Мне удалось пообщаться с фронтменом группы “Джанго” Алексеем Поддубным за кулисами клуба “Альма Матер” после концерта. Он ответил на многие вопросы, которые меня давно интересовали. Признаюсь, я слежу за творчеством коллектива около двух лет, и мне нравятся абсолютно все песни из репертуара группы “Джанго”. Прозвище “Джанго” Алексей получил еще в армии, когда после отбоя на гитаре среди прочих исполнял композиции из творчества бельгийского музыканта Джанго Рейнхардта. Когда нужно было дать название коллективу, то долго думать не пришлось. Проект “Джанго” был создан в 2001 году. Популярность пришла к Алексею, как к исполнителю, в 2005 году, после выхода саундтрека к кинофильму “Бой с тенью”. Песня “Холодная весна” стала визитной карточкой коллектива, а песня “Папаган” является заглавной темой в сериале “Солдаты” с 2004 года.
Мне очень интересно, планируете ли в этом году посетить фестиваль “Нашествие”?
Да, планируем. Может получится, может нет, но планируем участие в этом мероприятии однозначно.
Расскажите о вашем медальоне, который является также символом группы “Джанго”?
Это солнце с восемью лучами. Я ношу ее с православным крестиком. В двадцать семь лет я принял крещение, а около десяти лет назад нашел этот символ, и он мне очень понравился. Это древнеславянский символ единения и плодородия. Таким образом, я сочетаю в себе и своем творчестве, христианскую веру и веру наших предков. И, честно говоря, не считаю, что это большое противоречие.
Расскажите, пожалуйста, о своей гитаре. Это авторская работа?
Нет. Это малосерийное производство одной немецкой фирмы. Когда я начал собирать группу для выступлений на сцене, мне понадобилась акустическая гитара. Гитара, которая имела бы не совсем традиционное звучание. Когда берешь американскую гитару, то на ней сразу хочется играть американскую музыку, а нам была нужна европейская гитара, что уходила корнями к европейскому звучанию, к Джанго Рейнхардту.
Моя будущая концертная гитара висела на выставке Music Messe, есть такая ежегодная европейская музыкальная выставка. Друг был в командировке там и посетил эту выставку, где и увидел гитару, которая продавалась и стоила очень дорого, но он смог договориться о скидке на выставочный экземпляр. Позже мне прислали эту гитару в Киев на замечательных условиях – если не понравится, то мы можем ее вернуть. Когда я взял ее в руки, побренчал на ней, и мне понравилось. С тех пор она со мной. У меня нет большой коллекции гитар. Я считаю, что лучше работать над техникой игры, чем менять по пятнадцать гитар.
У меня есть еще один экземпляр, но он не концертный, гитара фирмы Altman без звукоснимателя. Я записываю ее в студии, и она как раз сделана по типу гитар Selmer Maccaferri, на которых играл Джанго Рейнхардт. Оригинал стоит около 30 000 евро, а Altman я взял за 1000 долларов.
Для звука гитары на записях я нашел особое сочетание – гитара с нейлоновыми струнами, классическая, плюс гитара со стальными струнами. Когда делал песню “Холодная весна”, понял, что если буду играть на гитаре со стальными струнами, то по звуку будет стопроцентное “Любэ”, а если на классической – то будет Агутин. В поисках своеобразного звучания я сделал следующее – сыграл партию на гитаре со стальными струнами, а в унисон повторил тоже на гитаре с нейлоновыми струнами. С тех пор я всегда так делаю. Подмешиваю их в определенных пропорциях, чтобы не было слышно где нейлон, а где сталь. Такое сочетание дает очень приятный мягкий звук, но, вместе с тем напористый.
Вы автор слов и музыки группы “Джанго”. Что первично, музыка или слова?
Музыка стоит на первом месте в 90% случаев. Я пытался брать за основу текст, но, пытаясь подогнать под него мелодию получал традиционный московский рок.
Правда вот в песне “Метель” слова и музыка появились одновременно. Мелодия этой композиции очень простая и незамысловатая, весь смысл этой песни в словах, которых я сам от себя не ожидал. Я, как человек воспитанный на Pink Floyd, не смог поверить, что написал это.
Что для вас вдохновение, что является источником вдохновения?
Вдохновение – это абсолютная величина, оно есть и всё. Смысл вдохновения для меня в том, что приходит то, чего ты сам от себя не ожидал. Когда ты создаешь, тебе не нужно понимать, принесет это деньги или нет, понравится это кому-то или нет. А откуда берется вдохновение? Не знаю!
Ваше творчество о любви, о поиске любви и в тоже время о свободе? Почему так?
Я понимаю, что не может быть любви и свободы. Давно хотел об этом написать песню со словами “кто ищет свободу, тот не ищет любовь”. То есть, если ты ищешь любовь, то искать свободу глупо. В любви всегда ставишь себя в зависимость от того человека, которого ты любишь, или который любит тебя. И тут свободы уже не может быть в принципе. Это конечно интересно, но не обязательно это должно быть предметом поэтическим. А вообще у меня много разных мыслей в голове, пока не хотелось бы делать на этом акцент.
Образы ваших песен – это передача вашего внутреннего мира или вымышленные истории?
Меня меньше всего волнуют свои чувства, и может быть, поэтому я где-то очень сильно проигрываю. Я не стараюсь написать о себе, я стараюсь найти чувства героя. Героя, который где-то существует, а может и нет. Часто получается, что ты пишешь от лица вымышленного персонажа. В определенном смысле это как раз навык драматурга. Драматургический подход – перевоплощение в судьбы других людей, что очень интересно. Например, я же не иду в атаку, в меня не стреляют, не попадают мне в сердце, но я могу это представить и описать. И, возможно, это услышит человек, который скажет: “Это обо мне”. Вот и все.
Расскажите о съемках клипа “До тебя” на одноименную песню из нового альбома.
Снимали очень скоростной камерой, на зеленом фоне, потом изображение дорисовывал спец по компьютерной графике. Режиссер Владимир Якименко старается снимать в своих клипах танцоров, так как они обладают наиболее выразительной пластикой движения.
Недавно я общался с другим режиссером, по его мнению, в клипе “До тебя”, все чрезмерно отточено, все персонажи слишком идеальны. Конечно, ведь у танцоров в кадре поставлена даже траектория движения руки, ноги, все четко сбалансировано. Возможно, в следующей работе будем снимать нечто совершенно противоположное.
Когда была выбрана основная идея клипа, нужно было найти обоснование.
Для того, чтобы делать драматургию, нужно отталкиваться от какой-то матрицы. Например, матрица “Ромео и Джульетта”, где двое молодых людей любят друг друга, но их семьи враждуют, и в итоге ничего не получается. Матрица “Отелло” – зависть, матрица “Макбет” – стремление к власти любой ценой.
Базовую модель для клипа я нашел в поэме Блока «Двенадцать» – это хаос, бессмысленный хаос. Людей перемалывают жернова времени, а поэт смотрит на эти события сверху.
Мне кажется, Александр Блок сам не до конца осознал, что написал! Он написал произведение, формально как бы восхваляя революцию, но если постараться прочувствовать строки поэмы, то ощутишь всю эту русскую трагедию. Когда читаешь, то словно видишь сквозь время. Хотя современники осудили Блока за эту работу. И только спустя многие годы становится понятно, что за кошмар произошел вообще.
Часто бывает, что когда автор что-то пишет, то это не значит, что он все полностью осознает. Он может не знать и половины того, о чем написал. И только спустя время можно понять о чем и зачем это написано.
Когда читаешь стихи, погружаешься в другое информационное поле. Читать нужно не слова, не просто чувствовать смысл – должно создаваться ощущение присутствия. Хорошая поэзия должна передавать ощущение холода стального клинка у тебя на горле. И написать так – вот сверхзадача.
Считаете ли вы себя фаталистом, верите ли в знаки судьбы?
Я бы не сказал, что я фаталист, скорее верю в некую волю свыше. Согласись, я не могу регулировать то, что родился мальчиком, а не девочкой. Потом я сам не сильно влиял на то, что мне дали имя Алексей, а не какое-то другое. Дальше, поскольку я родился мальчиком, соответственно девочкой я быть не могу, таким образом, я уже в определенных рамках. Потом – место рождения и семья. Это уже в определенном смысле какая-то заданная программа, на которую мы можем влиять лишь в очень ограниченных пределах.
Но не предполагаете ли вы, что если исходная точка была определена, то определено и все остальное. Разве есть ответ на вопрос: “Зачем я занимаюсь музыкой?”. Нет! Я не могу точно сказать: “Я занимаюсь музыкой, потому что…”. Просто захотелось, а почему захотелось? И тут начинаются очередные вопросы без ответов.
Почему я ушел из одной студии, пришел на другую, где “случайно” встретил поэта, с которым мы написали песню “Холодная весна”. До этого мне нравилось делать только английскую музыку, я изучал язык, слова и культуру. И вдруг мне стало интересно писать на русском. Почему? На многие вопросы объяснения нет даже самому себе.
Жизнь просто идет. И только потом я оглядываюсь на свою жизнь и думаю: “Если бы я тогда не зашел в эту дверь, а зашел в другую, то мы бы разминулись с этим человеком, и у меня была бы совершенно другая судьба”.
Если смотреть на вопрос с точки зрения веры, сказано “каждый твой волос на голове сочтен”. Тебе кажется, что ты что-то решаешь, но это не так.
Значит, и этот момент, когда мы сидим и разговариваем здесь и сейчас, был уже предопределен?
Спасибо, Алексей, за эксклюзивное интервью для “Русского блоггера”.
Рубрика: Интервью. Метки: Джанго, Алексей Поддубный.