28.07.2014 11:15

Текст и фото: Виктор Поляков

Начало: Куско — столица Империи Инков

Озеро Титикака

В ночь с 1 на 2 января мы отправились к очередной цели нашей экспедиции – к озеру Титикака. Титикака – колыбель цивилизации. Здесь Виракоча создал Солнце и Луну, отсюда расселились их потомки – инки. Говорят, под водой Титикака скрывает священный город, и британские учёные даже нашли на дне какие-то доисторические постройки. Кроме всего прочего, Титикака – огромное “море” на высоте более 3800 метров над уровнем моря обычного. Титикака – крупнейшее пресное озеро, да и вообще, пожалуй, самое большое озеро Южной Америки, ведь больше только Маракайбо, которое, по сути, морской залив.

Как вы догадались, на изучение окрестностей времени у нас было мало, поэтому посетить все достопримечательности не получалось. Приходилось выбирать. Из того, о чём пишут в интернетах – самые популярные среди туристов места – город Пуно в Перу (самый большой город на берегу озера) и остров Солнца, до которого можно добраться из боливийского города Копакабана.

Про Пуно мы слышали, что там водятся индейцы Урос, которые живут на тростниковых плавающих островах. Пробежались по гуглам, посмотрели картинки и пришли к выводу, что всё это уже не реальная жизнь, а какая-то показуха для туристов. Реконструкцией мы не увлекаемся, поэтому решили ехать в Копакабану. Ведь Исла дель Соль – место магическое, овеянное мифами и легендами, а значит зачекиниться на нём гораздо круче, чем на болотных островках :)

В общем, едем в Боливию. Прямых автобусов из Куско в Копакабану нет (может и есть, но подходящих нам не нашлось), купили билеты на автобус с пересадкой в Пуно. Как потом выяснится, пересадка произойдёт в тот же автобус, только на другие места.

Короче, приехали в Пуно. Пустынный вокзал. Нашли будку нашей транспортной конторы, оставили рюкзаки. До отправления автобуса полтора часа, до восхода солнца 15 минут. Идём на “море”!

Добро пожаловать в город Пуно.
Озеро Титикака

Очень быстро сориентировались – там, где горы, там рыбы нет, идём вниз. Солнце только-только выглянуло из-за горизонта, город утопает в рассветной дымке.

Вышли на малекон – набережную по-нашему. Здесь уже вовсю кипит жизнь – бродит свора бездомных собак, колоритная тётка и три толстяка, бегающих от инфаркта. Бегуны, в общем-то, круты – 6 утра, холод, только появившееся на горизонте палящее солнце и отметка высоты 3800 м.

Малекон заканчивается пирсом, уходящим в озеро.
Озеро Титикака

Тишина, спокойствие, среди камышей по водной глади скользят уточки.
Таким был встреченный нами рассвет на озере Титикака.
Кстати, эта фотография не просто фотография рассвета на Титикаке, а и ответ на надоевший мне вопрос “Ну, почему ты так долго готовишь свои посты?” Так, вот, около 40% фотографий с моей старушки-камеры получается такими (в остальных 60% к этому эффекту добавляется непопадание в фокус и прочая лажа). На всех снимках, где присутствует кусочек неба, это самое небо приходится перерисовывать вручную)
Озеро Титикака

Такое вот оно самое-самое озеро в мире.

А такой вот он самый большой город на берегу этого озера. Утренний туман сменился пылью со строек.

Да, жалко, что мы тут не задержались на пару дней. Вот она настоящая жизнь, вот оно настоящее Перу.
Озеро Титикака

Ну, а нам снова пора в путь. Уворачиваясь от помоев и строительного мусора, летящего с верхних этажей, движемся к автовокзалу, забираемся в свой автобус, раскладываем кровати и едем дальше.

Впереди еще несколько часов сна и созерцания окрестных пейзажей. Вдоль берега озера автобус везёт нас к границе с Боливией.

Ну, что же, приехали. Граница. Почему-то, напомнила она мне переход узбеко-таджикской границы, хотя, здесь не надо было тащить все свои пожитки на себе и не нужно менять транспорт – граница не завалена бетонными блоками.
Озеро Титикака

С огромным удовольствием машу Перу рукой. Я уже окончательно понял, что в Перу жить не хочу, но когда-нибудь вернуться в эту замечательную природу обязательно нужно всё в том же статусе туриста.

А теперь бодрым, но осторожным шагом идём в Боливию. Там, как я уже говорил, можно ничего хорошего не ждать от государства, но природа обещает быть не менее замечательной, чем в Перу и Венесуэле.

Столб справа – перуанский, и провода от него идут назад – в Перу, а за воротами уже Боливия. Там “православие, духовность, скрепы” и столбы из неотёсанной пальмы, с проводами, в которых не всегда есть электричество, но которые обязательно выведут нас к светлому будущему.
Озеро Титикака

Светлое будущее наступило очень скоро – автобус причалил к центральному перекрестку в славном городе Копакабана (Не путайте с жалким атлантическим пляжем в бразильском Рио). На том же перекрёстке сваливаем лишние вещи в “камеру хранения” одного из хостелов, узнаём, где можно взять билеты на лодку, которая отправляется из города два раза в сутки – утром и в обед, и движемся к берегу. Здесь ничем не хуже, чем на курортах Краснодарского края!

Покупаем билеты на 13 часов и мониторим лодку, которая никак не подписана и может безо всяких предупреждений уйти без нас.

Из порта Копакабаны на остров Солнца одновременно отправляется два корыта. Часть людей сидит внутри лодки, созерцая окружающий мир сквозь грязное стекло, а часть – забирается на крышу и дышит полной грудью, что в условиях высокогорья очень кстати.

Мы были первыми среди тех чудаков, что сидят на крыше. Сверкающие волны на ярком солнце – круто, а когда дали ещё и спасжилеты, жизнь вообще наладилась. Теперь, если корыто утонет, то есть шансы, что наши окоченевшие в холодной воде тела соберут с поверхности. На дно, которое, где-то в ста метрах под нами уж точно никто нырять не будет)
Озеро Титикака

Озеро настолько большое, а солнце настолько палящее, что, из-за испарений с поверхности воды, возникают миражи.
Вот, например, парящие над горизонтом островки – на самом деле часть большого острова, но они то ли где-то за горизонтом, и мы видим их проекцию в испарении, то или еще как-то. Надо изучать теорию миражей.

Наш попутчик. Мы с ним соревнуемся уже не первый час, но, не смотря на дух соперничества, если один из нас утонет, другой обязательно попытается помочь.
Озеро Титикака

Наверху лодки ехать круто, но на обратном пути мы уже старались забраться внутрь. Дело в том, что с одной стороны солнце слепит глаза, запекает бок и обжигает открытые участки кожи, а с другой стороны продувает ледяной ветер. Так и живём.

Но в целом, конечно, оно того стоит.

Не прошло и трёх часов (кажется), и мы у цели. Перед нами террасы острова Солнца и какая-то махровая тростниковая туристическая лодка.
Озеро Титикака

Высадились на берег. Еще во время путешествия к Анхелю наши попутчики посоветовали определенный “отель” – он находится практически в самой высшей точке острова, и с его балконов можно наблюдать, как закат, так и рассвет.
Значит, нам сейчас верх!

Мы толком не спали ночь, потом несколько часов нас на холодном ветру укачивало в лодке, а теперь нужно было идти в гору под адским андским солнцем. На удивление много домов оказалось на пути к вершине. Периодически возникали мысли – “Когда же эта деревня закончится?”. Ведь наша гостиница была уже за посёлком.
Наши мучения компенсировались видами, которые шаг от шага становились всё красивее.
Озеро Титикака

Вот мы и дома. С крыши гостиницы открываются виды на бескрайние просторы Титикаки и на соседние постройки. Наш дом построен примерно и такого же материала.

Заселились. Вход в номер с террасы, откуда будем наблюдать за закатом, внутри пара кроватей, туалет и “супердуче” – кто был в Латинской Америке, тот знает, что это за бьющийся током зверь.
Кстати, на вопрос, почему в туалете нет бумаги, мы получили ответ то ли – “у вас же лампочки работают”, или “зато вода есть горячая”.

Немного потупив и даже полчасика вздремнув пошли на экскурсию в сторону самой-самой высшей точки острова. Это минутах в 10 очень неспешной прогулки отсюда.

Дует сильный ветер, продувающий все немногочисленные теплые вещи, да и идти нелегко. Высота чувствуется.
Озеро Титикака

На лугу, на лугу, на лугу пасутся… Ослики… и свинки, которые не попали в кадр.
Там внизу – наша деревня.

Добрались до вершины. Тут сооружена какая-то башенка. Зачем, не понятно, но видно, что она никакая не древняя. Просто постройка, обозначающая конец тропы. Здесь принято фигачить луки и прятаться от ветра.
Озеро Титикака

Закат здесь ждать бесполезно, ведь у нас есть тёплый номер с точно таким же видом.
На обратном пути некоторые участники нашего путешествия не выдержали и захотели “фоточку с обезьянкой”.

Тем временем началась игра света. Инти больше не светит сверху, а уже ускоряет шаг в сторону горизонта.
Озеро Титикака

Такой вот вид у меня с кровати в одном из самых пафосных отелей острова Солнца. Кто-то боливийцам подсказал, что это очень хорошее место для строительства гостиницы, но, то, что нужно иногда мыть окна, сказать забыли.

Если смотреть на окно снаружи, картинка выходит еще более лучше)

С трудом поднялся на крышу (меня реально чуть не унесло ветром), а на востоке уже ночь – вершины гор, весь день укутанные в облака, погружаются во тьму. Высота этих гор, кстати, больше 6000 метров.

А из нашего окна…

Это то, за чем мы ехали сюда. Больше на острове Солнца делать нечего. Здесь есть какие-то руины, но после Священной долины, Мачу-Пикчу и Куско, боюсь, эти руины нас бы не очень впечатлили.

Через полчаса после того, как Солнце покинуло свой остров, пропал и ветер, а мы уже сидели в каком-то очень приличном ресторане, где нам официанты впервые в Боливии на вопрос, что это за блюдо в меню, ответили – вы сюда есть пришли или вопросы задавать, не мешайте работать) Боливийцы очень гостеприимный народ. Честно-честно)

Поужинали мы рыбой, которая плавала в водах священного озера чуть выше, чем вершина священной горы Фудзияма, например. Круто звучит? А на вкус – обычная, вкусно приготовленная жареная рыба)))

А потом спать с мыслью, а не накроет ли меня горняшка на ночёвках выше 4000 метров.
Не накрыла, и рассвет мы благополучно проспали, послушавшись советов наших друзей, порекомендовавших этот отель.

Утром в тени было холодно, на солнце жарко. Над Титикакой кружили грозовые тучи, и только наш остров оправдывал своё название.
Озеро Титикака

Пора двигаться дальше. Около 11 часов отходит лодка на большую землю. Поэтому быстро завтракаем, пьём чай из коки и начинаем спуск к берегу.

По дороге мечтаем заскочить в интернет, чтобы уточнить дальнейшие планы, но все будки с надписью “internet” заколочены досками.

У причала есть специальный домик, построенный для того, чтобы в нём продавать билеты на лодку, но это Боливия, а Боливия очень похожа на нашу советскую глубинку. Будка закрыта уже не первый год, а рядом сидит дедуля и отрывает билеты, используя в качестве стола пень.
Озеро Титикака

На таких же пеньках играют то ли в карты, то ли в домино водители маршруток, а туристы сидят в тенечке и паникуют, потому что совершенно непонятно, на какой лодке плыть и когда она отправляется.

К обеду мы добрались в Копакабану, купили билеты на автобус в Ла Пас, забрали вещи из хостела и перекусили в ресторане. Настя пошла в пункт коллективного пользования телефоном, чтобы всё-таки уточнить некоторые подробности нашего дальнейшего путешествия, а я остался с вещами на перекрестке, откуда отправляются автобусы.

Если в Венесуэле автобусы и самолёты задерживаются на пару часов, то в Боливии всё намного проще.
На перекрёсток выкатился автобус, в который тут же стали забиваться люди, я бы и внимание на него не обратил, если бы водитель не вынес из соседнего дома бумажку, в которую нас записали, когда продавали билеты. До нашего автобуса ведь еще минут 40. Подхожу к водителю и спрашиваю – “А Ла Пас?”, тот мне в ответ – “Си”. “А уна и медиа?”, – уточняю я. “Си, си!”, – отвечает мне водитель.

Забрался внутрь, захватил пару мест, дождался Настю и автобус отчалил за 20 минут до времени отправления.
Минут через 15 включили навигатор, чтобы посмотреть, куда мы едем. Стрелочка показывала, что не в сторону перуанской границы – это уже не плохо)

Вскоре автобус остановился у пролива, соединяющего две части Титикаки. Про это место я читал в интернете – теперь уж точно понятно, что мы на верном пути. Здесь автобус грузят на плот, а пассажиры вылазят на берег, идут в кассу, за два боливиано покупают кусочек цветного картона, обмотанного скотчем, садятся в лодку, сдают “билетики”, которые тут же возвращаются в кассу, и отправляются на другой берег.
Озеро Титикака

Пока бравые индейцы переправляли плот с нашим автобусом, мы гуляли по стихийному рынку, возникшему у причала. Здесь сразу видно, что ты в Боливии – асфальт сошёл с дороги вместе с позапрошлогодним снегом, ветер гоняет по кругу мусор, а грязные дети клянчат копеечку.

Возле неработающего фонтана стоит смешной памятник. Я сначала подумал, что тут принято ставить обрубленные скульптуры без ног, но потом присмотрелся – ноги есть.

Вообще, такие памятники – это очень круто. Это в миллион раз лучше, чем наши истуканы Ильичу. Во-первых, я в безумном восторге от бетонных постаментов, разрисованных народными умельцами. Об этом я говорил еще путешествуя по Кубе. А во-вторых сама скульптура. Если бы здесь стоял Ленин с кепкой в руках, никто бы на него не обратил внимание, а с этим мужиком все фотографируются, чтобы потом полистать интернет и выяснить, что это Эдуардо Абароа – боливийский “человек и пароход”, в честь которого называют улицы, площади, школы, города и целые провинции. Абароа воевал во вторую Тихоокеанскую войну.

Видится мне, что изображён он на монументе непосредственно перед своей героической смертью, когда его окружил противник и после долгого боя предложил сдаться, на что Абароа ответил “Мне сдаваться? Не надо лохматить бабушку, русские не сдаются! Ублюдки!”, что по-испански звучало, как “¿Rendirme yo?… ¡Qué se rinda su abuela, carajo!” После чего герой принял героическую смерть.

Сразу после боя чилийцы признали Абароа героем и похоронили с военными почестями, обернув тело государственным флагом, а боливийцы сейчас в день гибели своего национального героя отмечают День моря, выход к которому они утратили в результате этой войны.

Вот такая история. И я уверен, что боливийские детишки, заметив этот памятник, спрашивают у родителей, что это за дядька, в ответ слышат подобный рассказ, прослезившись бросают к ногам героя фантик от конфетки, выклянченной у туристов и с гордо поднятой головой отправляются поднимать Боливию с колен.
Озеро Титикака

Тем временем приплыл наш автобус, мы в него погрузились и помчали в Ла Пас, но об этом в следующий раз.

Продолжение: Ла Пас – самый более лучший город Земли

Рубрика: Путешествия. Метки: Южная Америка, Перу, Боливия.

Другие публикации

26.06.2017 в 11:03

Рио-де-Жанейро с высоты: от фавел до статуи Христа

Рио-де-Жанейро — второй по величине город Бразилии, население 6,4 млн человек. Расположен на берегу Атлантического океана, с двух сторон окружён горами и морем.

30.03.2015 в 00:12

Магелланов пролив и национальный парк Торрес-дель-Пайне

В прошлой серии мы побывали на крайнем юге, а сегодня отправляемся на север. Теперь мы будем потихоньку двигаться в тёплые северные регионы.

16.02.2015 в 10:13

Буэнос диас, Буэнос-Айрес!

Не смотря на мою нелюбовь к большим городам, вынужден признать, что Буэнос-Айрес – город, заслуживающий внимания. И, если вы никуда не спешите, можете смело провести в нём недельку, а если понравится, то и больше.

20.10.2014 в 11:54

Дорога домой

Заключительный пост из серии «Открытие Америки». Нам предстоит совершить 6 перелетов, чтобы из боливийского Уюни попасть в российскую Москву.

06.10.2014 в 12:39

Национальный парк имени Эдуардо Абароа

Сейчас мы в Уюни, где вовсю начинается сезон дождей – пару раз в час проносится туча, роняющая тропический ливень с градом.

08.09.2014 в 12:30

Уюни: по дороге с облаками

Вот и наступила осень, а это значит, что пора писать сочинение на тему «Как я провёл лето». Вы же в курсе, что своё лето я провёл ещё в январе.

11.08.2014 в 11:44

Ла Пас — самый более лучший город Земли

Сегодня мы приезжаем в Ла Пас — фактическую столицу Боливии. Прежде, чем увидеть этот город своими глазами, нужно изучить теорию и немного пофантазировать.

14.07.2014 в 11:25

Куско – столица Империи Инков

Куско – перуанский город, доставшийся латиноамериканцам от европейцев, которые в свою очередь возвели его на руинах столицы Империи Инков.

23.06.2014 в 11:37

Мачу-Пикчу — город среди облаков

Мачу-Пикчу – пожалуй, самый распиаренный объект в Южной Америке. Все, у кого дома есть телевизор, хотя бы один раз да смотрели передачу о священном городе инков.

16.06.2014 в 11:52

Священная долина инков

Намного проще поверить в Христа и в Виракочу, чем в то, что все эти сооружения возвела цивилизация не знающая колеса и письменности.

02.06.2014 в 09:18

Арекипа – белый город среди вулканов

Арекипа – второй по величине город в Перу, а если верить людям, которых мы встречали в разных местах, то Арекипа еще и лучший город для жизни.

19.05.2014 в 13:55

Через пустыню к океану

На рассвете мы уже полетали над линиями Наски, а сейчас отправляемся в пустыню, чтобы скромно пообедать на берегу океана.

28.04.2014 в 11:00

Линии пустыни Наска

Кто всё это сделал, когда, как и зачем, никто не знает.

21.04.2014 в 10:54

Лима – город королей

Лима – единственное моё разочарование во всём этом немаленьком путешествии.

27.01.2014 в 17:24

В Венесуэлу за морем, солнцем и бесплатным бензином

Два самолета, 14 часов полета, 8 с половиной часовых поясов и 35 градусов по Цельсию отделяли Москву от Каракаса.

23.06.2022 в 14:59

«Город на память». Политехнический музей. Открытая коллекция

В связи с реконструкцией исторического здания Политехнического музея его фонды размещаются в корпусах бывшего автозавода в Текстильщиках.