30 января кинотеатр «Художественный» закрывается на длительную реконструкцию. Корреспонденты “РБ” изучили его работу в один из последних дней перед закрытием.
Один день в жизни кинотеатра – это целое событие. Особенно, если этот день – премьерный. Но, обо всем по порядку.
В 1909 году открылся полноценный кинотеатр, впервые в специально построенном для этого здании. Кто мог тогда знать, что пройдет столетие, а кинотеатр все так же будет любим. В нем не так часто проводят крупные мероприятия, его рекламы не крутят по телевидению, но количество зрителей год от года только увеличивается. Это история, это другая атмосфера, это другой мир.
Сдав одежду в гардероб, мы направились к главному администратору. Признаемся, дружелюбней администрацию сложно представить – нас встретили не как гостей, а как своих постояльцев (не забывайте, мы не простые посетители, мы пресса – а прессу не любят). Пока мы неспешно знакомились, Нина Григорьевна, так зовут администратора, показывала нам главный зал.
Изящные скамейки, массивные люстры с остатками конфетти после празднования Нового года в “Художественном” – от изначального вида не осталось ничего, кроме вентиляционных отверстий под потолком. Кстати, если присмотреться ко входу в большой зал, по верхней кромке стены можно увидеть, что раньше входов было три, а не два. Как нам пояснил администратор, после реконструкции центральный проход в зал был убран и, за ненадобностью, дверь замуровали.
За рассматриванием убранства к нам присоединяется человек с самой, пожалуй, социальной профессией – контролер, Любовь Николаевна. Каждый день через нее проходят сотни, а то и тысячи человек, каждый день кто-то из них наполняет теплом, а кто-то грубостью. Но, даже после нашей просьбы, ничего негативного Любовь Николаевна так вспомнить и не смогла – лишь улыбнулась: «В этих родных стенах все плохое быстро забывается». Зато о хороших посетителях разговор пошел с удовольствием: «Аудитория у нас самая разная, очень приятно видеть разные возрастные категории на показах. Приходила девушка беременная, улыбалась нам и говорила, кивнув на животик – пусть тоже слушает! Или вот приходит у нас периодически бабулечка, она тут недалеко на Арбате живет. И говорит, – “что вы, что вы, не смотрите, что мне почти 90, я еще ого-го. Я еще могу позволить себе посмотреть молодежные фильмы”. Это у других на входе встречает секьюрити, а у нас – охрана».
Вдоволь посмеявшись над добрыми историями вместе с контролером, мы направляемся в самое фантастическое место – аппаратную. Сколько лет мы с вами ходим в кино, видим там за спиной под потолком загадочное окошко, откуда и проецируют фильм – но так и не знаем, а что же находится по ту сторону. Механик Валерий Каров пригласил нас пройти и с энтузиазмом принялся все показывать. «День начинается с включенного чайника», – смеется.
Когда мы зашли, один из кинопроекторов работал – в Большом зале шел показ фильма. При ближайшем рассмотрении, оказалось – цифровой. По сравнению с пленочными моделями, он компактный и весь автоматизированный – вся работа выполняется простыми нажатиями на кнопки. Наверное, поэтому мы тут же облепили большой проектор с бобиной на торце, слушая о том, как перед показом вручную склеивается фильмокопия со встроенной аудио дорожкой (звук записан в каждом кадре по боковому краю), как она потом снова идет на экран или расклеивается. «На аналоговых носителях звук со временем теряет первоначальное качество, потому премьерные дни самые лучшие по чистоте звука», – поделился секретом Валерий .
Как многие знают, все кинотеатры переводят на цифровое оборудование. В этом много плюсов, но возникают и свои минусы. Начнем с хорошего:
Во-первых фильмы привозят не на огромных бобинах, а в маленьких чемоданчиках с жестким диском внутри.Конечно же, это значительно облегчает перевозку во всех смыслах этого слова. (Для сравнения нам показали пленочный смотанный двухминутный ролик – даже он больше жесткого диска раза в два, что уж говорить о полноценном фильме).
Во-вторых в некоторой степени упрощается бороться с пиратством. Ключ к кинофильму присылают на маленькой флешке, он даст доступ к картине в день премьеры и закроет доступ по истечению определенного срока.
Но вот здесь же и появляется огромный минус – проверить фильм невозможно, зачастую ключ открывает доступ за несколько минут до показа. Иногда не открывает.
Вдоволь насмотревшись на чудеса техники, мы переходим к осмотру кинозалов. В кинотеатре «Художественный» пять залов. Конечно, их достроили со временем, первоначально было лишь два – Малый зал и Большой зал. Было довольно странно видеть, что Малый зал и впрямь мал. А Большой – как зал в театре. Только в нем сохранилась частичка той самой столетней истории: скрывающий экран занавес, который когда-то открывался перед каждым показом, пока в зале гас свет, ложе для особых гостей и бельэтаж на втором этаже. Заходя именно в этот зал, понимаешь, о чем все это время говорили работники кинотеатра, упоминая какую-то свойскую атмосферу.
Позже в кинотеатре «Художественный» появились еще три зала – Синий, Золотой и Зеленый. Но их нам увидеть не удалось – во время нашего визита в них нон-стопом шли показы кино.
Бесконечные слова работников, как переживают люди о закрытии, неожиданно нашли свое подтверждение в уютном кафе кинотеатра – за столиком сидит молодежь, быстро обедая перед началом показа: «Очень, знаете, плачевно. Уже лет пять-десять сюда ходим. Я работаю здесь недалеко, но и до этого ходили сюда. Тут по-особому уютно». А видя как гости кинотеатра здороваются со многими работниками по имени, понимаешь, что больше такого почти нигде и нет. В этот момент становится грустно то ли от того, что сам так часто проходил мимо «Художественного» и не успел насладиться местной атмосферой, то ли от того, что теперь ждать открытия полтора года, а то и больше. По проекту реконструкции кинотеатра «Художественный» планируется вернуть ему первоначальный вид 1909 года.
Перед уходом нам удалось встретиться с самым уважаемым инженером кинотеатра – Валерием Федоровичем Акимовым . Размусоливать нашу с ним беседу смысла нет, ведь она была не самой легкой. Он вкратце поведал о переводе работников «Художественного» в кинотеатр «Космос», о переводе части оборудования с собой. И все время Валерий Федорович тяжело вздыхал: «Я понимаю, что я сюда не вернусь, ведь мне 67 лет».
Нам же оставалось только еще раз окинуть взглядом это невероятное здание со столетней историей и пообещать себе вернуться в уже новые стены через пару лет.
Рубрики: Фотоистории, Репортаж. Метки: кино, Художественный, кинотеатр.