Следующие два дня мы планировали провести в окрестностях города Пинар-дель-Рио, но, посовещавшись, пришли к выводу, что два дня делать там нечего, поэтому решили съездить в Виньялес на такси, а следующий день посвятить гаванским музеям, например.
Рано утром мы уже традиционно позавтракали свежими фруктами и пошли на улицу искать Ахмеда, который должен был подогнать машину.
Складывается такое впечатление, что на Кубе все друг друга знают. Нет такого перекрестка, где бы наш друг Ахмед не побратался с кем-нибудь что-нибудь продающим, зазывающим в ресторан или просто без дела гуляющим. Все стараются друг другу помочь в зарабатывании денег, поэтому, конечно же, когда мы сказали, что хотим поехать в Виньялес, Ахмед сразу же нашел друга, который готов нас туда свозить за 80 КУКов.
Мы уселись в машину, проехали 200 метров и вспомнили, что у нас осталось мало местных денег. Пришлось идти искать банк. По дороге наткнулись на школу. Школа располагается в обычном доме на одной из центральных улиц города. На улице шум, гам и толпы туристов, а за решеткой дети грызут гранит науки. Долго разбираться в том, чему учат детей, у нас времени не было. Обратил внимание лишь на то, что на доске кроме привычной нам даты, пишут еще и место “La Habana Vieja”. Ну и, конечно же, в полстены рельефная икона Хосе Марти.
О школьниках можно сказать, что у них у всех есть форма, причем у школьников разных возрастов разный цвет формы. Юные пионэры ходят в вишневой форме и носят галстуки, средняя школа одевается в форму песочного цвета, старшие школьники должны носить синюю форму, а те, кто получают среднее специальное образование, одеваются в коричневую. В целом, молодежь в форме выглядит стильно. Куда лучше, чем российская полиция)
В банке поменяли денежки, кассирша даже вспомнила несколько русских слов и старательно пересчитала наши миллионы по-русски. Мелочь, а приятно.
Когда мы вернулись к машине, обнаружили, что машина-то уже другая. У той, на которой мы собирались ехать, обнаружились какие-то проблемы с покрышками. В итоге мы едем за те же деньги, но на мегакрутой тачиле – у нас свеженький кожаный салон, электростеклоподъемники, кондиционер и даже, зачем-то, телевизор. Всё это, конечно же, в дореволюционном, предположительно, форде. «Предположительно» потому что, в марках машин я не разбираюсь, особенно выпущенных в 50-е годы 20-го века, а значки и эмблемы тут лепят те, что смогли достать. Так, на руле красовался значок форда, на ключах рено, по бортам наклейки тойоты и феррари, а на носу какая-то железная птица.
На выезде из Гаваны и иногда на трассе встречаются посты ДПС, тормозящие, наверное, все машины, которых на дороге не очень много. Редко у водителя проверяют права, никогда не трогают туристов-пассажиров и каждый раз долго и упорно разбираются, почему это в машине с туристами едет местный.
На одном деревенском посту Ахмеда чуть не арестовали, потому что уж очень он далеко от Гаваны отъехал в сопровождении интуристов. Но, всё обошлось, каждый раз его проверяли по базам, связывались с “центром” и отпускали, качая головой.
А вот и суровая представительница полиции с цветными заколочками в волосах. Какими бы они суровыми не были, на Кубе женщины и полицейские, и пограничницы остаются женщинами. В России же, почему-то женщины-полицейские очень часто превращаются в лучшем случае в “бабу”, а про худший лучше и не думать…
А вообще, самый ми-ми-мишный вид полицейский патруль на Кубе обретает, когда наряд состоит из мальчика-полицейского и девочки-полицейской, которые следят за порядком, прогуливаясь по улицам взявшись за руки.
После очередного досмотра отжал у Ахмеда удостоверение. Паспорта у них, я так понял выдают не всем, а только тем, кто собирается за границу, например. Точно не знаю, но основное удостоверение личности, которым пользуются в повседневной жизни – заломинированная карточка, на которой с одной стороны указано имя владельца, фото и отпечаток пальца. С другой стороны биометрические данные – рост, вес, цвет кожи, волос и прочие даты рождения.
Летишь себе по трассе – музыка играет, кондиционер воздух охлаждает, выглядываешь в окно, а там прямо сельская идиллия. Коровки пасутся, трактор взбирается на холмик, тростник наполняется соком и зреют кокосы.
По дороге в Виньялес смотреть особо нечего, кроме обычной сельской жизни, но мы всё же делаем пару остановок – одну в каком-то небольшом ботаническом саду, где растут разные цветочки, где берут 6 или 8 куков за вход, а потом еще и следят, чтоб ты не фотографировал много, потому что билет на фото стоит отдельных денег. В общем, совок и скукота, цветы куда веселее в лесу и в поле изучать, но детям, видимо, нравится.
Еще одна остановка была у водопадов. Там тоже берут деньги за вход и даже цепляют на руку браслет. Всё как в лучших отелях “всёвключено”) Водопад там, конечно милый, но тоже не особо впечатлил.
Видимо, эти аттракционы рассчитаны на тех, кто едет на нормальной машине, где выхлоп в салон, шум и жара. Тогда ты будешь рад отдать любые деньги, чтобы 10 минут понежиться в брызгах водопада. Нам же весь кайф обламывала машина с кондиционером…
Зайка-Ахмед на фоне водопадика.
Маленький водопад.
Водопад побольше.
Настя и водопад.
Одно из главных правил, которое нужно усвоить путешествуя по Кубе, это то, что если вам предлагают что-то за деньги, значит это скорее всего дорогое и не интересное) Ну, это не всегда, конечно, но задуматься стоит.
А вот всё самое интересное – оно в реальной жизни и стоит копейки. Например, посреди деревни стоит “палатка”. Внутри работает два человека – тетка-буфетчица и мальчик. К будке подключено электричество и бочка с водой (справа). Тетка-буфетчица набирает в миску воду из бочки и споласкивает стаканы.
А мальчик берет тростниковые стволы и суёт их в адскую мясорубку, которая тарахтит, трясется и выжимает из них сок. Сок стекает в ведро, из которого тетка-буфетчица черпает сладкую жидкость, добавляет туда лёд и дает жаждущим.
Стакан свежего тростникового сока стоит один песо кубано.
Здесь я обратил внимание на отношение людей к деньгам. Мы привыкли, что “утром деньги, вечером стулья”, паникуем, пытаемся узнать что сколько стоит, лезем в кошелек, ищем эту мелочь, пытаемся всучить продавщице. Она же даже внимание на деньги не обращает. Лишь после того, как все в нашей компании допили сок и сдали стаканы, буфетчица нехотя смахнула деньги с прилавка.
Уж не знаю, это у них в деревне еще социализм и деньги не стоят на перовом плане, или всё-таки понимание, что это совсем не деньги.
Едем дальше, по дороге водитель несколько раз останавливается, заглядывает под капот и возвращается с недовольным видом. Добравшись до какого-то городка, мы останавливаемся и понимаем, что приехали. Машина закипела.
Что же делать дальше? Как быть? Куда бежать?
Через 10 минут нам подают другую карету. На вопрос, а как быть с деньгами, мужик из предыдущей машины машет рукой и отвечает что-то вроде “потом разберемся”. На этот раз нам достается детище форда “Меркури”. Машина без кондиционера, но с прикольными открывающимися в разные стороны дверями и тремя рядами сидений.
Провинциальные пейзажи.
Чтобы куда-то далеко ехать, машину нужно заправить. Конечно же, это мы делаем не на заправке, а у брата друга отца бывшего соседа по комнате, у которого наверняка машина с синими номерами, и которому горючку наливают по карточкам, сливаемую в последствии в канистру.
Через некоторое время приезжаем в пункт назначения. Не знаю, чего кто еще ждал от этой поездки, кроме призрачной надежды заскочить на полчасика на берег Карибского моря, но я ехал посмотреть на вот эти крутые, во всех смыслах слова, холмы.
Равнина, поля, крестьяне выращивают табак. И посреди поля горы.
В полях стоят сарайчики с крышами из пальмовых листьев, а внутри сушится табак.
Вот так.
Это мы зашли в один такой сарайчик, который располагается возле ресторанчика и сувенирной лавки. Судя по всему, он особо не отличается от обычных табачных сушилок.
Едем дальше.
Следующий пункт экскурсии – “Доисторическая фреска”. Масштабная, но не очень впечатляющая картина на стене, написанная кубинским художником 50 лет назад. За въезд на территорию, конечно же, берут деньги.
Чтобы уж совсем не чувствовать себя обманутыми, мы с Настей берем лошадей и отправляемся на конную прогулку. Ну, для галочки, что катался на лошади, сойдет, а в целом, конечно, довольно сомнительное мероприятие. Лошади нехотя перебирали ногами на 40-градусной жаре :)
Конопляный лес. “Конопля это тоже дзераво, только ему вырасти не дают” )
А это мы с лошадкой играем в кубинских партизан, пытаясь слиться с местностью.
В середине прогулки лошади потребовали отдыха. Как-то так удачно получилось, что середина прогулки пришлась на ферму хозяина лошадей.
Тут бегала всякая живность, включая цыплят и поросят. В общем шла нормальная цивилизованная жизнь.
Хозяйка фермы налила нам сока, сюрреалистическую картину дополнил промчавшийся на санях, запряженных в быков, дед.
После завершения конной прогулки, мы поехали в сторону пещер. По дороге на нас налетел тропический ливень. Пока добрались до пещеры, выяснилось, что она уже закрыта на ночь.
До ночи, всё таки было еще далеко и смотрительница бесплатно (за полцены) сводила нас в пещеру.
От платной экскурсии наша отличалась лишь тем, что нас не катали на лодке по подземному озеру.
На этом сегодняшняя экскурсионная программа закончилась. Скоро солнце закатится за горизонт и станет темно, а в темноте на машине по Кубе практически не ездят, поэтому водитель нас поторапливает. Садимся в машину и мчим в Гавану.
Я достаю навигатор, замечаю циферки в правом верхнем углу – это скорость, в горячем поту пытаюсь найти ремень безопасности, чтобы поскорее пристегнуться. Ремня конечно же нет. До революции ремней еще не было.
Спустя несколько мгновений я начинаю рассуждать, что раз уж эта машина за 60 лет не разбилась, может и нам повезет. Этим себя успокаиваю и расслабляюсь.
Уже затемно мы были в городе. Таксисту отдали 80 КУКов, как и договаривались с первым извозчиком. А сейчас спать, завтра снова изучать Гавану.
Рубрики: Репортаж, Путешествия. Метки: Куба, Виньялес.