9 и 10 мая в Театре на Таганке сыграли премьерные спектакли «День Победы».
“Этот спектакль – не о войне. Мы не историки и не собираемся заступать на эту территорию. Пьеса – про наше поколение, про то, как люди сегодня воспринимают войну. Вспоминая наших близких, мы стараемся найти в себе подлинное отношение к войне”,- говорит автор пьесы “Сны о войне” Михаил Дурненков.
Вспомнить наших близких – хорошая мысль, эта заметка – не столько о спектакле, сколько об отношении к празднику Победы в разные годы. Мои мама и папа родились в один год – в 1924-м. Отец, Василий Васильевич, воевал стрелком во 2-м гвардейском Тацинском танковом корпусе, во время атаки бойцы спрыгивали с танковой брони и бежали рядом с боевой машиной. О войне он рассказывать не любил, но частенько водил меня в Музей Вооружённых Сил, показывая бронированных гигантов и фотографируя карапуза на фоне танковых гусениц. Помнится, меня разочаровал его ответ на вопрос: “А скольких немцев ты убил?” – “Четверых с гарантией.” Всего четверых, так мало… Он мог дойти до Берлина, но уже на территории Германии был ранен в ногу и оказался в госпитале. Последствия ранения сказались с возрастом, отец сильно хромал, ему не нравилось слово “ветеран”, предпочитал – “фронтовик”. Любил смотреть военные парады, которые тогда проводились ежегодно 7 ноября в годовщину Октябрьской революции и 9 мая только к юбилейным датам.
Мама, Нина Григорьевна, в 1941 году поступила в институт, но осенью студентов отправили рыть окопы под Горький. Зима выдалась ранняя и лютая, многие студенты одеты были по-осеннему и получили обморожения. Квартировали они в деревенских избах, получали за работу продуктовый паёк да ещё делились с хозяевами – время уже наступило голодное, а у деревенских полна изба маленьких детей. Студенты ещё и донорами были, сдавали кровь. На окопах мама не раз вспоминала свой день рождения, который должны были отмечать в воскресенье 22 июня, но из-за начала войны богатое угощение осталось несъеденным. Мальчишки-одноклассники побежали занимать очередь в военкомат, записываться бить фашистов. Из того класса, который занимал первые места в Новороссийске на математических олимпиадах, с войны вернулось от силы половина ребят. Но капитуляция Германии не стала финалом, войска перебрасывали на Дальний Восток, на войну с Японией. Когда в августе 1945-го американцы сбросили атомные бомбы на Хиросиму и Нагасаки, люди радовались тому, что наконец война закончится окончательно.
Указ Президиума Верховного Совета СССР от 8 мая 1945 года объявил день 9 мая Праздником Победы. Впрочем, уже в 1948 году этот день стал рабочим и только с 1965-го стал широко отмечаться как государственный праздник. Наверное, в первые послевоенные годы было как-то не до торжеств, по российским городам скитались инвалиды на культяшках, а сколько было беженцев, вернувшихся не в родной дом, а на пепелище. А сколько сирот… Это был праздник на фоне большой беды.
Победа в этой войне Великая не потому, что мы всех победили. А потому что цену заплатили Великую. Своими жизнями и искалеченными судьбами всего поколения – и тех, кто воевал, и кто в тылу работал за двоих. Мой отец недолюбливал праздничный пафос уже в 1970 годы (хотя с удовольствием носил на пиджаке помимо боевых наград и памятные юбилейные медали, которые вручались уже после войны), раздражался многими кинофильмами брежневского времени, в которых войну показывали фальшиво. А чего стоил обязательный для школьной программы мемуарный бестселлер дорогого Леонида Ильича “Малая Земля”. Стране требовались герои и партийные пропагандисты находили героев.
Собственно столь длинная преамбула потребовалась, чтобы вспомнить историю праздника и плавно переместиться в зал Театра на Таганке, в 1965 год. “Павшие и живые” был одним из лучших спектаклей любимовской молодой Таганки, спектакль-реквием посвящался поэтам, фронтовикам – Михаилу Кульчицкому, Семёну Гудзенко, Всеволоду Багрицкому, Павлу Когану, Александру Твардовскому, Давиду Самойлову.
“Как это было, как совпало,
Война, беда, мечта и юность.
И это всё в меня запало
И лишь потом во мне очнулось.”
Давид Самойлов“Война ж совсем не фейерверк,
А просто трудная работа,
Когда, черна от пота, вверх
Ползёт по пахоте пехота.”
Михаил Кульчицкий“Снег минами изрыт вокруг
И почернел от пыли минной.
Разрыв – и умирает друг.
И значит – смерть проходит мимо.”
Семён Гудзенко
На авансцене была установлена чаша, вспыхивало настоящее пламя и зал вставал минутой молчания. Как вспоминал Юрий Любимов, “мы зажгли Вечный огонь значительно раньше, чем у Кремлёвской стены”. Владимир Высоцкий сыграл в спектакле несколько ролей и говорил, что “Павшие и живые” особенно мною любимый спектакль”. Тогда он уже писал свои стихи о войне и в спектакль могла войти его песня “Братские могилы”. На концертах Высоцкий говорил: “У меня военная семья, есть погибшие в семье, как, впрочем, наверное, и у каждого из нас.”
Наши дни. Совсем другой спектакль. “День Победы” на Таганке – не о войне, а о циничных ребятах из шоу-бизнеса. Стране снова требуются герои, требуется шоу о героях с инсталляциями и 3D-графикой, чтобы красиво и пафосно, и креативщики готовы за деньги исполнить любой каприз. Нужен ветеран в кадре – не вопрос, платим 100 баксов. Есть наработанные схемы, по сути какая разница, корпоратив организовать или День Победы. Ну разница, конечно, есть: это шоу увидят не только тысячи горожан, но и, что гораздо важнее, нужные люди. A la guerre comme a la guerre, и офис превращается в штаб для мозгового штурма, мыслительный процесс стимулируют литры виски до зелёных чертей и красных леопардов. Завтра дедлайн, невероятное напряжение снимается порцией любовных утех с офисной шлюсекретаршей и – снова за работу. Победа! Ежегодный праздничный ритуал свершён, сцена сверкает неоном, а креативная команда менеджеров приглашена на следующий год поставить шоу на Площади. Ну на той самой Площади.
Театралы со стажем ждали от спектакля с названием “День Победы” какую-то иную историю и были разочарованы увиденным. Любопытно, что молодые зрители не воспринимают этих персонажей как отрицательных, скорее, как типичных. Не знаю, не знаю. Полистал свои свежие фотографии с Поклонной горы, посмотрел на лица гуляющих горожан: всё-таки День Победы был и останется одним из немногих искренних праздников, который объединяет всех без исключения. Вот только вспомнят ли о фронтовиках на следующий день, когда отгремят залпы праздничного салюта?
Рубрики: Репортаж, Культура. Метки: премьера, Театр на Таганке, Юрий Муравицкий.Режиссёр спектакля: Юрий Муравицкий
Автор пьесы: Михаил Дурненков
Художник: Ирина Корина
Актёры: Дмитрий Высоцкий, Михаил Лукин, Роман Стабуров, Александра Басова, Иван Зосин, Теймураз Глонти, Александр Фролов, Феликс Антипов.
Объединенный Театр на Таганке показал премьеру спектакля Дениса Хусниярова "Дон Кихот"
В канун нового года недавно объединенному Театру на Таганке преподнесли сюрприз! На должность главного режиссёра театра назначен Юрий Муравицкий.
В Театре на Таганке состоялась премьера мюзикла «Евгений Онегин» в постановке Алексея Франдетти.
В театре на Таганке представили премьерный спектакль Марфы Горвиц «Урожай» по пьесе Павла Пряжко.
В театре на Таганке состоялась премьера спектакля Дениса Хусниярова «Спутники» по одноименной повести Веры Пановой.
В Театре на Таганке состоялась премьера Юрия Муравицкого «Вишневый сад. Комедия.» по пьесе Антона Чехова.
Пьеса «Ромул Великий» была написана Фридрихом Дюрренматтом в 1948 году и обозначена автором как «исторически недостоверная комедия».
20 и 21 января МХАТ им.Горького представляет премьеру спектакля «Лес» по пьесе Александра Островского.
МХАТ им.Горького поставил спектакль о православной Вере с участием Дмитрия Певцова, Алисы Гребенщиковой, Леонида Якубовича.
Главные роли в спектакле «Дядя Ваня» исполняют Сергей Безруков, Карина Андоленко, Антон Хабаров.
Торжественная премьера прошла в Петербурге
В театре Сфера премьера — спектакль «Лес» Сергея Виноградова по пьесе А.Н. Островского.
В театре на Таганке прошёл пресс-показ спектакля Дениса Азарова по пьесе Александра Островского «Снегурочка».
Работа режиссерской лаборатории в театре на Таганке продолжилась показом эскиза Александра Софонова "Фандорин" по мотивам романа Бориса Акунина "Весь мир — театр".
В театре на Таганке показали очередной эскиз из проекта "Репетиции" под названием "Капитал". Так же называется эпохальный труд Карла Маркса. И это не совпадение!
В рамках проекта «Репетиции» Театр на Таганке представил эскиз спектакля Галины Полищук «Белый шум».