Отправляясь в долину Урубамбы, я не знал об истории и культуре инков ровным счётом ничего. Ну, если не считать этого. Сейчас, после того, как я туда съездил, посмотрел глазами и потрогал руками, с уверенностью могу сказать, что теперь я не знаю гораздо больше.
Побывав в Священной долине, каждый, наверное, возвращается оттуда верующим – кто во что, не важно, но лично мне, в связи с недостатком знаний, намного проще поверить в Христа и в Виракочу, чем в то, что все эти сооружения возвела цивилизация не знающая колеса и письменности…
Утром автобус причалил к автовокзалу в Куско. Полчаса ушло на то, чтобы разобраться с билетами для последующей эвакуации отсюда через пару дней, потом на такси приехали в центр, где скинули лишние вещи в хостеле, который нам посоветовал Брюс (наш друг из Лимы).
Теперь нужно придумать, как быть дальше. Вечером нам нужно оказаться в Ойянтайтамбо, чтобы оттуда на поезде уехать в Агуас-Кальентес – городок у подножия Мачу-Пикчу.
Эдуардо, хозяин хостела, посоветовал выйти на следующую после Пласы Армас площадь и вписаться в какой-нибудь туристический автобус.
Автобусов на площади не оказалось. В двух первых попавшихся турфирмах сказали, что все автобусы уехали полчаса назад – в 9 утра. В третьей конторе заявили, что сейчас всё будет, мужик сделал несколько телефонных звонков, развел руками и обнадёживающе произнёс – mañana.
В общем, с экскурсиями мы пролетели, теперь нужно искать какую-нибудь маршрутку или, в крайнем случае, такси. Но, как это всегда бывает, из-за угла выскочил барыга и пообещал всё устроить, завёл нас на очередную площадь, затолкал в автобус со школьниками, взял деньги и убежал.
Школьники бесились и орали, непонятно, экскурсовод в автобусе говорила только по-испански или иногда по-английски, а мы совершенно не знали куда нас везут, но мы не стояли на месте, и это обнадёживало)
Первые два десятка километров – это рынки. Все придорожные деревни торгуют ватниками из ламы и альпаки и прочими всякими полезными и не очень сувенирами. На одном из таких рынков обязательно останавливается каждый экскурсионный автобус. При этом туристам рассказывается печальная история о том, что деревню, где стоит рынок, недавно разрушило землетрясением или смыло водами Урубамбы.
Следующая остановка – ювелирный магазин, где продают самое настоящее инкское серебро. Настоящее, чем здесь больше нет нигде в общем.
Остановились, вышел на улицу – пыльная обочина, горы по сторонам, разруха – ну, прямо, наш Кавказ.
Перуанцы то ли борются с коррупцией, то ли наоборот, но на входе во многие археологические комплексы билеты купить нельзя, а где можно, там продаются “проездные” на 5-10 мест, разбросанных по долине. Где-то посреди дороги автобус останавливается, на обрыве стоит будка, в которой продают абонементы. Рядом строится новый офис по продажам билетов.
Здесь ничуть не хуже, чем в Таджикистане :)
Но, стоит отъехать от современной цивилизации, и начинается настоящее Перу, то, ради которого сюда стоит ехать.
Мы в Священной долине.
Билеты купили – теперь трогать камни. Едем в археологический комплекс Писак.
На террасах инки выращивали кукурузу и картошку, а жили в городе над террасами.
Экскурсия у нас была для местных школьников, которым эти все руины даром не нужны – ну навалено тут камней, ну лежали они тысячу лет и еще столько же пролежат. Большую часть времени экскурсовод пыталась собрать в кучу всех своих обезьянок, чтоб те не потерялись и не попадали в пропасть, поэтому адекватной информации от неё исходило мало. Ну и ладно, моя задача – трогать камни)
Что нам известно про перуанские руины? То, что инки строили так, что не только лезвие ножа не пролезет между камнями, но и капля воды не просочится. Пойдём проверять.
Вот, например. Ерунда какая-то. Ищем дальше.
Остатки дома. Стена подпертая деревянной палкой. Так себе постройка, но 500 лет простояла, наверное, это круто. Не от каждого современного здания останется хотя бы одна стена через пять столетий, а тем более в сейсмоактивной зоне.
Зачем-то местные жители делали в стенах окна, причем через одно они были заложены. Часто здания одной стеной примыкали к скалам. В этих стенах тоже были такие же окна-ниши.
Если нижние уровни построек еще кое-как нормально сложены, то верхние собраны из смеси говна с соломой. Но даже эта смесь стоит веками, омываемая ливнями, как сейчас!
Но, я не унываю, мне нужна крутая кладка. И, вот, уже что-то интересное. Одна терраса сложена из необработанного булыжника на растворе, а этаж повыше – хорош.
Цивилизация инков развивалась точно так же, как и современная московская цивилизация. Вот, например, сначала строительством занимались архитекторы, а когда всё сломалось, чинили гастарбайтеры. Неплохо.
А вот и самая крутота. Некоторые дома сложены из идеально обработанных и подогнанных камней. Вот про такую кладку нам и рассказывают в телевизорах, сюда и тыкают ножами, показывая мастерство строителей.
Дождь всё усиливается, глиняные дорожки становятся очень скользкими, обрывы всё опаснее, потихоньку возвращаемся к автобусу.
Кроме домов инки строили еще и крутые каменные водопроводы. “Трубы”, начинающиеся где-то в реке, спрятаны в землю и выходят на поверхность в виде фонтанов-рукомойников. На фото перед ними вытоптана трава на террасе.
Вот такие штуки. В ванночке отверстие, куда уходит вода, опять же куда-то под землю.
Очень многое мы тут посмотреть не успели и поехали дальше. Остановились на обед в городе Урубамба. Привет, цивилизация. Дорогая отвратная еда, помойка, в общем – современное Перу.
А сейчас мы поедем в город Ойянтайтамбо. Это место, которым я действительно проникся.
Тем, кто там не был, наверняка будет непонятно моё восхищение, и четыре десятка фотографий камней покажутся очень скучными. Если, что – пролистывайте)
Добро пожаловать в Ойянтайтамбо. Мы на высоте около 3000 метров и сейчас будем подниматься на террасы.
Ну, что же, начнём со знакомства. На скале напротив террас изображён Виракоча. Виракоча – сотворитель мира, отец Солнца и Луны, бог стирающий с лица Земли цивилизации, и возрождающий их заново.
Чтоб представить размер “портрета”, обратите внимание на маленьких людишек в правой части кадра.
И еще один профиль – Инка. В какое-то там число какого-то месяца, из его глаза должно вылазить солнце.
С главными обитателями района познакомились, теперь будем гулять, изучать постройки.
Это малопонятное сооружение, говорят, зернохранилище. Трёхступенчатый амбар с окнами. Если в верхние окна засыпать зерно, то оно, после заполнения помещения, начинает пересыпаться в следующий отсек. Ну, а на текущие нужды, забирать нужно из самого нижнего окна. Как оно было на самом деле – хз. Может это я сам всё придумал?)
Экскурсии по комплексу у нас не было. Экскурсоводша сказала, что это ритуальный центр, тут типа молились и кукурузу растили на террасах. Назначила время встречи и отпустила всех гулять.
Полезли на самый верх. Спать охота после автобуса, да и высота. В общем, тяжело по лестнице взбираться, да еще и толпы людей вокруг, которых на фото почти не видно)
В Ойянтайтамбо всё намного рельефнее и монументальнее, чем в Писаке. Стены террас сложены из мощных, обработанных и подогнанных камней.
Найди место, которое инки починили, как смогли, потому так, как оно было построено изначально, не умели строить.
Официальная версия истории гласит, что всё это (а может и не всё, но основные сооружения) было построено в последние сто лет империи инков, а самые монументальные здания и вовсе не были достроены, потому что пришли испанцы, всё отобрали и поделили, что смогли сломать, то сломали, а что не смогли, то оставили, как есть.
Кроме официальной истории существует еще и миллион альтернативных версий. Самый популярный в России “неованголог” (Вангология – наука предсказания прошлого, прим. автора) – вице-президент лиги защитников пациентов Андрей Скляров. В своих фильмах и прочих публикациях он предсказывает много вариантов развития прошлого, к которым можно относиться по-разному, но мне его творчество понравилось тем, что он указывает на некоторые вещи, которые большинство туристов не замечает и не обращает на них внимание. Может, это, конечно, всё и бред, но так намного интереснее)
Основной идеей альтернативной теории является то, что инки ничего монументального не строили, а всё это добро им досталось от богов, инопланетян и прочих динозавров.
Я с улыбкой выслушивал все эти версии, а потом, когда бродил по Ойянтайтамбо и прикасался к камням, начинал верить в то, что инки тут не при чём, что всё это им досталось от кого-то еще. Пусть не от богов, но, быть может, от какой-то предыдущей цивилизации, которая по какой-то причине выпилилась и не оставила принципиальной схемы айфона. Последующим же цивилизациям приходится молиться на эти руины и чинить их, как получается.
Вот, например, стена разошлась, дырку заложили. Вы скажете, что это уже современные перуанцы залепили, а не инки, ведь при инках эта стена только-только была построена. Ну, что же, спорить сложно, возможно, и так.
Вот угол стены, в который явно встроен камень “не отсюда” – вокруг необработанный булыжник, а этот камушек и породы другой, и качественно обточен.
Ну, высыпалось тут что-то из стены из-за землетрясений, тоже недавно небось криворукие реставраторы воткнули. Всё может быть.
Хорошо, идём дальше. Перед нами вот такая стена.
Вот глядя на эти стенки, я верю, что строили их маленькие трудолюбивые инки, но строили они точно так же, как вы в детстве строили дома из кубиков. То есть, кубики им откуда-то достались готовые, а они уже как смогли, так их и уложили, а пустоты заполнили своим основным строительным материалом – камушками с какашками.
После прихода испанцев этими руинами люди заинтересовались совсем недавно, то есть никто из современных людей эти стены не городил. Если верить учебникам и википедиям, то инки комплекс не достроили, а бросили стройку из-за войны. Возникает вопрос – откуда такая халтура? Зачем вытачивать и тащить чёрт знает откуда эти мегалиты, чтобы так криво уложить?
Хотите сказать – “а ты бы сам попробовал лучше построить из таких монструозных камней!”. Так вот, я не могу, а кто-то раньше мог!
И эту работу я охарактеризовать не могу ни одним словом, потому что более превосходной степени, чем “идеально” я не знаю.
Так, отмотайте еще раз вверх до вертикальной фотографии и сопоставьте размер блоков с размером людей.
А теперь вернитесь и подумайте, как можно обработать поверхности, которыми камни соприкасаются друг с другом. В комплексе множество различных видов кладки, различных размеров блоков и т.д., но как все эти камни подгонялись один к одному в промышленных масштабах, я придумать не могу. Может вы знаете?
Вроде мелочь, а попробуйте сделать.
Еще и стену изогнули.
КАК??77
Стена немного похожая на наши современные, но посмотрите, каждый блок уникален. Это пазл. Собрать его можно уложив каждый “кусочек” на своё место.
Вот поэтому у инков и получаются те самые стены, о которых я говорил выше, где между блоками приходится засыпать мусор – индейцы попросту не знали, что куда ставить, у них был конструктор, но не было чертежа.
Ну, что, инженеры, закипел мозг? А теперь ещё одна модная стенка.
Как размерчик камушков?
Та же стеночка, вид сбоку.
Предполагают, что эти вставки между магалитами сделаны для того, чтобы во время температурных расширений, а также во время землетрясений, стена не трескалась.
А на этом фото группа туристов пытается разглядеть где-то за горизонтом то место, откуда приносили стройматериалы. Каменоломня располагалась километрах в пяти отсюда.
Давайте, дадим мозгу немного отдохнуть. Рекламная пауза.
Это камень. Он даже не кусок “пазла”, он не обработан, но перед ним останавливаются все экскурсии. Туристам обычно рассказывают только официальную версию строительства инками мегалитических комплексов – типа взяли деревянные молотки, обработали камни, впряглись и построили, но на примере этого камня даже правильные экскурсоводы рассказывают о “пластилиновой” технологии обработки породы.
В общем, дело было так. Камень (весь, либо его поверхностный слой) под воздействие неведомых нам сил становился мягким, как пластелин. Инки (?) брали “нож” и срезали неровности, получая идеально гладкую поверхность. Но, во время обработки этого булыжника, у рабочего зазвонил телефон, он отвлёкся, протупил, и камень снова застыл. В итоге, грань будущего кирпича так и не была обработана до конца, инструмент пришлось вытащить, а заготовку бросить надрезанной.
Хотите верьте, хотите придумайте свою легенду)
Вернёмся к нашим блокам. Учёные утверждают, что комплекс изначально не достроен, а экскурсоводы в доказательство приводят этот кирпич, лежащий на пандусе, чтобы затащить его к месту установки.
На похожем по конструкции фундаменте лежит блок, который совсем не похож на плиту, устанавливаемую на уровне земли – это, может быть, балка перекрытия или элемент ворот, не знаю.
Неовангисты, считают, что это инки пытались приспособить блоки, но максимум, что смогли сделать – завалить их на эти постаменты.
“Защитники пациентов” уверены, что храм был достроен много тысяч лет назад, но был разрушен в результате катаклизма – всемирным потопом, например. Поэтому блоки на территории комплекса не лежат аккуратно, а разбросаны, как после взрыва.
Какие-то лежат на террасах, расположенных ниже основной площадки, какие-то свисают над городом.
А та часть, которая, скорее всего, должна была быть перекрытием главных ворот храма, вообще лежит на самой нижней площадке, хотя по заверениям учёных, блоки с каменоломни везли совсем с другой стороны. То есть, чтобы этот блок доставить сюда, нужно было потратить очень много сил впустую, а потом еще и тащить по лестнице вдоль террас на верхний этаж.
Мне кажется вполне логичным объяснение разрушения храма в результате катаклизма. Вот он стоит – одна стена примыкает к скале, а другая была обращена к террасам. Что-то пошло не так,и она с грохотом обрушилась вниз.
Вместе со стеной в результате катаклизма погибли и инженеры, и никто теперь не знает, как это был построено, и как починить.
Нашёл место, где можно всунуть лезвие ножа между блоками) Вы себе не представляете, насколько эти камни круты.
В некоторых местах встречаются выемки для арматуры.
За то время, которое нам выделила экскурсовод, я ни разу не натрогался всей этой красоты, поэтому мы вернулись в автобус, забрали оттуда свои вещи, отправили школьников дальше по маршруту, а сами вернулись в комплекс и бродили тут до самого его закрытия.
Стоя на одном месте можно наблюдать сразу несколько видов кладки, несколько технологий строительства.
Вокруг можно находить камни, следы на которых указывают на то, что обрабатывали их не только в каменоломне, но и тут на месте. Вот, например. какой-то недоделанный.
Так мы плавно подошли, наверное, к тому, что меня удивило больше всего – даже не пазл-технология, и не многотонные мегалиты – резьба по монолитным скалам.
В мире полно образцов обработки природных скал куда более изощрённо, чем здесь, но я с этим никогда раньше не сталкивался, и не знаю, как они это всё делали, поэтому и восхищён.
Трон?
Забрались в угол, куда туристы не ходят, потому что там скучно и ничего кроме крапивы не растёт. А там в скале вырезаны полочки.
Углы все ровные, поверхности идеально гладкие.
А специально для фанатов Склярова, я разглядел следы болгарки на стене! День не прошёл зря)
Мы уже собирались уходить. На прощание я погладил идеально гладкую стену скалы и восхитился природой, которая творит не хуже “инков”.
И тут меня аж затрясло. Нет, это не природа, это “инки” сделали эту идеальную стену. Я не знаю, как описать свои чувства и то, что я увидел.
В общем, вот один из выступов в стене. И я готов спорить на что угодно, что он рукотворный, то есть тут зачем-то аккуратно спилен целый слой скалы. И выступ этот не один. Этот просто удобно сфотографировать было.
Выбрались из кустов, спустились к выходу. Здесь один из гидов последней на сегодня группе рассказывал про водопровод и про камень, который свидетельствует о том, что инки поклонялись кондору, пуме и еще кому-то, не помню. “Посмотрите, здесь три ступеньки!!!” В общем, “Ленин – гриб, потому что броневик в разрезе похож на грибницу”.
Когда гид закончил рассказывать сказки, мы дёрнулись спросить его про обрезанную стену с полочками, но он испарился…
До поезда еще оставалось полтора часа. Настя пошла гулять по рынку, а я радостный помчал навстречу радуге, появившейся в закатных лучах солнца.
Я не верил ни одному бредовому рассказу перуанских экскурсоводов. Всё, что они вешают на уши туристам, как истину, ничем не лучше и не хуже того, о чём вангуют защитники пациентов.
Но, когда сфотографировал радугу и вернулся на рынок, Настя мне поведала страшную тайну, которой с ней поделилась продавщица сувениров: радуге нельзя улыбаться – от этого портятся зубы.
Суеверные обезьянки, подумал я и пошёл дальше. На следующий день я чуть не лишился зуба, жэсточайшэ прикусив вилку во время обеда, а вернувшись из путешествия огрёб кучу проблем с другим зубом, который лечу уже не первый месяц, и однозначных прогнозов по нему нет.
В общем, можете верить легендам, сомневаться в мифах, выдумывать свои теории, но на всякий случай не улыбайтесь радуге, хотя бы, когда находитесь в Андах :)
Ну, и слушайте больше обычных местных жителей – носителей остатков почти утраченной культуры, а не тех, кто хочет заработать на вас деньги за свои рассказы.
По дороге к железнодорожной станции натыкаемся еще на несколько камней то ли не донесённых, то ли выброшенных неведомой силой из храмового комплекса.
Темнеет. Идём к поезду и думаем о вечном – о том, что Анды стоят, а маис растёт.
Рубрика: Путешествия. Метки: Южная Америка, Перу.Продолжение: Мачу-Пикчу — город среди облаков