Даже сугубо рабочий дом с видом на море на черноморском побережье Кавказа в Сочи хорош ровно до того момента, пока море не решает в него прийти.
Прийти, потому что ему в этом ничто не мешает. Именно так и произошло рано утром двадцать четвертого марта. Обитатели смылись стремительно, даже оставив некоторые документы. Остальное море забрало с собой.
Шторм, по местным меркам сильный, но не катастрофический. Такие обычно случаются в декабре или феврале, однако в этом году зима задержалась не только на юге, но и по всей стране.
В то же время шторм прошел, оставив заметный след, очевидно, предсказуемое еще на стадии строительства разрушение берегозащитных сооружений, возведенных в рамках лота «Инженерная защита территории Имеретинской низменности».
Рассмотрим основные предпосылки для такого хода событий позже, сейчас обзорный экскурс.
Разрушена добрая сотня метров, наблюдается просадка и разлом элементов конструкции.
В промоины в дамбе вода до сих пор устремляется на Нижнеимеретинскую улицу.
По большому счету, для легкового транспорта она становится не проездной. Рано утром прибой захлестывал через дорогу заборы, наполняя дворы соленой морской водой и мусором, заиливая асфальт.
На дорожном полотне 10-15 сантиметров мокрого песка, наша машина застряла в сотне метров ранее со стороны Государственной границы с республикой Абхазия, а карета Скорой помощи, ехавшая по вызову, застряла тут. При кажущейся простоте застряла намертво, пока пытались вытолкать, сожгли сцепление. Помощь оказали только мне, позволив заскочить в салон при набеге очередной волны. По вызову медики так и не приехали.
Шторм вошел в пик быстро, не успели завести и убрать.
Его тоже. Старым добрым Икарусам – основному транспортному средству строителей, в этот шторм вообще доставалось.
С улицы на побережье, прогуляться по остаткам разрушенного берегозащитного укрепления. Где не размыто, там сломано.
Высоту волн уже сходящего на убыль шторма можно оценить визуально самостоятельно. Двускатная крыша домика на заднем плане, высота стен примерно два метра, плюс дамба.
Чуть дальше вдоль берега на фоне уже отлично узнаваемого, в скором времени главного стадиона страны – «Фишт», непосредственно на пляже, периодически сматываясь от особо крупных волн, работает с короткими остановками экскаватор.
На деле, это едва ли не самый важный для жителей олимпийской части города в непогоду процесс. Мутная вода под ковшом – вывод с насосной станции, перекачивающей ливневую воду из каналов, проходящих по всей площади низменности, которая позволяет избежать затопления всей территории. Дедовский метод.
Местные жители, досконально знающие специфику штормов в регионе, по большей части стараются наблюдать с безопасного участка – дамбы. С инженерной точки зрения, данное гидротехническое сооружение, не один десяток лет осуществляющее эффективную защиту территории от штормового воздействия, находится в плачевном, практически не обслуживаемом состоянии. Со времен распада предыдущего государственного образования – СССР, должный уход и поддержание в состоянии, близком к запроектированному не осуществляется. Но даже в текущем состоянии работает по известной схеме, эффективность и обоснованность применения которой на данном участке береговой полосы с рациональной, но никак не коммерческой точки зрения обсудим ниже.
К этому времени нашу так же успешно зарывшуюся посреди дороги в песок машину вытащили, в связи с чем отправился смотреть на разрушения с другой стороны прибрежного кластера. Крайний взгляд на кипящий в бухте котёлю.
Продолжая прогулку по прибрежным территориям Нижнеимеретинской низменности после того, как утренний шторм снизил активность до приемлемых значений, переместились ближе к новому морскому порту, напротив главного олимпийского стадиона.
Икарусам, как я уже говорил, в этот день не везло хронически. Водитель оставил машину на берегоукреплении, утром прибой пробил насквозь салон, заколотил под него бревно и залил внутренние отделения. Можно представить силу, окно с другой стороны машины тоже выбито.
Береговая полоса напротив мыса традиционно для такой погоды сузилась до неприлично короткого значения, что позволяло морской воде совершенно спокойно перехлестывать через береговые укрепления вглубь территории на расстояния от пятидесяти до ста метров. Крупнотоннажные машины продолжают работу, периодически делая остановки и снимая происходящее на камеры мобильных телефонов из высоких кабин. Тракторист же собирает весь возможный грунт и пытается соорудить водоотвод вдоль дороги, дабы предотвратить дальнейшее затопление строительного городка, находящегося поблизости. Поток воды был таков, что асфальтовое покрытие смыло.
Полоса прибоя в следствие размытия пляжа теперь находится в непосредственной близости от берегоукрепления.
Ставропольцам, видимо не знакомым с местной штормовой спецификой, повезло. Заборы поломаны прибоем. Но проскочили.
На одной из таких машин подвез водитель – ехал сзади, проскочили участок, где передвигаться пешком было опасно.
Сразу за насыпью, в низине, расположен строительный городок.
Его затопило.
Пока один экскаватор трудился около моря, предотвращая по возможности дальнейшее затопление, другая машина вывозила людей.
За время поездки, а это несколько часов, шторм практически улегся, на набережную потянулись любители острых ощущений.
К состоянию берегозащитного сооружения мы вернемся чуть позже. Что касается обстановки около порта Имеретинский, постолимпийская функция которого предполагается в виде использования под марину для яхт и олимпийской деревни, расположенной в непосредственной близости у моря. Тело пляжа в этом месте, что характерно для каждого шторма в любое время года, смыло в первую очередь.
Штормовые волны, по сути не встречая особого сопротивления, проходили вглубь территории.
На некоторых участках перед олимпийской деревней просто замывая дорогу и окрестности будущего всесезонного курорта Сочное.
А на некоторых, эту самую дорогу смывая напрочь. Обратите внимание, крупных судов в акватории нет, а буксиры на якорной стоянке в отдалении от пирсов. Безопасная стоянка.
Это немаловажный аспект – при штормовой погоде стоянка крупного лайнера безопасна. Как с посадкой и высадкой с борта, не знаю.
Как мы видим, берегозащитное сооружение на участке напротив олимпийской деревни не выполнило свою непосредственную функцию. Подъездная дорога к морскому порту разрушена, ограждение смыто, территория завалена мусором, ПГС и обломками породы, формировавшими береговую черту.
В самой олимпийской деревне разрушения не такие уж и значительные. Раскидало строительные материалы, залило подвалы под потолок.
Как строительный объект олимпийская деревня принимала участие в событиях утра двадцать четвертого числа исключительно ввиду своего географического положения, и не более того. Однако сама возможность подобного инцидента, исходя из сугубо моего личного оценочного суждения, появилась ввиду совершенно непотребного отношения проектировщика берегозащитных сооружений к выполнению своих непосредственных обязанностей.
Дамба и дорога на ней размыты.
Одно из немногих развлечений, доступное во время перекуров – мобилография. Да и вид с балкона здания, в котором будут жить лучшие спортсмены мира, должен быть отличным.
Но вернемся к теме берегозащитных сооружений в районе Прибрежного кластера, возводимых в рамках лота “Инженерная защита территории Имеретинской низменности”. Не могу сказать, на какой именно стадии строительства находится данный объект на бумаге или же какая очередь строительства сейчас реализована на конкретно данном участке. Но в части опоясывающей мыс Константиновский на протяжении в общем около ста метров он совершенно точно разрушен.
В чем заключается суть работы проектировщика. Рассчитать конструкцию, призванную снизить динамическую силу водного потока, остановить или рассеять его. Необходимо как минимум учесть балльность штормов, силу течений, типичные направления ветров, гранулометрический состав пляжей, а затем исходя из этих и других факторов должно скрупулезно рассчитать, на какую именно высоту штормовое воздействие может “раскрыть” тело пляжа. Глубина размыва – вот основной параметр, от которого необходимо отталкиваться при расчете заглубления основания берегоукрепления, потому что главное и основное правило, исполнение которого подразумевает хотя бы сохранность самой конструкции, – не должно быть свободного тока воды под сооружение. В данном случае основание конструкции. Проектировщик был обязан это сделать.
В этом смысл берегоукрепления.
Даже при строительстве по этой, скажем так – “инновационной” для региона технологии берегоукрепления, необходимо было выбрать траншею минимум до уровня моря, чтобы оголовки свай находились ниже уреза воды и при самом неудачном вертикальном размыве тела пляжа не произошло подмывание конструкции. Но работы производились на высоте значительно превышающей данную критическую отметку.
Возможно, что данная высота выбрана не случайно, а из соображений обеспечения производства неостанавливаемой операции по подвозке грунта, предусматривающего подвоз пляжного материала в виде эксплуатационных мероприятий по сохранению пляжа, чтобы вода не подмыла ростверк. Однако, по всей видимости, и здесь просчитались с объемами Для местных жителей не секрет, что во время зимних штормов на данных пляжах изменение ширины полосы пляжа на плюс-минус пятьдесят метров не новость, а таких колоссальных подвозов не наблюдалось.
А здесь, на мысе Константиновском, вода спокойно переносит пляжный материал вдоль по берегу в сторону братской республики Абхазия, подмывает ростверк, спокойно заходит под конструкцию и бетон спокойно падает на землю. Шутка ли, ведь ускорение 9,8 м/с никто не отменял, и сила тяжести опять берет верх над силой глупости.
На взгляд воинствующего дилетанта, текущее состояние конструкции подразумевает демонтаж, восстановление насыпи, обратный монтаж и плюс мероприятия, направленные на исключение повторение подобных инцидентов впредь. Особенно учитывая предельно сжатые сроки, ведь на носу не только известное всем спортивное событие, но и летние шторма. С поправкой на
срочность проведения работ, сложность и объем, строители понимающие в этом толк присвистнут.
Напротив самой олимпийской деревни, ставшей, по моему мнению, заложником вопиющей безграмотности проектировщиков и подрядчиков, задействованных в этой работе, ситуация не лучше. Помимо восстановления насыпи и монтажа, предстоит принятие решения о выборе методики, способной защитить берегозащитное сооружение от дальнейшего разрушения. Возможно, будет значительное углубление, строительство какого-либо упорного зуба и отсыпка, отсыпка и еще раз отсыпка территории пляжа.
В прошлом посте были показаны бетонные плиты, которые, по всей видимости, были призваны явить собой этакую набережную, но такая набережная неплохо ведет себя на берегах Кубани, но никак не Черного моря. Особо печалит тот факт, что в прошлом же году на этом же самом месте уже был зафиксирован подмыв ростверка, и тем не менее работы по недопущению подобной ситуации в полном объеме проведены не были.
Тем временем, на расстоянии ровно один километр отсюда, в Конькобежном центре «Адлер-Арена» шел Эссент ИСУ Чемпионат мира по скоростному бегу на коньках на отдельных дистанциях.
Рубрика: Репортаж. Метки: олимпиада, Сочи, шторм.