Да, очень просто! Для граждан России и Беларуси не нужны ни визы, ни какие-либо другие разрешительные документы кроме действующего паспорта. Так, вот, чтобы поехать на Кубу, нужно зайти, например, на чиптрип, выбрать себе какую-нибудь путевочку с “всёвключено” на пару недель в Варадеро за 800 долларов и через несколько дней уже весело ехать на тракторе с поросенком Петром в сторону канадской границы. Дальше решайте сами – всё время греть пузо в Варадеро или забить на халявную жраку и рвануть вглубь острова за «реальной» жизнью. Это, как надо делать. Мы же лёгких путей не ищем…
Как-то по осени я прилетел из солнечной Испании и после сказочной Барселоны и волшебной Майорки тихонько ненавидел грязную и холодную Москву. После одной из тренировок в парке Настенька nastouch растроганная чьими-то фотографиями машинок и дельфинов взяла и произнесла в пустоту роковую фразу «А поехали на майские на Кубу». Я эту фразу услышал, посомневался секунд 15 и ответил «А поехали».
Около месяца мы тормозили, думали, как же быть, на чем лететь. А потом, в середине ноября, тупо взяли и купили билеты в Гавану за 43 тысячи с носа. Тариф был такой, что сдать и обменять билеты нельзя. Это был приговор.
После этого я, как водится, расслабился, а Настенька отправилась учить испанский язык.
За пару месяцев до вылета мы начали активно изучать отчеты тех, кто раньше ездил на Кубу, составлять список интересных мест, необходимых вещей и вопросов, которые нужно кому-то задать, чтобы понять, что и как там устроено. Ведь нам тут на противоположном краю Земли не известно, можно ли по Кубе, как в Рио-де-Жанейро, ходить по улицам в белых брюках, и можно ли нашими зарядками заряжать телефоны. Таких вопросов возникает множество, когда задумываешься о самостоятельном путешествии по стране, о которой практически ничего не знаешь.
В процессе знакомства с рассказами об Острове Свободы несколько раз всплывал некий интернет-сервис CouchSurfing. Это какая-то шляпа вроде фейсбука, где незнакомые люди договариваются друг друга встретить, поселить у себя на пару дней, провести экскурсию по городу или просто устроить пьянку – у кого, на что есть время, желание и возможности.
Но, когда заходит разговор о коучсёрфинге и Кубе, сразу появляется оговорка, что поселить у себя дома иностранца кубинец не может – за это его оштрафуют, арестуют, сожгут на костре или скормят крокодилам. А еще на Кубе нет интернета, и рядовые кубинцы ни про какой коучсёрфинг и знать не знают. Но, каждый крутится, как может. Доступ к интренету всё-таки заполучить можно, например, администрируя сайт (!зачем, правда делать сайт, на который никто не заходит, потому что ни у кого нет интернета!), на котором рассказывается о спортивных достижениях твоего университета. В общем, не знаю как, но те, кто хочет проверять свою электронную почту, находят такую работу, где раз в неделю можно подключить красный революционный модем к телефонной линии и услышать заветное ласкающее слух урчание диал-ап соединения, о котором в цивилизованном мире уже никто не помнит.
Разбираться во всех этих коучсёрфингах, конечно же, отправилась Настя. Во-первых, не мужское это занятие в чятиках сидеть, а во-вторых, она свободно владеет английским и после месячного курса un poco entiendo español. На CouchSurfing’е она знакомится с несколькими подозрительными личностями, которые непонятно что от нее хотят, но старательно и в мельчайших подробностях отвечают на все вопросы. Кроме того, там находится девочка Селин из Швейцарии, которая прилетает в Гавану на день раньше нас, и на 10 дней наши планы совпадают, поэтому мы принимаем решение воссоединиться с ней для совместного съема жилья и, возможно, машины. Да и вообще, девочка на Кубе уже во второй раз и разговаривает по-испански, что весьма полезно.
Потом еще было общение с авиакомпанией AirFrance, которая очень порадовала своим отношением к будущим пассажирам, полторы недели вялотекущей паники, бессонная ночь в сборах рюкзака и утро в аэропорту.
Ну, а дальше – бесконечные полеты. Сначала через всю Европу в Париж, вокруг которого уютные городки, ровные дороги и красивые поля.
Запарижье.
А в аэропорту беспилотные поезда между терминалами, сотни самолетов и уютные залы ожидания.
Долго нам, правда, отдыхать не дали. Очень скоро объявили посадку в огромный Боинг-777, и мы продолжили движение на запад. Земля закончилась и дальше было много часов океана.
Во время полета можно было спать или смотреть фильмы, желательно те, которые уже раньше видел, потому что все они там на иностранных языках, и очень тяжело воспринимать много новой информации. Я решил не выпендриваться и пересмотреть тарантиновского “Джанго”.
Однажды оторвавшись от фильма я выглянул в окно и увидел там самолет, летящий рядом с нами:)
Мы немного погонялись друг с другом, а потом разлетелись кто куда – они, наверное в Штаты или Канаду, а мы продолжили путь на Кубу.
Предвестником того, что мы приближаемся к цели, стали вот такие пейзажи. В океане появлялись то мели, то острова.
На островах, наверное, пляжи и пальмы, а у нас на окнах мороз рисует узоры.
После очередного перекуса и чаепития пилот попросил занять места и пристегнуться. В иллюминаторе показалась земля – Остров Свободы.
Внешне от белорусского “островка стабильности” он отличался лишь цветом полей, которые были то красными, то оранжевыми.
Самолет совершил посадку в международном аэропорту Гаваны имени Хосе Марти.
Я выглянул в окно. Вокруг были пальмы и точно такие же служащие аэропорта, как и в цивилизованном мире. Они приезжали на таких же спецмашинах и аккуратно выгружали багаж при помощи автоматических трапов.
Мы вышли из самолета и оказались в каком-то просторном сыром подвале, где была огромная очередь на паспортный контроль. Только в одном нашем самолете летело около 500 человек.
В подвале кусали комары и нос улавливал до боли знакомый запах – запах социализма. При помощи специально обученных служащих мы заполнили карточки туриста и встали в очередь к суровым кубинским пограничницам с яркими заколками в волосах.
Пограничницы настолько суровые, что даже штамп в паспорт не ставят, если их об этом не попросить. Настенька, конечно же, вытребовала себе памятную отметку. Я же решил не тормозить очередь.
Ну, что же, теперь мы уже точно на Кубе.
По началу немного суетимся, не спеша ищем багаж не на той ленте. Нам и в голову не пришло, что при социализме может быть две багажные ленты в аэропорту :)
Потом снова отстаиваем очередь – в обменник. Запасаемся сразу двумя местными валютами – кубинскими песо и конвертируемыми. 1 конвертируемый песо равен американскому доллару или 24-25 кубинским песо. Не смотря на то, что “туристическая” валюта привязана к доллару США, с долларами лучше на Кубу не ехать, потому что Штаты не просто враги, а вселенское зло. Если в обменник сдавать доллары, то государство вынуждено взимать комиссию – процентов 30, наверное, не знаю. Мы ехали с евро. Поменяли на первое время 100 евро на CUC и 5 евро на “монеды”. Как выяснилось, курс обмена у них везде одинаковый, поэтому можно и в аэропорту менять сразу больше, чтобы потом не мучиться в городе в поисках работающего в выходной день банка.
По валюте важно понимать, что идеальный турист, это тот, который знает только про конвертируемый песо, свободно продаваемый в обменниках по паспорту. КУКами или Сэ-У-Сэ, как говорят местные, оплачиваются гостиницы и такси, еда в ресторанах, автобусы для интуристов “Виасуль”. В общем всё-всё-всё. Но, на самом деле, не всё и не всегда, да и вообще, не везде и не всегда всё решают деньги. Всё сложно :)
Кроме туристической валюты на Кубе ходят основные деньги, которыми пользуется местное население peso cubano или Moneda Nacional. В идеале туристы эти фантики должны видеть только на сувенирном рынке, где за пару куков можно купить трехпесовую банкноту с изображением Че. На самом же деле, если обладать бесценными знаниями, за песы можно дешево и вкусно кушать, покупать сочные фрукты, передвигаться по городу на автобусе и даже на такси.
После того, как мы обзавелись “фантиками” и “фунтиками”, отправились на поиски прилетающего из Каракаса самолета, чтобы встретить наших незнакомых друзей из Сербии. Сербов нам сосватал коучсерфер, чтобы мы вместе поехали в Гавану и сэкономили на такси.
Кое-как выяснили, что нужный нам рейс из Венесуэлы прилетает не в наш терминал, а во “второй”. При этом даже не догадываемся, в каком мы. Таксисты путаются в показаниях и не хотят нас везти в нужный терминал, поэтому выходим на улицу, делаем глубокий вдох свободы, провожаем солнце за горизонт и расчехляем навигаторы, чтобы понять, где мы, и куда нам надо.
Очень быстро определяем пункт назначения. Это километра два отсюда, но как туда попасть? Можно ли пешком ходить вдоль дороги, разрешено ли топтать траву на обочине, оштрафуют нас за это или расстреляют на месте? Это очень смешно, но в тот момент мы действительно не знали, как быть.
На свой страх и риск, подготовившись на все вопросы революционной полиции отвечать “Но энтьендо”, мы всё таки пошли вдоль дороги. Нас то и дело обгоняли поскрипывающие машинки, которые постоянно нам бибикали. Очень тревожно идти вдоль забора с колючей проволокой, когда тебе гудят ни то от радости, что тебя встретили, ни то от негодования.
Минут через 20 мы всё-таки спаслись, добежав до аэропорта. Тут же договорились с таксистом и стали ждать друзей.
Через полчаса железная решетка терминала распахнулась и оттуда посыпал народ. Мы узнали друг друга, запрыгнули в жигуль и помчали в Гавану за 25 куков со всех. Сербов высадили в районе Ведадо, а сами поехали в Гавану-Вьеху – Старую Гавану, где нас уже ждала забронированная каса и швейцарская подруга Селин.
Рубрики: Фотоистории, Путешествия. Метка: Куба.