О том, как кататься на лыжах, купаться в термальных бассейнах и прогуливаться к океану читайте в предыдущей части.
А здесь пойдет речь о вулкане. За тот месяц, который прошел между покупкой билетов и полетом на Камчатку, я перечитал все форумы и блоги, в которых публиковались фото и видео с Толбачика. Понять, что это, где и как, невозможно. Единственное, что было понятно, так это то, что в новостях пишут бред, и более-менее адекватную информацию можно получить только на форуме от очевидцев. Даже посмотрев на всё своими глазами, разобраться, откуда ноги растут очень сложно. Выдумывать факты я не люблю, но и совсем ничего не написать тоже не хорошо. Буду тут что-нибудь рассказывать. Те, кто в теме – поправляйте, те, кто не в теме, не верьте ни одному слову)
В общем, конечно же, в первую очередь извержение вулкана сподвигло меня на поездку на край Земли. Толбачик примечателен тем, что это не просто гора, из которой валит дым и течет лава. Это целый вулканический массив, состоящий из Острого Толбачика, Плоского Толбачика и бескрайнего поля шлаковых конусов. И, если я ничего не путаю, сейчас извергается не плоская вершина Плоского Толбачика, а шлаковый конус у его подножия, при этом не один, а несколько по очереди. Всё сложно и запутано, и если сочетание букв БТТИ вам ничего не говорит, то и не пытайтесь понять)
В прошлый раз Толбачик извергался в 1975-1976 годах, и это извержение как раз и получило название Большое трещинное Толбачинское извержение (БТТИ). Тогда всё вокруг заливало лавой, росли шлаковые конуса, бегали ученые и всё записывали в блокноты.
27 декабря 2012 года началось Новое трещинное Толбачинское извержение – открылась трещина длиной около 5 километров и в двух местах из нее ПОПЁРЛО! Верхний центр активности вскоре перестал действовать, а нижний кипит уже два месяца. В первые же дни извержения лавовый поток накрыл лесничий кордон и домики научной базы «Ленинградская». Раскаленная 1000-градусная лава потихоньку съедала лес, а безумные любители приключений переплывая через реки, пробираясь через непролазные леса и снега мчались навстречу опасности, чтобы всё это увидеть, потрогать, сфотографировать и показать другим – тем, кто не успел стать первым.
Первым прикоснуться к прекрасному, конечно мегакруто, но нам бы хоть одним глазком просто взглянуть на это событие. Удаленно за извержением можно круглосуточно наблюдать через
Как туда добраться?
Толбачик это ни разу не Авачинская сопка, расположенная практически в городе. Он значительно дальше долины гейзеров, в которую не каждый турист может себе позволить сгонять, потому что далеко и дорого. От Петропавловска до Толбачика около 500 километров. Можно взять такси? – Нереально дорого выйдет. Арендовать машину? – Где, почем, как туда ехать, есть ли там дороги и бензин? Общественный транспорт? – Да, есть автобус, идущий то ли в Козыревск, то ли в Ключи. Едет в один конец весь световой день, стоит тысячи полторы, вроде. На нем можно приехать в поселок, что дальше – тоже непонятно. Нужно где-то ночевать, потом где-то арендовать снегоход, лодку, вездеход, или чем там еще добираться к вулкану. Куда оно всё и за сколько отвезет? К кратеру? – Вряд ли. К остывающей лаве? – А оно надо? В общем миллион вопросов. При этом мы на Камчатке всего 5 дней.
Не стоит забывать, что заранее практически ни о чем договориться нельзя, потому что в Петропавловске нет интернета, и всё узнают из рекламной газеты, ну и там еще полночь, да. Поэтому в нашем случае можно было рассматривать два варианта – купить какой-нибудь тур или искать таких же как мы сумасшедших единомышленников. Тур покупать очень дорого, поэтому на одном из форумов я обратился к “сумасшедшему” – Мише, который уже один раз съездил к извержению и свозил с собой целый автобус любителей природы. У него я хотел узнать, как и с кем он договаривался, но он сказал, что на новогодних праздниках снова соберет толпу и пригласил нас присоединиться.
Отправиться в сторону Толбачика мы готовы были чуть ли сразу же по прилету, но от нас практически ничего в этой истории не зависело. Поэтому мы созванивались с Мишей и на ходу меняли планы – то на лыжах покатаемся, то в Паратунке искупаемся. В итоге поступило сообщение, что погода немного налаживается, и вечером, сразу после возвращения с океана мы устремляемся на 10-й километр, где нас уже ждет комфортабельный автобус. Загрузились, провели перепись населения – вроде все, около 20 человек. Передали за проезд по 10 тысяч с носа и помчали в полуночную камчатскую даль.
Как мне было плохо я и вспоминать не хочу. Я устроился на диване заднего сиденья автобуса и отрубился. Так провел самую лучшую ночь недавно наступившего 2013 года. Проснулся от того, что автобус остановился, а Миша призвал всех с полотенцами на выход. Я укутался во все свои теплые вещи и вышел на улицу. Вокруг был пар, сквозь который проглядывали горы и звездное небо. Да, это была моя на этот раз несбывшаяся мечта – купание в термальном бассейне в «диких» условиях. С учетом того, что на улице было около 30 градусов мороза, я бы может и смог раздеться и запрыгнуть в воду, но вот обратный путь был бы для меня последним. Поэтому я смахнув слезу, со звоном упавшую на землю, побрел обратно в автобус, а народ еще долго развлекался в целебной воде.
Автобус до рассвета стоял на месте, а утром проехал пару сотен метров, и мы оказались на вертолетной площадке, где было два вертолета.
Немного потупив мы загрузились в машину и приготовились к взлету.
Вертолет изнутри это что-то среднее между газелью и автозаком с московских митингов
Взлетели. Все суетятся, пытаясь увидеть цель полета, а вокруг вулканы.
Фотографировать через мутный иллюминатор, который к тому же еще покрывается конденсатом и мгновенно замерзает, очень неудобно. Всё мутное и грязное получается.
Только я намылился открыть форточку, как внезапно поднялась снежная пурга, вертолет дернулся и коснулся земли. На естественный вопрос “Что случилось?” ответ был – “Не видно вашего вулкана, затянуло его туманом. Будем ждать погоды.”
Ближайшие несколько часов мы провели в автобусе в ожидании чуда. Чудом оказалось наличие мобильной связи и интернета в телефоне. Так я при помощи GPS и гуглакарт узнал, что находимся мы в селе Анавгай.
Как пишут в интернетах, поселок основан в 1926 году на месте стоянки оленеводов. Живет здесь около 600 человек, преимущественно эвены и коряки.
Места здесь очень красивые. Поселок со всех сторон окружен сопками. Одна тут, правда, печаль – зима может закончится в конце июня, а начаться снова уже в середине августа.
Погоды мы так и не дождались. Ближе к вечеру вече постановило, что надо скинуться еще рублей по сколько-то, чтобы от нас не уехал автобус, а самих нас, чтобы доставил в райцентр – “город-герой” Эссо.
Эссо – практически столица. Здесь живет более двух с половиной тысяч человек, есть отделение Потчы Роиссии и Сбебранка, а также несколько магазинов, кафе и гостиницы. Но примечателен поселок тем, что здесь в каждом уважающем себя огороде есть бассейн. И, если в частном бассейне вам места не хватило, можно пойти в казенный, который заменяет собой центральную городскую площадь) Я честно попытался туда сходить искупаться, но опять же, осознав, что мне мокрому придется бежать по лютому морозу домой, от замечательной идеи отказался…
Поселились мы в квартире старухи-процентщицы в перекошенном то ли от землетрясений, то ли от криворукости строителей доме. После чая с коньяком и прогулки к бассейну улеглись спать, а поутру смотрели телевизор, где рассказывали очень крутые новости, про достижения советской авиации, планирующей запуск региональных АН-2 в разных частях России и про какую-то заброшенную железную дорогу, по которой раз в год торжественно провожают единственный поезд. Самое печальное, что новости эти даже не про Камчатку, где нет железной дороги. Но Эссо не пропадет – здесь есть аэродром, на который с легкостью можно посадить АН-2.
Кстати, телевизор мы смотрели потому, что здесь есть всего две радости – телевизор и горячая вода, которая прямо из-под земли попадает в ванну и в батареи. Так и живут местные жители обняв батарею и включив телевизор…
А на трубах с холодной водой тут стоят счетчики. Вот так.
Утром в условленное время старуха нас выгнала на улицу. Ни автобуса, ни толпы там не было. Все спали после вечерних купаний. Через полчаса народ зашевелился, подъехал автобус. В отделении полиции мы забрали одного из наших попутчиков, которого закрыли на ночь, чтоб не пугал местное население стуками и криками в двери :)
Оттуда поехали снова в Анавгай. Вертолеты стояли на месте. Только не было понятно, есть ли погода над Толбачиком, а если есть, то какая.
Тут я вспомнил про чудо… Чудо техники – интернет в телефоне. Периодически загружал картинку с вебкамеры, наблюдая за восходом солнца. Когда стало понятно, что погода есть и она хорошая – первый вертолет оторвался от земли.
На нем полетели те, кто уже несколько дней ждал погоды. Мы же остались ждать свою очередь.
Дождались ее ближе к обеду. Как и вчера, загрузились в салон и полетели.
Лес.
Вокруг было очень красиво, но фотографировать это было сложно.
Представьте себе газель, набитую фотографами. В ней всего 4 форточки, которые открываются, еще 4 запотевшие. Ну и всё это едет по бездорожью. Примерно так себя ощущаешь в битком набитом вертолете, трясущемся и болтающемся.
Ключевская группа вулканов. Если не ошибаюсь – Ключевская сопка самая левая. Это самый высокий действующий вулкан Евразии.
А вот и наша цель – Толбачик. Вы же уже представили себе что творилось в салоне вертолета, а теперь еще и появилось то, зачем летим. Все кинулись к окну фотографировать. Кроме того, что к этому окну не протиснуться, так еще же за ним такой ветер, что выглянуть просто невозможно, а если высунуть камеру, ее еще и удержать как-то надо. В общем, чтобы красиво фотографировать с вертолета нужна хорошая оптика, крепкие руки и личный вертолет.
Мы всё ближе. Под нами уже остывает свежая лава, поглотившая лес.
Пофантазируйте еще. Вот вы видите лес, а тут вдруг течет огненная река… Толщина лавового потока местами в несколько раз выше деревьев.
А эта фотография мне почему-то понравилась. Уж очень красивые эти шлаковые конуса.
Земля здесь очень напоминает лунную поверхность, поэтому именно здесь испытывали советские луноходы.
Научная база эта сейчас под толстым слоем горячей лавы. Снаружи лава застыла, но внутри местами пластичная и продолжает ползти вниз. Снег тут не будет скапливаться еще много лет.
Большая и красивая гора – это Острый Толбачик. На фото она почему-то получается не такой большой, как на самом деле. Справа идет извержение, а на переднем плане промелькнула наша тень.
Через минуту мы приземлились и пошли гулять по застывшей лаве.
Насмотревшись в интеренете фотографий, на которых изображены бурные лавовые реки, я даже немного расстроился. Ведь, раз уж мы сюда смогли добраться, хотелось увидеть эти самые реки и фонтаны из расплавленного камня. Используя максимальное увеличение, я попытался заглянуть в кратер. Там действительно что-то кипело.
Извержение было не такое интенсивное, как в первые дни, но всё равно никакие фотографии не сравнятся с живым наблюдением за вулканом.
На этой фотографии видна не грязь на матрице фотоаппарата, а камушки. Они, кажется, так легко взлетают и парят, будто пепел, но когда приземляются и начинают подчиняться законам физики, становится понятно, что это огромные валуны.
В кратере постоянно что-то взрывается. Вулкан живет, вулкан дышит. Вот он выдохнул пар.
А через минут его начал бить кашель и пошел черный дым.
Обратите внимание на разломанный кратер на переднем плане на фотографиях выше – именно из него текли те самые огромные реки. Та застывшая лава, по которой мы ходили вырывалась именно отсюда, а потом в новостях передали, что вулкан Плоский Толбачик полностью уничтожило взрывом. На самом деле, немного разрушился этот шлаковый конус, а центр извержения переместился чуть выше, и начал образовываться ныне действующий конус.
А еще меня очень впечатлило именно дыхание вулкана. Если фонтаны и реки я видел и на фото, и на видео, то о таких вздохах даже и не догадывался.
На 19 и 24 секундах видео можно заметить, как сквозь столб дыма проносятся волны, похожие на кольца. Не знаю, взрывные это волны, звуковые или еще какие, но зрелище очень завораживающее.
Знакомьтесь, этого балбеса барбоса зовут Шарик. С ним у нас вышла такая история.
Вчера мы летали в другом вертолете. Когда машина уже была готова ко взлету, вдруг выяснилось, что Шарик забрался на борт. Пилоты отменили взлет и выгнали Шарика. На следующий день у нас уже были другие пилоты и другой вертолет. Мы приготовились к взлету, и… Пилот выглядывает из кабины, делает удивленный вид и задает вопрос: “А где Шарик?” Полет откладывается на минуту, открываются двери, внутрь забегает собака, и мы счастливые летим к вулкану :)
Черная – это застывшая, но совсем не остывшая лава. Ходить по ней долго не получится – сгорят ботинки, а еще можно проломить корку и провалиться в ад. Даже в тех местах, где мы ходили, где верхний слой лавы немного остыл и даже не весь снег успевал на ней таять, было очень тепло. Из трещин шел дым, а оставленный на поверхности полиэтиленовый пакет тут же расплавился.
А еще я не мог понять, почему все фотографии, сделанные в сторону лавовых полей получались не резкими. При ближайшем рассмотрении оказалось, что воздух там просто был не равномерный – из-за испарений и горячих потоков пространство искривлялось.
Около полутора часов мы гуляли у подножия вулкана. Близился вечер. Пора уже двигать к вертолету.
Тут нам сообщают неприятную новость. В программе был запланирован облет вулкана, но мы свое отлетали вчера… Быстренько проводим совещание, сбрасываемся еще по тысячи на горючку и всё-таки делаем два круга вокруг извергающегося конуса.
Свежие потоки.
Планета Камчатка.
На мгновение дым рассеивается и приоткрываются врата ада.
Котел кипит, бурлит и взрывается, но лава хлещет не через край, а уходит в подземные трубы, вытекая на поверхность рекой несколько в стороне.
Ну, вы поняли, картинками это не передать.
Два раза пролетев вокруг вулкана, мы берем курс на Анавгай. На прощаение машем винтом Острому Толбачику.
Ключевская группа в иллюминаторе.
Река Камчатка – самая большая река на полуострове. И новый мост через нее.
Кто-то экскурсией разочаровался, кто-то был доволен, но ясно одно – это нужно было обязательно увидеть, и мы это сделали.
Погрузившись в автобус помчали домой. На развилке, где стоял знак о том, что до ближайшего города в одну строну 400 километров и в другую примерно столько же, мы остановились перекусить в придорожном кафе (интересно, как его туда занесло). Пока все пытались себе что-нибудь там урвать, я схватил штатив и побежал (в прямом смысле слова) искать вид на вечерний Толбачик. Но, как выяснилось, тут уже нужна другая оптика, другой штатив и хоть немного здоровья, чтобы развлекаться на тридцатиградусном морозе. Вернувшись в кафе, я обнаружил, что штатив и фотоаппарат покрылись толстым слоем инея, а что было со мной вспоминать не хочу)
Ночью мы уже были в городе. На следующий день еще выбрались на склон покататься на лыжах, а через день в Елизово нас ждал самолет.
Авачинский вулкан всё так же был в тумане, а Корякский выглянул попрощаться с нами.
Когда летишь, на запад время останавливается, то есть мы вылетаем с Камчатки в два часа дня и прилетаем в Москву примерно в это же время этого же дня, но по дороге наступила ночь.
Последние лучи солнца цепляют кончик крыла.
А дело всё в том, что самолет летит через север. Так ближе. И поэтому мы погружаемся в полярную ночь. За окном появляются моря Северного Ледовитого океана, а потом и вовсе всё поглощает тьма.
Ближе к дому самолет делает вираж и летит навстречу солнцу.
Путешествие на другую планету закончено.
Рубрики: Фотоистории, Репортаж, Путешествия. Метки: извержение, вулкан, Камчатка, Толбачик.