В ночь с 14 на 15 апреля 1912 года океанский лайнер “Титаник”, совершавший свой самый первый рейс из Саутгемптона в Нью-Йорк, не смог избежать столкновения с айсбергом, получил пробоины и затонул. Крушение “Титаника” стало крупнейшей морской катастрофой, в ней погибло 1495 человек. Подробности этой трагедии можно узнать на выставке “Титаник: как это было. Погружение в историю”, которая в феврале 2014 года открылась в «Афимолле» Москва-сити. В годовщину крушения корабля с лекцией выступил сотрудник океанологии Российской Академии наук, профессор Анатолий Сагалевич, много раз опускавшийся в глубоководном аппарате “Мир” к останкам легендарного “Титаника”.
В 1908 году на верфях компании “Харланд энд Вольф” в Белфасте началось строительство первого из серии трёх океанских лайнеров – “Олимпик”, “Титаник”, “Британник” (первоначальное название “Гигантик”). Судоходная компания “Уайт Стар Лайн”, заказавшая эти корабли, решила превзойти конкурентов в роскоши отделки салонов и безопасности плавания. В рекламе новых лайнеров говорилось, что они непотопляемы, но конструкторы не смогли предусмотреть всё: “Титаник” погиб в первом же плавании, столкнувшись с айсбергом, “Британник” во время Первой Мировой войны подорвался на мине и затонул. И лишь “Олимпик” благополучно трудился как пассажирское судно до 1935 года, более того, в годы войны он таранным ударом потопил немецкую подводную лодку. Именно на “Олимпике” сохранились многочисленные оригинальные артефакты начала века – посуда, оборудование, фрагменты интерьеров,- которые позднее заняли место в музеях и использовались для проведения выставок.
С изобретением глубоководных обитаемых аппаратов исследователи смогли опуститься на самое дно и осмотреть останки погибшего “Титаника”. До этого возникали идеи поднять лайнер, но это были иллюзии, тогда ещё не знали, что он развалился на две части. Корпус корабля покрылся слоем сталактитов и быстро разрушается под воздействием коррозии, возможно, что лет через 50 “Титаник” развалится окончательно.
В 1985 году экспедиция под руководством доктора Роберта Балларда обнаружила место залегания “Титаника” на дне Атлантического океана на глубине 3750 метров. В 1987 году французский аппарат “Наутил” поднял около 850 различных предметов. Это по официальной информации, а на самом деле поднятых артефактов было больше, около 2000. Чтобы остановить разграбление этой морской братской могилы, научное сообщество приняло решение прекратить подъём предметов с “Титаника”.
Глубоководных обитаемых аппаратов в мире вообще создано не слишком много, помимо “Наутила” это “Алвин” (США), “Ява Лонг” (Китай), “Шинкай 6500” (Япония), среди которых не затерялись и отечественные разработки. “Мир-1” и “Мир-2” — советские (российские) научно-исследовательские глубоководные обитаемые аппараты (ГОА) для океанологических исследований. Они созданы в 1987 году, способны погружаться на глубину до 6 километров, базируются на борту научно-исследовательского судна “Академик Мстислав Келдыш”.
С помощью подводных аппаратов “Мир” были исследованы гидротермальные источники в районах Срединно-Атлантического хребта. На этих аппаратах 2 августа 2007 года впервые в мире было достигнуто дно Северного Ледовитого океана на Северном полюсе, где был установлен российский триколор. Аппараты выдержали давление в 430 атмосфер. Самым сложным во время этой операции было справиться с течениями и вернуться точно в прорубь во льдах. “Миры” использовались для изучения обстановки на месте гибели подводных лодок “Комсомолец” и “Курск”. К сожалению, конструкция аппаратов не предусматривает спасение людей с глубины.
С помощью “Миров” кинематографисты из разных стран сняли несколько художественных и научно-популярных фильмов, благодаря которым зрители смогли увидеть жизнь океанических глубин. Наши учёные первыми увидели заглянули в иллюминаторы немецкого линкора “Бисмарк”, о судьбе корабля, затопленного в годы Второй Мировой, был снят двухсерийный фильм. “Миры” исследовали и японскую подлодку, следовавшую в нацистскую Германию с грузом урановой руды. Хотя аппараты создавались для научных исследований, из-за безденежья российской науки приходилось соглашаться на авантюрные поступки: молодая влюблённая пара решила обвенчаться в глубоководном аппарате, опустившимся на палубу “Титаника”.
Самой известной лентой о “Титанике” стал фильм Джеймса Кэмерона, получивший от американской киноакадемии 11 премий “Оскар”. В съёмках участвовали оба “Мира”, а телеуправляемые подводные аппараты “Джек” и “Элвуд” проникали внутрь “Титаника” и снимали интерьеры салона. Анатолий Сагалевич играет в фильме самого себя и появляется на экране в первых сценах оскароносного блокбастера. “Нет бриллианта…” – констатирует он в сцене подъёма ржавого сейфа на борт “Келдыша”. По просьбе Кэмерона Сагалевич (который не только учёный, но и бард) даже написал небольшую песню, которая, разумеется, в фильм не вошла. Зато после плевков на дальность Кэмерона и Сагалевича в сценарий вошёл эпизод на палубе с участием Розы (Кейт Уинслет) и Джека (Леонардо ди Каприо).
На выставке “ТИТАНИК: как это было. Погружение в историю” воссозданы интерьеры нескольких помещений корабля, в витринах представлены 342 подлинных предмета начала ХХ века, имеющих самое непосредственное отношение к судоходной компании “Уайт Стар Лайн” и лайнерам “Титаник” и “Олимпик”.
Рубрика: Репортаж. Метки: выставка, Титаник, Афимолл.