Султанахмет — самый известный туристический район старой части Стамбула. Он расположен между бухтой Золотой Рог, Босфорским проливом и Мраморным морем. Находясь в нем нельзя не посетить самую большую одноименную мечеть города Султанахмет (более известную как Голубая мечеть) и собор Святой Софии (Ая-Софья). Оба архитектурных сооружения находятся в шаговой доступности друг от друга, поэтому вполне подходят для осмотра одним днем. Однако если Голубая мечеть на данный момент является действующей и находится в свободном допуске для всех желающих (за исключением времени молитвы), то собор Святой Софии нынче является музеем и вход в него осуществляется по билету.
Ислам — штука такая, что если что-то идет не так, то на то воля Аллаха. Ну а чтобы поправить положение нужно его же и умилостивить. Все это, безусловно, слишком утрированно, но суть приблизительно именно такова.
К началу XVII века турецкие султаны в течение последних 40 лет не возводили ни одной мечети. Как ни странно, но именно в этот момент на военном поприще у Турции дела шли не лучшим образом, поэтому молодой султан Ахмед I решил построить мечеть и таким образом раздобрить Аллаха.
Строительство предыдущих мечетей велось за счет войн, но т.к. Ахмеду I практически не чем было похвастаться, то ему пришлось выделять средства из своей казны. Место под застройку было выбрано из-за непосредственной близости к дворцу Топкапы, где сейчас хранятся 6 томов тщательно записанных и описанных работ по организации строительства. Ну а в августе 1609 года девятнадцатилетний султан приступил к строительству. Главным архитектором стал Седефкар Мехмет Ага, являвшийся учеником и главным помощником архитектора Синана. Согласно легенде султан приказал построить четыре золотых минарета (что является стандартом), но архитектор что-то напутал и построил аж целых шесть.
Строительство мечети длилось семь лет и было завершено в 1616 году, за год до смерти султана. Название «Голубая мечеть» мечеть получила благодаря огромному количеству (более 20 тыс.) белых и голубых изникских керамических изразцов ручной работы, которые использовались в декорациях интерьера.
Теперь давайте начнем краткий мусульманский курс «Мечеть для чайников». Вход в мечеть всегда осуществляется без обуви. Есть четкая граница, которую переступить в ботинках — грех. Она обычно крайней четко обозначена и сложно не понять. Ботиночки аккуратненько кладем в пакетик и оставляем на тумбочке при входе. В популярных мечетях вход для верующих и туристов осуществляется с разных сторон. Обычно туристическая зона обозначена небольшой деревянной оградой.
На территорию глубоко верующих можно аккуратненько напроситься будучи мужчиной, но обычная европейская женщина в ряд ли будет допущена.
По другую сторону от туризма на самом деле не все так и строго. Те же мобильники и фотомыльницы: «Эй, Ашот, сфоткай как я типа молюсь».
Однако почему-то ходить хочется крайней медленно и фотоаппаратом лишний раз не щелкать, потому что хрен его знает на что у них там воля Аллаха. Т.е. снимать можно, но я это делаю с лицом пипец какого ценителя архитектуры, ну на всякий случай, мало ли что. Что до религии, то мусульмане крайне обидчивы. То, что нам может показаться нормальным, для них может оказаться непристойно язвительным.
Женщины здесь тоже бывают, но дресс-контроль вероятнее всего строжайший.
Туристическая зона мечети куда более многолюдна. Здесь попадаются люди совершенно любых стран и религий.
Теперь переместимся в Собор Святой Софии. Во времена Византийской империи собор, построенный в 324—337 годах, находился в центре Константинополя рядом с императорским дворцом. Затем по традиции он несколько раз сгорал и снова отстраивался после чего более тысячи лет считался самым большим храмом в христианском мире — вплоть до постройки Собора Святого Петра в Риме. Высота Софийского собора — 55,6 метров, диаметр купола 31 метр.
30 мая 1453 года султан Мехмед II, завоевавший Константинополь, вступил в собор Святой Софии. К собору пристроили четыре минарета, и собор превратился в мечеть Ая-Софья. Поскольку собор был ориентирован по христианской традиции — алтарь на восток, мусульманам пришлось переиначить его, поместив михраб в юго-восточный угол собора (направление на Мекку). Из-за этой переделки в Ая-Софьи, как и в других бывших византийских храмах, молящиеся мусульмане вынуждены располагаться под углом относительно основного объёма здания.
В 1935 году мечеть стала музеем и в 1985 году Софийский собор в числе других памятников исторического центра Стамбула был включен в состав Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Т.к. здесь уже не мусульманский храм, то позволены некоторые вольности. Самым большим допуском секретности обладают коты.
К сожалению, в данный момент музей находится на реставрации, поэтому полноценно насладиться видами Софии нам не удастся.
На самом деле после посещения Саграда Фамилии меня уже сложно чем-то удивить, ибо степень архитектурного извращенства Гауди никому не переплюнуть, поэтому мне больше по душе пришлись всевозможные оконные композиции.
Здесь и на последующих кадрах виднеется Голубая мечеть. Как я уже и говорил, она располагается в непосредственной близости.
Рубрики: Репортаж, Путешествия. Метки: религия, Стамбул, Турция, ислам, туризм, мусульмане, мечеть, Аллах.