¡Viva Cuba! ¡Viva Fidel y Raul! ¡Viva el Primero de Mayo!
Когда мы искали интересные места на Кубе, чтобы их включить в план своего путешествия, я взглянул на календарь и осознал, что на время нашего отпуска попадает 1 мая – День международной солидарности трудящихся. Беглый поиск по интернету показал, что 1 мая в центре Гаваны проводится праздничная демонстрация, которая собирает не менее миллиона участников, поприветствовать которых выходит руководство партии и правительства.
Я сразу же заявил Насте – планируй что хочешь, но 1 мая мы должны быть на площади! А потом начали закрадываться сомнения. Пустят ли нас на площадь, увидим ли мы что-нибудь со стороны, надо ли писать в пресс-службу партии с просьбой аккредитоваться, как корреспонденты, не арестуют ли нас за незаконную работу на иностранное СМИ, незарегистрированное в министерстве иностранных дел. В общем, было, как обычно, ничего не ясно – может даже лучше на праздник уехать в глухую деревню, где нет КГБ и прочей ерунды?
Все эти мысли у меня не из пустоты возникли. Дело в том, что я знаю, как проводятся государственные праздники в Москве. Вот, например, День Победы или День России. И это в «демократической» России. Что же творится в «тоталитарно-совковой» Кубе, одному Фиделю известно. Но, я не терял надежды. Нет, Фиделя увидеть я и не думал, но на свидетеля, участника и героя того, что бодрым шагом уходит в вечность и учебники истории, на брата Фиделя – Рауля я взглянуть очень хотел. Вопрос участия в митинге добавился к бесконечному списку вопросов, которые были отправлены Давиду. Давид, хоть я ему и не верил, успокоил, что всё будет на высшем уровне.
В Гавану мы прилетели 26 апреля. Город уже готовился к празднику. На входе в любую организацию, не важно, гараж это или дорогой отель, вывешиваются плакаты с поздравлениями.
Если нет возможности раздобыть красивые типографские плакаты, вывешивают обычные листочки А4, распечатанные на принтере.
Ну и, конечно же, откуда у рядовых кубинцев принтеры? Их нет, а поздравительную открытку всё равно повесить надо, поэтому их рисуют сами. И у меня сложилось впечатление, что многие вывески не делают специально к празднику, а хранят их в шкафу и достают раз в год, чтобы выставить на всеобщее обозрение. Точно так же, как мы украшаем дом к новому году, вытаскивая из шкафов гирлянды и елочные игрушки.
К празднику украшаются дома и улицы, всюду вывешиваются государственные флаги, портреты Фиделя и Рауля появляются рядом с изображениями Че, туристы восхищаются патриотизмом кубинцев и покупают футболки с Геварой и береты с перевернутой звездой. Все счастливы.
Это всё, конечно, так, но про патриотизм так однозначно я бы не говорил. Этот вопрос тоже непонятный – где патриотизм, где традиция, вроде новогодних украшений, о которых я вспоминал чуть раньше, где торговая марка для увеличения продаж сувениров, а где «кровавый режим», заставляющий себя любить – отдельная тема для исследований. Я одно понял – портреты живых вождей можно вывешивать только по праздникам, чтобы не создавать культ личности, а еще Фидель все-таки, как ни крути, мужик идейный. Он был бы рад запретить продажи любой революционной символики, но остановить торговлю Че Геварой он уже не в силах. Сувениры с изображением Фиделя, Рауля и Хосе Марти – олицетворяющих Родину, купить практически невозможно. Родина не продается!
По результатам изучения интернетов у меня сформировалось ощущение, что праздничные мероприятия начинаются около 7 часов утра, но бездельники, вроде Ахмеда, с которыми мы общались, как-то неуверенно говорили про 9-10 часов. По традиции живым людям я не верил, искал документальные подтверждения той или иной информации.
В итоге, 30 апреля на домах в Гаване появились объявления:
“Todos los trabajadores y cederistas a participar en el 1ro de Mayo hora.6.00AM lugar.zanja e infanta ¡Los esperamos!”
Везде висели разные объявления, но содержание было примерно одинаковое. Моих познаний в эспаньёле хватило понять, что все трудящиеся и СэДээРовцы принимают участие в Первомае и встречаются в 6 утра в условленном месте где-то “на раёне”, чтобы дружной толпой проследовать на Пласу дэ ла Ревалюсьён, где и состоится праздничное шествие.
Время в разных районах города указывалось разное. Всё зависело от удаленности от пласы, но мои предположения о том, что праздник начинается в 7 утра оказались верными. Ведь это вполне логично, устроить массовое стояние толпы на рассвете, а не в полдень, когда солнце жарит прямо в голову.
Так, если с трабахадоресами всё понятно, то вот кто такие седеристы, вам наверняка не известно. Попытаюсь объяснить. В 1960-м году на Кубе были сформированы Комитеты Защиты Революции – Comités de Defensa de la Revolución или сокращенно CDR. Такие комитеты сейчас есть в каждом квартале. Располагаются сэдээры в жилых домах, на входе в которых висят таблички. Вот, например. здесь находится CDR №4 88-й зоны. Как оно там что считается и делится на зоны, не знаю. Кроме таких вывесок встречаются еще и таблички с именами президентов CDR – очень уважаемых в районе людей.
Комитеты создавались для того, чтобы люди следили друг за другом. На каждого жителя квартала заводится дело, куда заносится вся информация о нем – когда он выходит из дома, с кем общается, принимает ли участие в жизни района, города, страны. CDR это такой “большой брат”. который следит за тобой.
СэДээРы призваны для уничтожения всей контрреволюционной нечисти. Девиз комита “¡En cada barrio, Revolución!”, что можно перевести вроде – “В каждом районе, Революция!”
Сейчас комитеты продолжают работать, кроме слежки за соседями, занимаются проведением соцсоревнований, например, чей район будет лучше украшен к празднику, и чей СДР организованнее выйдет на демонстрацию. Также проводится много социальных программ, вроде организации дней донора или взаимопомощи при ликвидации последствий стихийных бедствий.
CDR нужно любить и уважать, тогда можно рассчитывать на взаимность. Если совершишь какой-то проступок и не известишь об этом свой родной комитет, он тебя сдать властям, и кара будет страшной, но, если покаешься своим соседям сам, то дело наверняка, замнут – все мы не без греха. Вообще, сложилось впечатление, что CDR из комитета по защите революции становится комитетом по защите контрреволюции. Ведь сейчас, чтобы выжить все всё крадут и продают. Всё это происходит у всех на глазах, и все друг друга прикрывают. Очень уж я сомневаюсь, что CDR не в курсе, что рядом с сувенирным рынком в Тринидаде действует огромный черный рынок сигар. Да, таких подпольных рынков сигар и рома тысячи по стране. Короче, мне кажется, что из репрессивной машины эти комитеты могут перерасти в ячейки гражданского общества.
Ладно, вернемся к празднику. Вечером мы побывали в гостях у Давида, сходили на дискотеку и решили, что утром встанем в 7 часов, позавтракаем, встретим Давида и в половину восьмого вместе пойдем на Пласу.
Я поставил будильник на 7:00, но разбудить меня ему было не суждено. Нет, я не проспал, я окончательно потерял надежду поспать в 5 утра. Ровно в 5 утра началась война. Заработали системы массового оповещения граждан, вроде наших сирен гражданской обороны. Из динамиков со всех сторон звучала музыка и крики. Кричали на испанском, но мне казалось, что кричат по-русски: “Всех с праздником! Все на демонстрасьён! Все на пласу дэ ла Ревалюсьён!” Под окнами нескончаемым потоком шли люди, их было больше, чем в 9 утра на Выхино, все они были воодушевлены и громко что-то обсуждали друг с другом. По-началу я даже подумал, что праздника не будет – случилось стихийное бедствие или теракт. Но, нет, просто вся Гавана шла на площадь Революции.
В 7 часов мы начали вставать, умываться, завтракать. Сербы подбирали праздничные революционные наряды, Настя ждала прихода Давида, который обещал забрать нас в 7:30, а тем временем уже было без пятнадцати 8, и по телевизору шла прямая трансляция. С камер, установленных на крышах Министерств Связи и Внутренних дел показывали бескрайнюю толпу, а с трибуны доносились приветственные речи.
МЫ ВСЁ ПРОПУСТИЛИ! Я был в ярости!
Только около 8 появился Давид, который сказал, что немножко проспал, и мы не спеша пошли в сторону площади.
Вскоре мы вышли на Paseo ave. – улицу, которая проходит через Plaza de la Revolución. К моему удивлению, еще не всё было закончено. На проспекте выстраивались колонны, которые должны были пройти через площадь. Дело в том, что праздничная демонстрация не заканчивается митингом с выступлениями, как это бывает на “Болотных” акциях в Москве, а наоборот. Люди сначала выстраиваются в колонны перед выходом на площадь. Руководство страны читает пламенные речи, которые после ухода Фиделя стали менее пламенные и куда более короткие. Рауль и вовсе обычно не выступает сам, а его послания зачитывают заместители. Я считаю, что он правильно делает, потому что выступить, как его брат, он не сможет, а жалкое подражательство будет выглядеть смешным и нелепым. Вот, а после того, как все речи произнесены, колонны начинают движение. В общем, это похоже на наш Парад Победы на Красной площади. Я его уже лет 10 не видел, но там, вроде, Путин толкает речь, как было плохо в войну и в 90-е, и как хорошо сейчас, после чего начинают маршировать военные и прочите танки.
Люди не стоят на месте, как приговоренные. Все машут флагами, свистят в свистки, выкрикивают лозунги, а некоторые действия совершают синхронно. Вот, например, группа с огромным флагом подпрыгнула.
Колонны формируются по различным признакам. Где-то собираются военные, где-то полицейские, где-то сотрудники различных предприятий, где-то сэдээровцы. Сзади едет грузовик с фанатами Уго Чавеса. На бортах у него закреплены большие экраны, на которых показывали фотографии и видеофрагменты из жизни команданте.
“ESTUDIO, TRABAJO, FUSIL”. Учёба, работа, винтовка.
Мы пристроились к одной из колонн и пошли по тротуарам. Периодичеки у меня под ногами путались какие-то комсомольцы, которые тащили флагштоки. Я в них утыкался на каждом перекрестке, и всякий раз приходилось их обходить.
А потом Давид вдруг рассмеялся и спрашивает, знаем ли мы, о чем говорят ребята, идущие перед нами. Мы конечно же не знали, потому что испанская речь вообще нам не понятна, а тем более в такой шумной толпе, где не то что английский язык понять тяжело, трудно даже себя услышать. Так вот, Давид объяснил, что парни всю дорогу идут и обсуждают, как бы с этого праздника жизни сбежать, чтобы никто не заметил. А мешают им осуществить свои планы как раз те товарищи с флагштоками. И спотыкался я об них на каждом перекрестке, потому что этими своими палками они перегораживали выходы с Пасео, чтобы не разбежались студенты :)
Меня очень порадовало то, что любой желающий может присоединиться к демонстрации в любом месте, а “заградотряды” следят только за своей организованной колонной, чтобы та не разбежалась. В Москве же чтобы попасть на любое шествие, нужно сначала пройти унизительный досмотр с ощупыванием, потом находиться в огороженной забором и ОМОНом территории.
Здесь же, если ты не принадлежишь ни одной из колонн, можешь совершенно спокойно занять любое свободное место между этими колоннами и идти и улыбаться.
Вот уже показался мемориал Хосе Марти на площади.
В один прекрасный момент кто-то из нас попытался выйти на тротуар, чтобы c небольшой возвышенности сфотографировать панораму, но тут же был одернут дружинниками.
Давид улыбнулся (Давид всегда улыбается) и сказал “Поздравляю! Вы внутри.” Теперь уже уклониться от участия в демонстрации нельзя, мы слишком близко к площади.
Если в организованных группах много серьезных напряженных лиц, то среди толпы очень круто, все радуются и веселятся.
¡Viva Cuba! ¡Viva Fidel y Raul! – разносится из динамиков.
– Что это? – Давид снова рассмеялся. – Это праздник, движуха, люди пытаются из изначально скучного унылого действа сделать карнавал. Каждый отрывается, как может!
Мы вышли на площадь. Только я повернулся в сторону министерства Внутренних дел, чтобы сфотографировать флажки на фоне портрета Че, как в кадр взлезло чучело. Карнавал, так карнавал…
¡Viva Fidel!
Самая важная часть демонстрации. Проход по площади Революции.
У подножия мемориала Хосе Марти вся Кубинская элита, всё руководство страны.
Мемориал открыт в 1996 году. Состоит из скульптуры поэта-революционера и 139-метровой стелы. Хосе Марти – наше всё. В отличие Пушкина он был не только поэтом, но и погиб в борьбе за независимость Родины.
Люди проходят по площади, останавливаются и машут правительству.
Правительство во главе с Председателем Государственного совета и Совета Министров, Верховным главнокомандующим Вооружёнными Силами Кубы, генералом армии, Героем Кубы, Первым секретарем ЦК КПК Раулем Кастро, машет людям.
Каким бы “совком” это не отдавало, я считаю замечательным, что любой человек может так спокойно прийти, посмотреть и помахать рукой руководителю страны. В России каждое мероприятие с участием президента – безумная спецоперация.
“ПОЗДРАВЛЯЮ!” На фоне того, что друг Уго недавно отошел в лучший мир, этот плакат выглядит немного двусмысленно.
Когда находишься внутри всего этого действа, действительно, сложно не поверить в патриотизм кубинского народа, но мы то знаем, что ничего не знаем. Может, оказавшись в Северной Корее во время похорон Ким Чен Ира, рыдания осиротевшего народа тоже показались бы искренними.
Толпы, прошедшие по Plaza de la Revolucion, растворялись в городе. В 9:10 мимо трибун промаршировала последняя колонна трудящихся. Музыка стихла, из полутора миллионов людей на площади и в окрестностях осталось лишь несколько тысяч. Не смотря на то, что сегодня “День труда” и никто не работает, уборщики всё же вышли на уборку улицы.
Кстати, вот такой мусор на улицах городов Кубы встретить очень тяжело. Он, видимо, появляется только по большим революционным праздникам. А дело всё в том, что мусор очень дорогой. Его дорого производить и дорого продавать, потом дорого убирать и перерабатывать. При социализме на мусор попросту не хватает денег. Нет дорогих упаковок товаров, нет рекламы. Вот он замечательный побочный эффект социалистического строя.
Руководство отправилось дальше думать о своем народе. Интересно, такой ли себе представлял Кубу Хосе Марти, воюя за независимость?
Большинство местных сразу после окончания парада покинуло площадь. На пласе в основном остались туристы, которым это всё по фану.
И редкие позеры, чтобы туристам было что фотографировать.
Через всю площадь натянут баннер. Для туриста эти слова ничего не значат, но Давид особенно обратил на них наше внимание.
Если раньше наравне с главным революционным лозунгом – девизом Кубы “¡Patria o muerte!” был лозунг “¡Socialismo o muerte!”, то теперь кубинцы Вместе за сильную и процветающую Беларусь ¡Unidos por un socialismo próspero y sostenible! – что-то вроде “Объединимся для социализма, стабильного и процветающего”. Короче, Беларусь на шаг впереди. Мы уже давно за Стабильность и процветание :)
Старина Сьенфуэгос одобряет.
Команданте Эрнесто тоже не против.
Если в Москве во время праздников тучи разгоняют, то в Гаване, похоже, делают наоборот. Всё время, пока длились официальные мероприятия, над городом висела облачность, которая к обеду развеялась. Гаванцы и гости столицы продолжили празднование дома, на бульварах и в парках.
Мы отправились в касу, собрали вещи и поехали в центр, где арендовали машину и кое-как выбрались из города.
Перед нами была уходящая в бесконечность широкая Autopista Nacional. Настя набралась мужества, села за руль, утопила педальку в пол и двинулась в сторону национального парка Zapata.