Про Леонида Фёдорова людям «в теме» особо не надо рассказывать: каждого с творчеством этого человека связывает нечто особенное. Для кого-то Фёдоров в первую очередь – вокалист легендарного АукцЫона, кого-то, наоборот, больше прельщают его сольные проекты с «Волков трио», или, быть может, тот момент, что в своих проектах Фёдоров не будучи сильно привязан к «лейблу» АукцЫона, обращается к таким величинам, как гениальнейший, но, к сожалению, недооцененный поэт – Велимир Хлебников, отец «футуристов». Хотя, нет, «Жилец вершин» был записан вместе с легендарным Алексеем «Хвостом» Хвостенко, на личности и судьбе которого хотелось бы остановиться гораздо более подробно, но уже в рамках следующих статей. Короче говоря, здесь я не ставлю целью заманить как можно больше людей к прослушиванию «АуцЫона», поэтому, позвольте немного рассказать о том, как я, собственно, сам оказался в этой «теме», как всё началось, и кто же для меня Леонид Фёдоров.
Всё началось ещё в прошлом веке, когда одна моя подруга, совершенно внезапно, подарила мне билет на концерт группы «АукцЫон» в Горбушке, у которой на разогреве играла, в то время не очень-то и известная группа «Ленинград», к слову сказать, у “Ленинграда” герой нашего повествования был саунд-продюсером. Это уже сильно позже алчный до денег Миша Козырев устами своих мурзилок преподносил это событие как знаковое и эпохальное, перевернувшее мир, открывшее миру Шнура, но, как очевидец этого концерта, заявляю со всей ответственностью – фуфло! «Ленинград» был тогда почти освистан. На вокале в нём тогда ещё был Игорь Вдовин, который куда гораздо более естественно вписывался в изначальную концепцию «Ленинграда» времён первой «Пули» (с кроссвордами на обложке), придуманной, опять же, Фёдоровым. А Сергей Шнуров дёргал бас и был разодет в какие-то, извините, пидорские клеша и закончил сет громким выкриком «АукцЫон слушайте дома, на кассетах». На дворе стоял 1999 год от Рождества Христова, зима…
Публика собралась на любимую команду, а Шнур, при всех достоинствах, был немного не в «тему». Но для себя я открыл сразу две замечательные команды за один вечер, и, что немаловажно, на халяву! Потом были и «Бодун» и «Дупло» и, как Цой в Ассе, на мой взгляд, совершенно не к месту вклиненная в «Брат 2» «Дорога», и «Нэпман» и «Осколки». Но, мои великодушные читатели, главным и до сих пор самым любимым был тогда и остался до сих пор первый Фёдоровский сольник «Четыресполовинойтонны». Несмотря на то, что ничего особенно новаторского в музыкальном плане он не содержал, хотя и был сыгран отменно. На институтских «пьяных лавочках» на полуживой «ленинградке» мной был сыгран и спет бесчисленное множество раз. Всё-таки оставляю за собой право считать, что тот, кто пытался воссоздать те же гармонии и подделать фирменный фёдоровский прононс, имеет несколько более серьёзные основания рассуждать как о музыке вообще, так и о музыке «АукцЫона» в частности.
Поэтому со всей ответственностью заявляю: Леонид Фёдоров – явление уникальное, особенно в отечественной альтернативной музыке. Здесь я намерено избегаю слова «рок-музыка», потому что почти всё, что происходит в рамках формата, условно назовём его «наше и ваше радио», вписывается в меткий термин Фёдора Чистякова «говнорок», и серьёзного внимания не заслуживает. На самом деле, терпеть не могу навешивать ярлыки, но упрёк «рокерам» ровно один: как можно всю жизнь насиловать три блатных аккорда и скармливать это наивным детям под видом «претензии на духовность», когда за последние двадцать лет музыка, в широком смысле, сделала гигантский скачок вперёд? Когда Aphex Twin или Manu Chao постоянно развиваются, как можно в стотысячный раз уныло выть «Ой-ёёё», у вас вообще совесть есть? Ну да бог с ними.
По сути, Фёдоров, также как Егор Летов, является основоположникоми действительно новаторского стиля, который я бы назвал «Russian Psychedelic music» – оригинальный, самобытный и абсолютно самодостаточный. Ту атмосферу, которая царит на фёдороских концертах, иначе как шаманизмом назвать сложно. «Отпевая весну, сын ушел на войну…», и зачарованные магией напева публика начинает колыхаться будто тростник на ветру. И тут же резкий перепад – «Ненужный кто-то за окном», и те же самые люди впадают в настоящее неистовство.
В этом году я торжественно пропустил все концерты «АукцЫона», даже на 8 марта в «Известиях». Но на сольный концерт Леонида Фёдорова в Music Town Club посчастливилось попасть. О самом клубе поделюсь впечатлениями чуть позже, а пока позвольте пару слов о виновнике торжества. Несмотря на то, что Фёдоров не отступает от характерного акустического звучания, он не стоит на месте и не «доит одну и ту же коровку». Так, на протяжении всего концерта не покидало ощущение, что Леонид недавно посмотрел «Мертвеца» Джима Джармуша и пытается воссоздать на своей «Ямахе» саунд Нила Янга. Характерный «перегруз» чуть ли не доминировал, чего на прошлогоднем концерте в ЦДХ я что-то не припомню.
В программе было много желанных песен, которые «старая гвардия» хотела бы услышать прежде всего. На задних рядах ребята с выбритыми висками, неплохо поставленными голосами, хором горланили «Конь унёс любимого». Но совершенно неожиданно было услышать летовскую «Всё как у людей». Публика в едином порыве бросилась на все лады подпевать, да так бодро, как ни какую другую вещь из привычного репертуара. В какой-то момент даже возникли сомнения: «а на тот ли концерт я попал?».
А вот Music Town оказался неожиданно приятным местом. С весьма умеренными, для центра Москвы, ценами, разливным Heineken, а общей стилистикой a la 50-е года в USA. И, в отличии от крупных площадок типа Stadium Live, в котором я недавно был на «Зверях», пивное сусло не только наливают сколько положено, но ещё и подают в стеклянных кружках, в том числе и литровых. Так что если вы вдруг задумаете влепить какому-нибудь козлу в репу и присесть на червонец, это – пожалуйста. Но я даже и близко представить себе не могу ситуацию, в которой такая крайняя форма дискурса вам могла бы прийтись кстати. Публика на всю афишу Music Town Club собирается весьма благодушная.
Но, минусы, тем не менее, есть. При всех неоспоримых достоинствах, Music Town ни в коем разе не назовёшь концертной площадкой. Придя на место даже за час до выступления, попасть в первые ряды и увидеть артиста своими глазами, вам будет крайне затруднительно. То есть, сказать, что я «видел» концерт, будет не совсем точно. Я его слышал, неоспоримый факт. А вот «посмотреть» получилось прямо совсем чуть-чуть и то, на прикрученной к стене “плазме”. Поэтому ребята постарше стояли в арьергарде или нависали над барной стойкой. А у самой сцены, неожиданно, стояли совсем молодые ребята и девчонки, которых я, например, совсем не ожидал увидеть. Это лишний раз говорит о том, что настоящее искусство, которое, несомненно, каждый раз демонстрирует Леонид Фёдоров, актуально для всех возрастов и воспринимается не умом, а тем самым шестым чувством, которое невозможно обмануть.
Рубрики: Репортаж, Культура. Метки: рок, Леонид Федоров, Аукцыон, акустика, гитара, Music Town Club.