Начав за здравие, спикеры увлеклись выяснением частных деталей съёмки пресловутых Даров Волхвов, строили предположения, что же задумал неприсутствующий в зале автор одной из фотографий, радовали собравшихся перлами вроде “снимали три фотографа, один из них – атеист, двое – работают в агентстве”, критиковали или нахваливали друг друга, превратив семинар в междусобойчик-фотокружок старых знакомых. Представительная аудитория по понятным причинам разбежалась. На вопросы, которые были готовы задать слушатели, времени не осталось.
Существуют такие понятия, как православная мода, православная еда, православная Россия. А есть ли понятие “православная фотография”? Оказывается, наряду со спортивной, пейзажной, студийной и прочей фотографией есть и православная. Имеется в виду не дежурный кадр бабушки со свечкой, а некий более глубокий культурный пласт, до сути которого пытались докопаться эксперты семинара в “Фотоцентре” на Гоголевском бульваре.
В семинаре, который состоялся 17 января, приняли участие:
Александр Курбатов – фотожурналист
Юрий Кавер – фотокорреспондент РИА Новости
Георгий Колосов – фотохудожник
Дмитрий Линников – фотограф
Иеромонах Савватий – фотограф благочинный Валаамского монастыря
Григорий Романов – заместитель главного редактора журнала “Традиции и современность”
Антон Поспелов – ответственный секретарь портала “Православие.ру”
Сергей Воронин – фотограф
Владимир Долматов – журнал “Родина”
Владимир Фролов – автор фотовыставки в “Фотоцентре”
Приведем несколько цитат с семинара.
Владимир Фролов:
Каждое богоугодное дело, которое мы делаем, надо начинать с молитвы: “Господи, дай мне, дураку неумелому, сделать кадр, если Тебе это нужно.”
Георгий Колосов:
Всякое изображение, которое славит Бога, несомненно – православное. Церковная фотография может быть как православной, так и богохульной.
Антон Поспелов:
Православная фотография – не очень корректное высказывание. Но если человек называет себя православным фотографом – он должен быть верующим христианином, который стремится соблюдать заповеди Господни, и быть хорошим фотографом, который делает свою работу на совесть. Есть замечательные фотохудожники, которые передают трепетное отношение к жизни, к Церкви, к Вере, к людям вообще. Очень часто православных изображают мрачными людьми, забывая заповедь, что всегда радуйтесь и за всё благодарите. Православный фотограф должен славить Господа по мере своих сил и, будучи православным христанином, он не имеет права касаться определенных сюжетов и использовать определенные фотографические техники. Рожь, березки, русские женщины в косынках – это еще не православная фотография. Один и тот же храм разные люди могут снимать, но, в одном случае, это будет благоговение перед домом Божием, а в другом случае – кощунственная издевка, то, что к сожалению, составляет суть современного подхода к искусству вообще. Очень важно всё, что ты делаешь, пропускать через сердце.
Сознательная дискредитация верующих недопустима. Вот наберите в гугле “Патриарх Кирилл” и увидите совершенно дикие кадры, дебильные картинки-демотиваторы, которые не добавляют ума тем, кто их делает. Хоругвеносцев снимают либо сверху, как клопов каких-то, либо снизу, как маргиналов-фанатиков. Такие приемы недопустимы.
Иеромонах Савватий:
В храме просто так не снимешь, для этого надо взять благословение. И надо уловить, понимать то, что в храме происходит. Надо знать, что именно снимать, а не налево-направо. Каждый сюжет – это работа своей души, если этого нет – будет случайная фотография, мало-мальски подходящая по композиции.
Дмитрий Линников:
К съёмке надо готовиться, потрудитесь узнать, что будет происходить перед вами, войдите в тему. Перед съёмкой надо придумать себе сверхзадачу, это ваше индивидуальное отношение, ваши мысли, ваше воспитание. Но задача должна быть, надо придумать кадр.
Александр Курбатов:
Сейчас много снимающих, но фотографов – очень мало. В маленькое пространство кадрика фотограф должен запихнуть всё, что мы хотим увидеть на этом большом свете. За один раз это не получится, мы выбираем мгновения из жизни и пытаемся судить по ним обо всей теме. В фотографии отображается момент, созданный только за 1/100 секунды, а жизнь-то идёт. И всегда надо иметь собственное мнение, если собственного мнения нет – ты всегда будешь у кого-то на привязи, за кем-то идти.
Владимир Долматов:
Православная фотография не всегда может быть снята в храме или на ней какое-то обрядовое действие. В светских СМИ можно иногда увидеть православные фотографии, но они не вызывают никаких чувств. Красота – это одно из проявлений Бога, чем человек ближе к Богу – тем он ближе к красоте. Православная фотография – это человек сам по себе, снятый в душевном порыве, в откровении.
Григорий Романов:
Господа фотографы! Когда вы приходите в монастырь, то не должны забывать простую истину: мировосприятие монахов совсем другое, чем мировосприятие светского человека. Приходя в храм, вы должны испытывать по меньшей мере чувство благоговения и уважения, испрашивать разрешение на съёмку.
Георгий Колосов:
Состоявшаяся фотография – это соединение чуда сюжета с чудом формы. И планировать это чудо, строить возможные формы его проявления, либо наивность, либо безумие. Вот, пожалуй, и всё.