сторону уже знакомой нам Красноармейской. Женщина, возвращаясь из клиники с проверки глазного дна, под действием лекарственного препарата не увидела бордюр и клюнула носом в асфальт. Госпитализация здесь не требуется, необходимую помощь бригада оказывает на месте в машине.
Будни скорой помощи

Наконец, последний наш вызов. Приступ эпилепсии, требуется госпитализация. Существует миф, что у бригад скорой помощи есть универсальные ключи от домофонов. Это не так, если домофон в квартире не работает или неправильно указан код подъезда, бригада будет зря терять время на улице.
Будни скорой помощи

Бывший летчик-испытатель. Глядя на многочисленные благодарности и грамоты в квартире, для себя отмечаешь, что человек, наверное, прожил насыщенную и интересную жизнь. Последние годы запил, что, конечно же, не добавило здоровья.
Будни скорой помощи

Вот такие в двух словах получились будни скорой. Ничего сенсационного и в то же время постоянная рядовая помощь нуждающимся. Работа этой службы – прежде всего огромная ответственность и весьма непростой и эмоциональный труд, но и на эту работу находятся фанаты, готовые посвятить себя такому нелегкому делу. Однако, многие фанаты не в состоянии долго задерживаться на подобной работе, потому что прожить на полторы тысячи в Киеве, мягко скажем, проблематично (1,5 тыс. – это ставка санитаров; у врачей ставка, естественно, побольше, но все равно не соответствует той степени ответственности, которая лежит на этих людях). При всем этом скорая осталась, пожалуй, последней действительно бесплатной медицинской службой. Если у вас нет медицинского страхового полиса либо вы прописаны совсем в другом городе – это не может быть поводом к отказу от вызова.

Будьте здоровы!

Рубрика: Репортаж. Метки: Киев, медицина, медики, скорая помощь.

Другие публикации