В дни зимнего солнцестояния 21-22 декабря в лесах тверской области разгулялась нечисть, воет так, аж кровь в жилах стынет, а все почему, чувствует, что время ее проходит, что родиться новое солнце, уйдет нечисть в царство Марены-зимы. Собрались в лесу смелые люди, зажгли костры жаркие, стали нечисть по лесу гонять, да солнышко красное на весну зазывать.
Гей, коляда, праздник древний,
Веселись, гуляй, народ!
Вкруг костра, да всей деревней
Дружно водят хоровод.
А сила темная знай себе не унимается, лютует, на люд честной бросается, пугает и в лес темный к себе заманивает. Пока силы темные по лесам шастают люд честной по деревням да селам колядует, надев маски, взяв мешки ходит от дома к дому стучат в двери и поют песни-колядки:
Вон коза идет сюда,
Лентами обвешана,
Не смотри, что борода
У нее привешена!
За спиной её мешок,
В нем подарки, сладости,
Сало, бублики, пирог:
Будет много радости!
Эй, пляшите веселей!
Рады мы встречать гостей.
Разомкните хоровод –
Пусть коза вовнутрь войдет.
Из мешка летят подарки:
Ленты всякие товаркам,
Сорванцам и прочим деткам
Раздает коза конфетки.
“Тебе, старче, пряник с медом
Как главе и славе рода,
А тебе, бабуся, сало,
Чтобы было горя мало”.
Ой, подарки хороши!
Поздравляем от души
Все, конечно, в честь коляды
Принимать подарки рады.
Все гостинцы раздарила,
У козы мешок пустой,
И подарка не хватило
Только дЕвице одной.
Упрекает та: “Коза,
Чем я провинилась?”
Капнула с ресниц слеза,
Дева огорчилась.
Белою вороной быть…
Как девИце не тужить?
На коляду лишь одна
Среди всех обделена!
А коза в ответ: ” На праздник,
Жди, уж скоро подойдет
От богов сюда Полазник
И подарок принесет.
Поколядовав, да попев, девы начинают гадать по воску, заглядывать, как оно там будет. «Родиться новое солнце, повернётся коло от тьмы ко свету, от ночи темной, ко светлому дню!» Восклицает волхв, ударяя в бубен. И появляется полазник.
Полазник (положайник, палезник) — первый гость, который войдет в избу на Рождественский праздник, называется положайником; ему приписывают и все радости, и все беды, какие выпадают на долю хозяев и их семьи в течении целого года. Этот гость является таинственным представителем самого божества. Всякий хозяин заранее выбирает в положайники такого знакомого, о котором думает, что он наверно принесет ему счастье.
Приходит он в маске, с закрытым лицом, и предполагают, что это сам бог Велес, его кормят, поят, и спрашивают каким будет новый год, если полазник говорит, это уже добрый знак, по его славам определят, хороший урожай или плохой соберут в следующем году. Обычно полазник, отпив напитка из братины, съев угощение говорит, что добрым что славно его люди напоили и накормили и урожай будет добрым.
Одна искорка упала,
В сердце дЕвицы попала,
А другая полетела,
И в Полазника влетела.
Коль два сердца загорелись,
Свадебку играть пора,
Бодняком сердца согрелись:
Не померкнет свет костра.
В душах их уж никогда
Все их долгие года.
Ой, веселие у нас,
Ноги сами рвутся в пляс!
Проводили полазника, а сами отправились в лес. «Пара нам люди добрые идти в лес темный за бодняком»
Бодняк – это старый пень, дающий много искр. Он считается гостем, отправляющимся к богам при сгорании (о чем свидетельствует столб искр). Поэтому его торжественно срубают, и при этом трубят в рог; затем у бодняка прорубают рот, кормят, поят, украшают лентами и отправляют к богам, то бишь в костер. Считается, что бодняка нельзя касаться голыми руками, ибо он может утащить на тот свет. До него можно дотрагиваться только через материю.
И отправились люди в лес вооружившись факелами да топором, выставили стражу, что бы охраняла людей, и видать не зря. Как только в лес зашли тут силы темные и накинулись, рычат, фыркают, дерутся, кусаются, стражники нас охраняют, нечисть огнем отгоняют. Обычно бодняк, это часть сухого, старого пня, который рубиться на две части. Одна часть, украшается лентами и приносится на поляну, где проходит праздник. Вторая часть, ломается на шапочки и раздаётся людям, что бы каждый уже дома, в домашнем очаге сжег.
Принесли бодняк, обмыли,
Рот волхвы в нем прорубили,
Чтобы сбитнем напоить,
Да конфеткой накормить.
Дружно привязали ленты,
Хороши как на подбор,
В знак величия момента –
И отправили в костер.
А то как же? То обычай:
Гостя должно ублажить,
Он к богам спешит: обличью
Надобно парадным быть!
Так осталась без подарка,
Но бодняк пылает ярко,
Озаряет пламень мглу.
Волхв поворошил золу…
Искры высоко взметнулись,
Неба самого коснулись,
И рассыпались столбом,
Озаривши все кругом.
Коли искры до небес,
Это значит – жди чудес!
Знать, бодняк, сгорев средь дров,
Все ж добрался до богов!
Одна искорка упала,
В сердце дЕвицы попала,
А другая полетела,
И в Полазника влетела.
Коль два сердца загорелись,
Свадебку играть пора,
Бодняком сердца согрелись:
Не померкнет свет костра.
В душах их уж никогда
Все их долгие года.
Ой, веселие у нас,
Ноги сами рвутся в пляс!
Бодняк отправился к предкам, в столпе ярких, праздничных искр. Проводив бодняка в добрый путь люди заводят веселый, праздничный хоровод, поют песни, пляшут, веселятся.
Гей коляда, ай, коляда:
Вот зачем нужны обряды:
Кто обряды соблюдает,
Тот и свадебку справляет!
Ведь в преданиях волхвов
Мудрость вобрана веков.
А мы встанем в хоровод
Пусть коляда к нам придет!
После гуляний, песен, плясок собираются люди за большой праздничный стол, пьют, едят, общаются, вспоминая своих родных, близких, предков. Вот такая вам сказка, люди добрые. А все это произошло в Калязинском районе, тверской области. Близ деревни Устье. В культурно просветительском центре Живица.
И я там была, меда пила и репортаж привезла.
(Стихи Ольга Славянка)
Рубрика: Репортаж. Метка: язычество.