19.01.2014 16:50

Существует ли понятие «православная фотография»?

Текст и фото: Евгений Чесноков

Начав за здравие, спикеры увлеклись выяснением частных деталей съёмки пресловутых Даров Волхвов, строили предположения, что же задумал неприсутствующий в зале автор одной из фотографий, радовали собравшихся перлами вроде “снимали три фотографа, один из них – атеист, двое – работают в агентстве”, критиковали или нахваливали друг друга, превратив семинар в междусобойчик-фотокружок старых знакомых. Представительная аудитория по понятным причинам разбежалась. На вопросы, которые были готовы задать слушатели, времени не осталось.

Православная фотография

Существуют такие понятия, как православная мода, православная еда, православная Россия. А есть ли понятие “православная фотография”? Оказывается, наряду со спортивной, пейзажной, студийной и прочей фотографией есть и православная. Имеется в виду не дежурный кадр бабушки со свечкой, а некий более глубокий культурный пласт, до сути которого пытались докопаться эксперты семинара в “Фотоцентре” на Гоголевском бульваре.

В семинаре, который состоялся 17 января, приняли участие:
Александр Курбатов – фотожурналист
Юрий Кавер – фотокорреспондент РИА Новости
Георгий Колосов – фотохудожник
Дмитрий Линников – фотограф
Иеромонах Савватий – фотограф благочинный Валаамского монастыря
Григорий Романов – заместитель главного редактора журнала “Традиции и современность”
Антон Поспелов – ответственный секретарь портала “Православие.ру”
Сергей Воронин – фотограф
Владимир Долматов – журнал “Родина”
Владимир Фролов – автор фотовыставки в “Фотоцентре”

Православная фотография

Приведем несколько цитат с семинара.

Владимир Фролов:
Каждое богоугодное дело, которое мы делаем, надо начинать с молитвы: “Господи, дай мне, дураку неумелому, сделать кадр, если Тебе это нужно.”

Георгий Колосов:
Всякое изображение, которое славит Бога, несомненно – православное. Церковная фотография может быть как православной, так и богохульной.

Православная фотография

Антон Поспелов:
Православная фотография – не очень корректное высказывание. Но если человек называет себя православным фотографом – он должен быть верующим христианином, который стремится соблюдать заповеди Господни, и быть хорошим фотографом, который делает свою работу на совесть. Есть замечательные фотохудожники, которые передают трепетное отношение к жизни, к Церкви, к Вере, к людям вообще. Очень часто православных изображают мрачными людьми, забывая заповедь, что всегда радуйтесь и за всё благодарите. Православный фотограф должен славить Господа по мере своих сил и, будучи православным христанином, он не имеет права касаться определенных сюжетов и использовать определенные фотографические техники. Рожь, березки, русские женщины в косынках – это еще не православная фотография. Один и тот же храм разные люди могут снимать, но, в одном случае, это будет благоговение перед домом Божием, а в другом случае – кощунственная издевка, то, что к сожалению, составляет суть современного подхода к искусству вообще. Очень важно всё, что ты делаешь, пропускать через сердце.

Сознательная дискредитация верующих недопустима. Вот наберите в гугле “Патриарх Кирилл” и увидите совершенно дикие кадры, дебильные картинки-демотиваторы, которые не добавляют ума тем, кто их делает. Хоругвеносцев снимают либо сверху, как клопов каких-то, либо снизу, как маргиналов-фанатиков. Такие приемы недопустимы.

Иеромонах Савватий:
В храме просто так не снимешь, для этого надо взять благословение. И надо уловить, понимать то, что в храме происходит. Надо знать, что именно снимать, а не налево-направо. Каждый сюжет – это работа своей души, если этого нет – будет случайная фотография, мало-мальски подходящая по композиции.

Православная фотография

Дмитрий Линников:
К съёмке надо готовиться, потрудитесь узнать, что будет происходить перед вами, войдите в тему. Перед съёмкой надо придумать себе сверхзадачу, это ваше индивидуальное отношение, ваши мысли, ваше воспитание. Но задача должна быть, надо придумать кадр.

Александр Курбатов:
Сейчас много снимающих, но фотографов – очень мало. В маленькое пространство кадрика фотограф должен запихнуть всё, что мы хотим увидеть на этом большом свете. За один раз это не получится, мы выбираем мгновения из жизни и пытаемся судить по ним обо всей теме. В фотографии отображается момент, созданный только за 1/100 секунды, а жизнь-то идёт. И всегда надо иметь собственное мнение, если собственного мнения нет – ты всегда будешь у кого-то на привязи, за кем-то идти.

Владимир Долматов:
Православная фотография не всегда может быть снята в храме или на ней какое-то обрядовое действие. В светских СМИ можно иногда увидеть православные фотографии, но они не вызывают никаких чувств. Красота – это одно из проявлений Бога, чем человек ближе к Богу – тем он ближе к красоте. Православная фотография – это человек сам по себе, снятый в душевном порыве, в откровении.

Православная фотография

Григорий Романов:
Господа фотографы! Когда вы приходите в монастырь, то не должны забывать простую истину: мировосприятие монахов совсем другое, чем мировосприятие светского человека. Приходя в храм, вы должны испытывать по меньшей мере чувство благоговения и уважения, испрашивать разрешение на съёмку.

Георгий Колосов:
Состоявшаяся фотография – это соединение чуда сюжета с чудом формы. И планировать это чудо, строить возможные формы его проявления, либо наивность, либо безумие. Вот, пожалуй, и всё.

Рубрики: Репортаж, Культура. Метки: православие, фотография.

Другие публикации