Недавно корреспондент “РБ” заглянул на Центральный Московский ипподром, потому что 2014 год, переваливший уже через середину, является для столичного ипподрома юбилейным, сто восьмидесятым в его жизни. Ну и подгадали мы в редакции так, чтобы не промахнуться мимо какого-нибудь важного события в череде его циклического, незаметного для большинства москвичей существования.
Для начала надо договориться, что соревнования, проводящиеся на ипподроме, это никакие не соревнования, и не старты, а, как говорят программка и просвещенные в этом деле люди, «испытание лошадей рысистых и верховых пород». Это всякие там конкуры и выездки, тоже очень достойные виды конной (чтобы не сказать лошадиной) деятельности, но смысл ипподромных испытаний изначально все же в отборе лучших представителей породы для дальнейшего ее развития. Селекция, если быть кратким. А начиналось все, как водится, много веков назад.
Бега
На счет много или немного я может и погорячился. Но вот решайте сами: первые бега рысаков в России начались в 1776 году, когда граф Алексей Григорьевич Орлов-Чесменский начал испытывать своих лошадей, родоначальников легендарной орловской рысистой породы. И сразу становится понятным, почему все затевалось не спорта ради, а токмо пользы для. Дело все в том, что при наших расстояниях передвижение на лошадях являлось не просто основным, но и чаще всего очень затяжным. Чрезвычайно важно было повысить комфорт путешественника. Именно для этого выводилась порода, способная проделывать путь рысью, не переходя на галоп. Ведь рысью лошадь бежит ровно, без рывков и потряхиваний, чего не скажешь про галопирующие прыжки и рывки. Вот и уже на заре проведения испытаний, на бегах лошадь должна была проходить дистанцию только рысью, и никаких там галопов. Это правило сохранено и поныне. В некоторых странах (а бега со временем распространились и на другие страны, в США, например, очень хорошо развита эта индустрия) при переходе на галоп участник сразу же дисквалифицируется. По российским правилам наездник вправе поправить ход своего непарнокопытного напарника и продолжить соревнования. Пардон, испытания.
Я упомянул наездника, именно так называется человек, управляющий лошадью на бегах. Сидит он при этом сзади на двухколесной тележке – качалке. Этим хозяйством бега отличаются от скачек, на которых наездник правит лошадью, сидя на ней верхом в седле, и называется он уже при этом жокеем. А испытание, в бегах именуемое заездом, в скачках называется совсем логично – скачка! Стандартная дистанция заезда равна 1600 метров, т.е. за образец бралась миля. Круг на скачках – 1800 метров. Но дистанции бывают и подлиннее: 2800 и даже 3600 метров. А орловские рысаки, которых выводили не только быстрыми и рысистыми, как, собственно и другие породы рысаков, но еще и выносливыми (а как же, при наших пресловутых расстояниях), бывает, бегут и по два, и по три заезда за один день. С перерывами, конечно. Называются такие заезды «гитами» и различаются, соответственно, двух- и трёхгитовые призы.
Вообще тема большущая оказалась и рассказать все в одном материале просто нереально, это целый мир. И “Русский блоггер” обязательно будет эту тему продолжать. Но несколько интересных деталей позволю себе еще добавить.
Вот, например, камзолы наездников или жокеев. У каждого наездника он своей расцветки, и дается он раз и на всю его наездническую жизнь. Как говорил про футбольных болельщиков писатель Ник Хорнби: «Можно поменять жену, но любимую команду – никогда!» Вот и тут: поменять лошадь? Да хоть по нескольку раз на дню. Но рисунок камзола – никогда! У жокеев же свои законы с обмундированием, и заключаются они в том, что жокеи носят камзолы цветов того конного завода, которому принадлежит лошадь, на которой он участвует в скачке.
Кстати у некоторых наездников тире жокеев карьера длится всю жизнь. Например, не прекращает участвовать старожил и девятикратный победитель Дерби Анатолий Сергеевич Козлов, которому 80 лет, и о котором мы еще обязательно расскажем. А пока мы произнесли слово Дерби! А это уже главное событие в жизни лошади, т.к. проводится лишь раз в жизни лошадки, в возрасте трех лет для чистокровной верховой породы и в четыре года для рысаков. Соревнования эти столь престижны, что победившие жокеи и наездники всю жизнь носят звезду, как знак отличия победителя в Дерби. Или в Оксе. Окс – это название очень престижного приза, равного Дерби, но только для кобыл. Мальчиков сюда не пускают!
Именно окс на стандартную дистанцию для такого соревнования в 2400 метров и был изюминкой дня, выбранного нами для посещения. Согласно программке, он официально назывался так: «Большой приз для кобыл (OAKS). Кобылы 3-х лет Чистокровной верховой породы”. Старт с места (на бегах лошади стартуют с разгона, который контролирует и выравнивает специальная машина – автостарт) из специальных боксов, и кобылы, подгоняемые своими жокеями, ураганами уносятся на свои главные в жизни полтора овала Центрального московского ипподрома. Победительницей Большого приза для кобыл (OAKS) 2014 года стала Каунти Алекс, принадлежащая Волгоградскому конезаводу, под седлом мастера-жокея В.П. Парфуты она на 4 корпуса опередила Кросс Страйк, на 8,5 корпусов Аишу Стар и на 9 корпусов Иш Китим Ривер.
Мы же непременно будем возвращаться к теме испытаний лошадей на Центральном Московском ипподроме, и возможно, что сумеем привлечь новых зрителей на трибуны, знававшие и лучшие времена. Хотя интерес у зрителей имеется, и ставки делаются, и болеют за своих фаворитов шумно. Но места свободные есть, и они ждут своего зрителя. Испытания проводятся на ЦМИ дважды в неделю, по средам и воскресеньям. А более подробную информацию вы сможете без труда найти в интернете и придти. Поверьте, это очень захватывающе.
Редакция выражает благодарность за помощь в подготовке материала пресс-секретарю ЦМИ Юлии Гареевой.
Рубрика: Репортаж. Метки: лошади, забег, ипподром, тотализатор, азартные игры.