19.12.2013 19:26

Прошла девятая «Большая пресс-конференция Владимира Путина»



Текст: Кирилл Руков
Фото: Алексей Семёнов

В четверг 19 декабря прошла традиционная встреча Президента России Владимира Путина с журналистами. Пресс-конференция носит дискуссионный характер, нередко отличается как ожиданием острых вопросов по самым злободневным темам, так и некоторой «шоу-составляющей», которую посредством эпатажа привносят в формат особенно незаурядные репортеры региональных изданий.

Пресс-конференция Владимира Путина

Хотя нынешняя, девятая по счету пресс-конференция не стала рекордной по времени проведения, тем не менее Путин общался с прессой 4 часа 5 минут. Традиционно, начавшееся с небольшой сводки численных данных об основных индексах экономики страны, которые озвучил президент, охарактеризовав прошедший год как «рабочий», обсуждение быстро приняло серьезный тон.

На вопрос корреспондента украинского агентства УНИАН о состоявшихся намедни колоссальных вложениях денег Фонда Национального Благосостояния в низколиквидные ценные бумаги Украины, Путин ответил «без иронии»:

«Мы часто употребляем словосочетание “братская страна” и сейчас она находится в сложном положении. Мы должны поступить как близкие родственники и помочь ей».

Он заверил журналистов, что принятое решение об инвестициях никак не связано с прошедшими в Киеве оппозиционными акциями и бурным обсуждением возможного ассоциативного сотрудничества Украины с ЕС, отметив однако, что если подписание соответствующего документа произойдет, Россия будет вынуждена защищать свой рынок и отменять определенные таможенные льготы для Киева.

Из серьезных вопросов можно отметить также отметить тему размещения комплексов «Искандер» в Калининграде, поднятую журналистом Первого канала. В целом, позиция Путина здесь основывается на том, что это логичный стратегический ответ присутствию системы ПРО в Европе, которая по-прежнему представляет для России угрозу.

Вопрос от журналистки CNN касался критики западных ценностей и того, что российская власти за последние два года взялись за духовную сферу жизни граждан так сильно, как эта тема не поднималась за два девятая. Ответ Путина прозвучал в русле абсолютно той же риторики, которую он определил еще в своем послании Федеральному собранию:

«Для меня важно защитить население от некоторых квазиценностей, которые очень сложно воспринимаются нашими гражданами», которые в своем большинстве выступают за традиционные морали. Он добавляет, что задача состоит в ограждении населения от «агрессивных социальных групп, навязывающих свою систему ценностей».

Также ответом на вопрос журналистки из Екатеринбурга Путин поставил точку в дискуссии насчет возможной отмены выборности мэров, заявив, что «Мэров однозначно надо выбирать. Это самый близкий уровень власти к народу — граждане должны их знать, они должны иметь возможность прийти к ним и обсуждать свою позицию по развитию города», добавив также, что «Совсем не обязательно для этого на улицу выходить».

Пресс-конференция Владимира Путина

Один из самых острых вопросов подняла Наталья Галимова из «Газеты.ру», напомнившая президенту о результатах общественной экспертизы по «Болотному делу», переданных Путину Владимиром Рыжковым, которые, в частности, отрицают формулировку «массовых беспорядков» применительно к событиям 6 мая 2012 года на Болотной площади в Москве.
«Признавать, есть нарушения и кем они были сделаны, может только суд. Если суд считает, что кто-то нанес побои полицейским или призывал к беспорядкам, мы исходим из этой данности», — ответил Путин. Здесь он подчеркнул также свои классические убеждения в том, что если дать возможность гражданам и активистам «распоясываться» по отношению к сотрудникам правоохранительных органов, «начнется хаос».

На эту же тему выступила и Екатерина Винокурова из «Znak.com». Она сравнила статистику по оправдательным приговорам сейчас и в советском союзе, сделав вывод о том, что по падению этого показателя суды при Путине опережают даже сталинские. Опровергнув прошлый тезис президента, что это «говорит о хорошей работе следственного комитета», журналистка спросила, как он относится к явному обвинительному уклону системы правосудия, а также о том, что бы делал Путин как мужчина, если бы на его глазах ОМОНовец избивал девушку.

«Я не верю, что омоновец просто так бьет девушку. Я сталкивался с ними в боевых условиях. Это люди, которые регулярно идут под пули и рискуют жизнью. У них есть свои матери и жены». Президент добавил, что судебные ошибки характерны не только для нашей страны, но он признает, что они действительно есть.

Журналисту РЕН-ТВ удалось уточнить подробности якобы имевшего места разрешения от Путина на участие Алексея Навального в прошедших осенью выборах мэра Москвы, и о том, что Сергей Собянин коснультировался с президентом конкретно по личности оппозиционера. Журналист спросил, неужели Алексей Навальный представляет для Кремля такую угрозу.

«Если представлял бы угрозу — не допустили бы на выборы», — парировал Путин, но тут же оговорился, что все было бы по закону. «По конкретным вопросам со мной не советовался», завершает он. Имя известного оппозиционного политика и блоггера Владимир Путин в прямой речи так и не назвал.

Агентство “Рейтерс” поинтересовалось, не жалко ли Путину осужденных участниц панк-группы Pussy Riot, как отцу двоих дочек, на что Путин ответил, что ему жалко их в первую очередь как женщин, опустившихся до такого унижения собственного достоинства и перешедших всякие границы.

Выступление Татьяны Седых из еженедельника «Мое Побережье» Ванинского административного района было самым долгим из всех вопросов журналистов. Оно касалось нескольких тем, связанных с расформированием градообразующего предприятия поселка, купленного гигантом «Мечел», внутренней местной борьбы разных отделов правоохранительных органов между собой, их давлением на журналистику в регионе. Неожиданным оказалось то, что представители ФСО на пресс-конференции отобрали у женщины-инвалида костыли, сославшись на то, что их можно использовать, как оружие, из-за чего Седых пришлось говорить с президентом сидя.

“Прошу не обижаться на службу безопасности, они исходят из многолетней международной практики”,— призвал президент журналистку и перешел к программе развития Дальнего Востока, обещая рассмотреть вопрос с закрытием производств в Ванино в срочном порядке.

Из наиболее ярких казусов пресс-конференции можно отметить достаточно неуместные шутки Владиира Путина о том, что «шпионаж — одна из древнейших профессий, наряду с другими древнейшими, которые мы сейчас не будем перечислять», которые он допускал в общении с журналистами по теме Сноудена.

Не менее одиозно выглядела и сцена с молодой журналисткой из «Собеседника»: «Приходите к нам на юбилей». Такой примерно вопрос задавала больше двух минут девушка из этого издания. Просит о помощи печатным СМИ и жалуется на нехватку денег на “корпоратив”. В какой-то момент журналистка воскликнула: «О, боже!», — как пишет об этом издание «Русская Планета». Девушка, казалось, сильно нервничала, очень отходила от темы, и даже успела рассказать президенту подробности своей личной жизни:


(Смотреть на Youtube.)

Однако главная новость дня ждала журналистов только после официальной части пресс-конференции, когда в холле репортеру телеканала LifeNews удалось получить от Владимира Путина эксклюзивный комментарий по делу Ходорковского. Из сухих утверждений следует, что осужденный российский бизнесмен подал прошение о помиловании за 247 дней до своего освобождения. Бумагу Путин уже получил и собирается подписать в ближайшее время. Новость застала журналистов врасплох. Адвокат Михаила Ходорковского Вадим Клювгант, заявил, что ничего не знает об этом прошении, при этом отметив, что действующее законодательство дает президенту право на помилование заключенных безо всяких просьб с их стороны.

Пресс-конференция Владимира Путина

Пресс-конференция Владимира ПутинаПресс-конференция Владимира ПутинаПресс-конференция Владимира ПутинаПресс-конференция Владимира Путина
Рубрика: Репортаж. Метки: политика, Путин, пресс-конференция.

Другие публикации