Вот уже четыре года один человек по имени Дмитрий Сухомлинов в одиночку сохраняет и восстанавливает уникальный военный объект – разграбленный во время стройки саммита пороховой погреб №13 на мысе Экипажный (о. Русский), который является частью Владивостокской крепости. «Комендант погреба» планирует полностью восстановить его и превратить в настоящий центр семейного отдыха и патриотического воспитания молодёжи.
«В 2009 году после вывода войск с Русского все объекты и военные городки были брошены и оставлены без охраны, — рассказывает Дмитрий Викторович. – В том числе – объекты крепости Владивосток, памятники федерального значения. По просьбе Владивостокского филиала Федерального агентства по охране памятников нашу организацию попросили посодействовать в охране этого объекта. Переговоры с тогдашним замкомандующим ТОФ по инженерному обеспечению, расквартированию и обустройству Рубеном Маркосяном длились несколько дней. На официальный запрос был дан ответ, мол, гражданским нечего делать на военных объектах, всё охраняется. В конце концов, когда здесь начался грабёж, мы сами вошли сюда по письму Федерального агентства.
Но, к сожалению, не успели. За эти несколько дней здесь разрезали и вывезли более 200 тонн металла. Полностью разграбили минно-торпедную мастерскую. В караульном помещении одна комната уже была превращена в туалет, другая – в наркопритон, повсюду валялись шприцы. Вся отопительная система была уничтожена, проводка срезана. Восстанавливаем за свой счёт, с помощью неравнодушных людей. Некоторые вещи отсюда вообще выкупались у мародёров за деньги».
На территории почти полностью сохранённого памятника со временем появился огромный крытый каток. Его, как говорит Дмитрий Сухомлинов, тоже создавали с боями:
«Администрация Владивостока на весь Русский остров выделила одну новогоднюю ёлку в посёлке Подножье. Когда мы попытались выбить строительство катка, нам отказали, мотивируя тем, что это объект не муниципальный. Город не может уделять должное внимание детям острова Русский, т.к. в большинстве своём – это военные земли и военные объекты. Но помогли, чем смогли. МЧС, “Водоканал” и “Тепловые сети” выделили нам воду и технику для заливки катка в ангаре. Это трудоёмкая и затратная работа, но она того стоит. В будние дни каток для детей бесплатный. В выходные мы берём по 50 рублей. Для взрослых каток стоит 100 рублей. Здесь есть и прокат, и тёплое помещение с чаем, плюшками и пловом. Так и выживаем – на эти деньги содержим каток. Но в основном всё существует на частные средства членов краевой общественной организации охраны и изучения культурно-исторического наследия “Аркаим”».
Объект строился в 1912-1915 годах, строитель — военный инженер Воронов. Это единственный погреб проекта 1910 года Владивостокской крепости , где было сделано 5 тоннельных хранилищ – два под заряды, два под снаряды и один под взрыватели.
Помимо катка на территории погреба постепенно восстанавливаются караульное помещение и мастерская. В последней создан маленький уголок Советского Союза.
«Комендант крепости» с гордостью показывает вышивку 1946 года, где изображён Московский Кремль. А потом из волшебного шкафа начинают появляться многочисленные приветы из прошлого: устройство для просмотра диафильмов, фото— и видеокамеры, микроплёнки, экспонометры и даже один из первых постсоветских персональных компьютеров «Бейсик».
На микроплёнке – первый том словаря Брокгауза и Ефрона.
По стенам комнаты развешены вымпелы «Победителю социалистических соревнований», «Правофланговому пионерскому звену» и «Моральный кодекс строительства коммунизма». Над всем этим великолепием, как положено, гордо висит портрет Ленина.
«Здесь у нас исторический уголок, – говорит Дмитрий. – Хотим воспроизвести кусочек Советского Союза. Дети, глядя на портрет Ленина, сомневаются – это учёный или политик? Кто это вообще? Можно по-разному относиться к личности, но знать-то надо! А они не знают, и, кажется, особо знать не хотят. От диафильмов — и то сперва отбрыкивались. Я им “Колобка” поставил. Отказывались-отказывались, а через полчаса уже сами начали читать, да ещё по ролям! Взрослых это тоже затягивает». Кинокамера, как и вся техника в маленьком музее, полностью в рабочем состоянии.
С помощью этого прибора когда-то сдавался теоретический экзамен на получение водительского удостоверения.
Дмитрий Сухомлинов рассказывает об истории Владивостокской крепости.
Гордость Дмитрия Викторовича – виниловый проигрыватель и 900 пластинок.
Владимир Высоцкий, “Бони-М”, военные и патриотические сборники по-прежнему великолепно звучат на виниле.
В коллекции есть два корабельных телефона.
Настенную таблицу форм и знаков отличия ВМФ с удовольствием изучают местные ребятишки.
Уставшим от теории предлагается потягать штангу.
В тоннелях планируется создание музеев минно-торпедного вооружения и поисково-спасательной службы ТОФ.
Военные вполне готовы отдать списанную технику, батискафы, уникальное спасательное оборудование. Но, увы, всё это может перейти в частные руки только по приказу Министерства Обороны.
А дело с оформлением бумаг тянется так долго, что все эти экспонаты могут скорее уйти на металл. Сухомлинов написал письмо Сергею Шойгу с просьбой передать списанную технику для создания музея, но пока не получил ответа.
В руках у Дмитрия Викторовича – старая подводная ракета. Какая именно – специалисты сказать затруднились.
Тоннели погреба связывает между собой железная дорога. От неё уцелели рельсы и одна вагонетка.
Тринадцатый погреб – один из немногих уцелевших объектов Владивостокской крепости.
Собака Дора бдительно следит за посетителями.
Дмитрий Сухомлинов мечтает создать на территории памятника «природный оазис». Уже сейчас сюда приезжают на отдых семьи – палатки, костры, шашлыки. Есть и мангалы, и столы со скамейками. Но вот алкоголь, табак и громкая музыка запрещены.
Вместо музея в одном из хранилищ пока оборудован стрелковый тир. Желающие могут поупражняться здесь в стрельбе их нескольких видов луков: спортивного, классического монгольского или облегчённого детского.
Помимо лука в тире предоставляются и два вида арбалетов: длинные, с плечевым упором, и короткие арбалеты пистолеты. Хранитель погреба сам стреляет прекрасно и охотно учит этому других.
Дмитрий Сухомлинов учит стрелять из лука.
Тир освещается огромным прожектором. Здесь светло и всегда +7 градусов.
Дмитрий Сухомлинов учит стрелять из лука.
За сохранение уголка острова в первозданном виде Сухомлинову приходится бороться. Пока документы на землю бродят по инстанциям и лежат мёртвым грузом на столах у чиновников, Тринадцатый погреб уже неоднократно навещали разные люди.
«И чечены ко мне приезжали, и коммерсанты, и всякие богатеи, — продолжает Дмитрий Сухомлинов. — Мы тебя, говорят, сожрём. И будет здесь не то коттеджная зона, не то ресторан, не то яхт-клуб. А можно ведь сохранить памятник в первозданном виде. Это же изюминка, гордость всего региона!»
Ещё одна страсть Хранителя крепости – метательное оружие.
В караульном помещении есть модели военных кораблей и большая коллекция книг и фильмов соответствующей тематики.
Колёса бюрократической машины крутятся со скрипом. Документы «висят», дальнейшая судьба памятника архитектуры неизвестна. Дмитрий Викторович вкладывает свои средства и средства членов организации «Аркаим». Он бесконечно благодарен всем помощникам и спонсорам, ведь, по его словам, «подкожного жира» уже не осталось. А работы ещё — непочатый край.
Рубрика: Фотоистории. Метки: удивительное, Владивосток, крепость, остров Русский.