В минувшую субботу посетили с команданте Чусовитиным концерт нашей лысой Арбениной; в смысле, конечно же Захара Борисовича Мая в “Меццо-Форте”, что на ВДНХ. Так вышло, что в этот клуб никто из нас с середины нулевых не заглядывал, а за такой солидный срок многое могло измениться, и, как это часто бывает, не в лучшую сторону. А ведь мы там частенько всей тусовкой бывали. Павел в качестве музыканта, а остальные в качестве зрителей.
Накануне концерта Павел совершенно неожиданно прекратил свой строжайший обет и развязался по теме алкогольных напитков и сигарет, чем с одной стороны сильно пошатнул мою веру в человечество. Но с другой стороны своим приподнятым парами этилового спирта настроением вызвал флэшбэк на всю голову: будто бы мы вернулись на десять с лишним лет назад, когда мы все были молодые, беззаботные и неженатые, шатались по городу, сидели в “Золотой Вобле” на Савёловской, играли крутейшее музло в студии на Курской (где за главного был ныне покойный Коц из “Нулевой Позиции”, дрались со всякими подонками (ну это в основном я :) ), провожали девчонок до Отрадного, устраивали в жежешечке сенсации… чтобы хоть сколько-нибудь подробно описать всё это безумие, потребуется целая книжка. Но, как оказалось, никто из нас ничего не забыл, и дух дерзкой юности восторжествовал. Несмотря на все обстоятельства и даже возраст, мы не превратились в уныло стареющее говнецо, а остались теми милейшими раздолбаями, переполненными смелыми идеями и решимостью к их реализации, только поумнели (я очень на это надеюсь) и набрались опыта.
В весьма благодушном настроении мы прошлись по выставке, испили кофию в “Макдаке” и заявились на концерт. На входе дяденька нехотя посмотрел на содержимое сумки и даже не стал хлопать по карманам. Видимо, мой дежурный аргумент “пустой, как сущность мироздания” его убедил, в отличии от, например, клуба “ТеатрЪ” (как их до сих пор “КоммерсантЪ” не засудил, непонятно), где в минувший четверг устроили прям натуральный шмон по всей длине, как в золотые девяностые на входе в фанатский сектор стадиона “Динамо”.
К счастью, Меццо-Форте остался таким, каким мы его оставили, как в смысле душевной атмосферы, так и в гораздо более важном смысле приятной публики: не хипстерский коленкор типа “Мастерской” и не азерский “Оазис”. Только почему-то со стен пропали портреты рок-героев, и чутка передвинули столы. И бильярдного стола, вроде бы тоже не было. Уселись на ступеньке (ну, кто был, тот поймёт) аккурат напротив сцены и стали наблюдать, как Захар Борисыч на сцене самозабвенно распутывал провода.
Собственно, Захар Май – фигура в русскоязычной музыкальной среде уникальная: остроумный поэт (как-то раз он даже похвалил мои стишки), могучий игрец на гитаре (предпочитает 12 комплект, как я и Курт Кобейн), в недалёком прошлом торчёк (если верить молве, ибо сам не сожительствовал никогда), и просто человек свободных взглядов, а также почитатель контента вагинального журналиста Юлии Леонидовны Латыниной. Огромной заслугой Захара Борисыча, помимо собственных песен, является то, что, вольно или невольно, он “подсадил” на советские хиты очень и очень многих из поколения тех, кто уже не помнил генсека Горбачёва. Хотя мой друг натурал Чусовитин к нему и не относится, он не скрывает, что многое из Золотого фонда Советской эстрады он впервые услышал именно в исполнении Захара Мая.
Концерт прошел отлично, и кое-какие его фрагменты мы вам здесь покажем, но мне показалось, что Захар Борисыч вместо “как обычно” принял успокоительное, и ритм многих композиций был, конечно, ещё не даунтемпо, но уже даже далеко не тот лихой дабстеп. В паре мест, когда надо было рвануть голосом заковыристый оборот, к которому привыкли на записях, маэстро оставил без внимания. И очень ожидаемую мной песню “Ветром стать” Захар в футболке с Катей Самуцевич не исполнил. Забегая вперёд, скажу, что на выходе, от переизбытка позитивных эмоций, я её таки громогласно исполнил сам, шаляпинским раскатистым басом во всю богатырскую грудь, чем, наверное, перебудил отходящих ко сну жителей окрестных домов.
В программе концерта, внезапно, появились три номера, которые несколько ошарашили. Надо сказать, что Россия великая и прекрасная страна гордых людей и средоточие вселенской гармонии, но и ей есть, чего стыдиться. Постыдные пятна эти группа Сектор Газа, горячо любимая быдлами всех возрастов и, конечно же, “Кароль и шут” (посмотрите “Масяню”, где она с Лохматым под Новый год застряла в лифте. Куваев ещё тогда высмеял всю суть явления), обожаемая теми же быдлами, но из немного другой песочницы. Песня “Импотент” первого ВИА стала полной неожиданностью, а сразу после неё последовавшая “Разбежавшись прыгну со скалы” одного дохлого артиста-анархиста да ещё в ритме ямайского регги стали отступлением от классической программы.
Когда же зазвучал с первых нот узнанный мотив песни Софии Ротару “Лаванда”, я вдохнул побольше воздуха в лёгкие и приготовился неистово подпевать, потому как последний раз слышал её при том самом генсеке Горбачёве. Однако, шаблон начал потрескивать буквально после второй строчки, куплет же устроил целое замыкание нейронов головной тыквы: песня называлась “Навальный” и, судя по всему, была предвыборной агиткой одного прощелыги с Люблинской улицы.
Вы спросите, – “как политический обозреватель мог это пропустить мимо ушей?”, – так я вам отвечу: в жизни, а тем более политической, есть совершенно чёткие закономерности, и чудеса там не случаются. То есть на подготовительном этапе их как раз было неправдоподобно много, что лишний раз напоминало о том, что Диавол ничего не даёт просто так и финал этой истории немного предсказуем. Сложно стало работать: слишком много развелось идиотов, говорящих правильные слова. Поэтому я с лёгким сердцем сбежал от этого хипстерского фетиша в деревню, где нет ни интернета, ни телевизора, зато есть пара гитар, “Фрутти Лупс”, аналоговая библиотека и чистый воздух. А в день “Д” выяснилось, что куртку со всеми документами я по счастливой случайности забыл где-то на грядках, так что мне не пришлось голосовать ни за одного жулика и вора из списка.
Подлинный мастер талантлив во всём, поэтому мы с Павлом уважительно покивали головами виртуозному подбору внушительного количества точных рифм к фамилии выпускника факультета оранжевых революций Йельского ПТУ. Однако, животный магнетизм и харизма Захара Борисыча настолько велики, что притягивают совершенно разную публику, и после финального аккорда половина аудитории зааплодировала, а у другой части случился шквальный выброс творческой энергии. Какие только рифмы не выкрикивали: и “лох педальный”, и целое двустишие, начинавшееся строчкой Чуковского “как из маминой из спальни” продолжение которого услышать, к сожалению, не удалось, кто-то особенно впечатлённый американскими мультфильмами выкрикнул “Навальный – выпук вагинальный”. Но лавры взял совершенно неожиданный эпитет “менструальный”, после которого многих перекосило, а кого и передёрнуло.
Великая сила искусства подействовала умиротворяюще, и уже через пол минуты оппоненты, как ни в чём не бывало, от души горланили “когда наши танки въедут в Москву, я повешу многих”, хотя смысл, надо полагать, в слова вкладывался индивидуальный.
Также нет полной уверенности в однозначной позиции самого автора. Строчка “Навальный – церковный и халяльный” допускает огромное количество трактовок, которые отнюдь не повысили бы рейтинг этой условной Манделы. Когда человек с рисунком силуэта в цветной балаклаве называет кого-то церковным, не означает ли это злейшую ядовитую издёвку? Ещё свежи в памяти и отражение без часов, а амвон с солеёй, и оскорбление чувств, и выхлопотанная звёздным трио адвокатов “двушечка”. Ведь если бы линию защиты возглавил сам миноритарий, всё могло бы сложиться иначе. А уж “халяльный” не допускает вообще никаких положительных интерпретаций. Халяль, это, главным образом, мясо домашних животных, которое мусульманам приличествует употреблять в пищу, то есть, главным образом курицу (почти на каждой шавермной весит сертификат халяльности) и баранину. Значит ли это, что Навального съедят с голодухи мигранты после внедрения программного лозунга “хватит кормить Кавказ”, или же перспективному кандидату предлагеется образ петуха, или же в финале герой предстаёт тем самым бараном (“****** в рот”)? Я ведь не ракетчик, я – филолог, и мог бы подтянуть убедительные доводы в пользу любой из теорий, но в этом случае пусть каждый определяется самостоятельно.
Перечитал последние абзацы и ещё раз убедился, что всё, чего касается политики, приобретает грязноватый оттенок. А ведь изначально хотелось написать целиком позитивный очерк, но мы в первую очередь профессионалы, привыкшие подвергать глубокому анализу все двусмысленности, с которыми приходится иметь дело.
Захар Борисыч, благодарим за отличный концерт! Восторг прямо-таки поросячий, несмотря на все эти детские придирки. И отдельная благодарность за это потрясающее качество собирать на концерты позитивных ребят и девчонок и атмосферу доброжелательности, которая была на всех концертах, на которых довелось побывать. Больше драйва и здоровья!
Рубрики: Репортаж, Культура. Метки: Навальный, Захар Май, Mezzo Forte.