25.08.2014 16:56

Крым. Специальный репортаж



Текст и фото: Егор Цалкович

Crimea libre

Свербящие как заноза разговоры о том, «наш Крым или не наш», уже набили оскомину. Пока кухни коммунальных квартир и дорогих апартаментов наполняются новыми «неопровержимыми фактами» о том, что Севастополь якобы охраняет чеченский ОМОН, а на подступах к аэропорту Симферополя якобы дежурят боевики «Правого сектора», готовые сбить любой прилетающий самолет, корреспондент «РБ» совместил посещение молодежного международного форума «Таврида» с детальным исследованием местности и ситуации в Крыму.

Крым

Транспорт: «приходится увеличивать цены»

Ранним утром в аэропорту Шереметьево немногочисленно – по словам инспектора на стойке регистрации Татьяны, «несмотря на то, что сейчас полеты в Крым проходят штатно, в основном преобладают короткие поездки, что может говорить о том, что россияне в основном прилетают на полуостров в гости или к родным». На данный момент, единственной авиационной гаванью на Таврическом полуострове остается аэропорт в Симферополе.

Несмотря на то, что аэропорт является международным, самый пустой терминал – терминал А, который и отвечает за заграничные перелеты. Хотя воздушное пространство и перешло под управление Россией, споры между российским Минтрансом и Международной организацией гражданской авиации (ИКАО) не утихают до сих пор. На данный момент существует один технический международный рейс в Стамбул, однако следует он через Анапу.

Наибольшее столпотворение – в терминале F. Через узкие ворота шириной не больше обычного дверного проема прилетающие пытаются пробраться через кордон встречающих и таксистов. «Вместе с российскими законами пришли и неудобства», – признается житель Симферополя Геннадий. «У меня прилетает дочка, рейс задерживается, так как летит все-таки в обход, через территорию России, страсть как хочется покурить, но теперь нельзя – нужно отходить пятнадцать метров от аэропорта», – заключает он.

С проблемами сталкиваются и таксисты. У большинства из них до сих пор действительна украинская лицензия, поэтому таксометры считают сначала сумму поездки в гривнах, а потом уже происходит пересчет в рубли. «Собираю деньги на российскую лицензию», – шутит таксист Николай. На вопрос об уровне повышения цен, мой собеседник робко отмечает, что происходит техническое повышение цен. По словам Николая, в этом виноваты как и указанные выше юридические лазейки, так и то, что количество прибывающих в новоиспеченную туристическую мекку увеличилось незначительно. «Если ехать в Севастополь из аэропорта (Симферополя – прим. авт.), то нужно проехать около 90 километров, поэтому если поехать сейчас, ночью, то, скорее всего, обратно придется ехать пустым, поэтому приходится увеличивать цены, чтобы не окончательно не прогореть». Те же, кто не может платить три, а иногда и более тысячи за поездку на другой конец полуострова, могут воспользоваться автобусными маршрутами – билет стоит не более 200 рублей.

Крым

Что касается городских перевозок, то некоторых москвичей может приятно удивить тарифное меню на троллейбусах и маршрутных такси крымской столицы. На маршрутном такси придется отдать водителю червонец, что составляет около 3,30 гривны (ранее тариф составлял 2,75 гривны). Ценителям же троллейбусного транспорта придется разориться на сумму в два раза меньшую – то есть примерно на 1,60 гривны (ранее проезд стоил 1,25 гривны). По словам секретаря горсовета Симферополя Александра Мальцева, «такой тариф сегодня является самым низким в Российской Федерации». Но математические правила округления работают явно не на крымских властей – все опрошенные «РБ» жители Симферополя негативно относятся к подобным изменениям.

Цены, зарплаты, продукты, бизнес: «это очередной вызов нашей экономике»

Крым поистине можно считать раем для всех столичных вегетарианцев – местные овощи и фрукты вне конкуренции на полках супермаркетов и небольших магазинчиков у дороги. Килограмм местного картофеля, например, стоит на рынке в среднем 30 рублей (против 40-50 рублей в Москве). Однако с сезонными продуктами не все так гладко – на границе по нескольку часов стоят фуры с клубникой. «Товар быстро портится, особенно сейчас, в августе – жара сказывается на наших оборотах, поэтому приходится в ручном режиме оптимизировать поставки и повышать цены, чтобы хоть как-то покрыть убытки», – признается продавец овощей и фруктов Ирина Петрова, добавляя, что «сейчас есть сложности при прохождении украинской границы». «Пока нет взаимного признания Крыма, получается почти беспошлинная торговля», – резюмирует мой собеседник.

Крым

Ассортимент большинства магазинов скуден – например, в гипермаркете Fozzy в Симферополе большая часть витрин либо пустует, либо завешана. На полках присутствует много воды, соков, товар равномерно распределяется на прилавке, поэтому некоторые витрины визуально кажутся полными. Особенно эта нехватка отражается в отделе молочных продуктов и мяса – так, по данным belanews.ru, ритейлеры полуострова зависят от Украины по свинине – на 50%, по говядине – на 100%. Председатель правления ассоциации «Торговля Крыма» Сергей Макеев признает, что доставка грузов из России морем прибавляет к цене до половины стоимости продукта. Однако некоторые крымские бизнесмены смотрят на ситуацию с оптимизмом. «Это очередной вызов нашей экономике, нам не привыкать. Лично у меня большая надежда на строительство логистического центра в районе Керчи и улучшение грузового авиасообщения с Москвой и Санкт-Петербургом, не говоря уже об индексации зарплат населения», – говорит местный предприниматель Иван Викторович.

На индексацию зарплат надеются и представители, пожалуй, самого незащищенного социального класса в России – «бюджетники». «Сейчас у меня базовая ставка 5000 рублей, раньше было 1500 гривен (примерно 4950 рублей – прим. авт.) – как видите, повышение есть, но незначительное, повышение уровня цен все нивелирует», – жалуется медсестра Севастопольской городской больницы №3 имени Даши Севастопольской. «У меня сын служит в милиции – пока только пообещали поднять зарплату в два раза – никаких реальных действий пока нет и быть не может, пока не пройдет внутренняя переподготовка», – рассказывает одна из пациенток этой же больницы.

Подрос ценник и на культовые вина Крыма – Массандру и Инкерман. «В среднем, на вина имеем рост около 10-15%, ожидаем еще больший рост к середине осени. Спрос, кстати, не растет, но и не падает, нас спасают приезжие из Москвы, которые готовы платить от 150 рублей за вино хорошего качества. Небольшой рост продаж наблюдается на столовое вино, произведенное здесь, в Бахчисарае, и местный яблочный сидр», – с неохотой рассказывает продавец отдела алкоголя Эльмира Шевелева.

Стабильными, как ни странно, остались цены на крымские сувениры – но и здесь ситуацию нельзя назвать обнадеживающей. Тишина в магазине сувениров Михаила Заварского лишь изредка нарушается группами туристов, пришедших с экскурсии. «Мы только перевели цены из гривен в рубли и округлили цены, иногда даже в сторону туриста», – признается Михаил. По словам предпринимателя, «у друзей по бизнесу примерно та же история – цены низкие, а притока туристов, на который возлагали большие надежды, все нет».

Не наблюдается большого роста цен в кафе и ресторанах, однако, по словам рестораторов, новоиспеченным владельцам предприятий общественного питания следует быть готовым к реалиям ведения бизнеса на полуострове. «Сейчас туристический сезон, поэтому присутствуют все виды обмана туристов – ведь еще вчера это была Украина. Совсем недавно официант разбил бутылку розового муската 1937 года (стоимостью около 8000 рублей – прим. авт.), налили десертный розовый мускат 2001 года (стоимостью около 1500 рублей – прим. авт.) – клиент ничего не заметил, даже поблагодарил за отменное вино», – отмечает владелец небольшого кафе с видом на Ласточкино гнездо. Управляющий другого кафе, в Ялте, предупреждает: «Когда приедете в Крым, будьте готовы к тому, что ни в отелях, ни в ресторанах вы не найдете настоящего европейского сервиса – и не так важно, сколько звезд на фасаде гостиницы. Если местные к этому привыкли, то туристов это может отпугнуть. Это, безусловно, нужно помнить при открытии своего дела или просто при посещении предприятий гостинично-ресторанного бизнеса».

Если говорить о развитии бизнеса (не только ресторанного или гостиничного) на территории Крыма, то все мои собеседники из предпринимательской среды пессимистичны и ждут «зеленого света» от новоиспеченного Министерства по делам Крыма, которое обещает чуть ли не «золотые горы» для всех, кто захочет вкладывать свои рубли, доллары и евро в экономику полуострова, не взирая на объявленные в мире санкционные войны. Выступая на молодежном форуме «Таврида», замминистра по делам Крыма Андрей Цемахович заявил «РБ», что «все в предвкушении улучшения инвестиционного климата, которое будет создано на территории полуострова». По словам чиновника, «уже готов проект федерального закона о свободной экономической зоне, которым предусмотрены льготы для предпринимателей как из малого и среднего бизнеса, так и из крупного бизнеса». Однако при более детальном разборе ситуации замминистра более осторожен. «Развитие пойдет, я думаю, с 2015 года. Заработает федеральная целевая программа, когда начнут строиться жилые дома, детские сады и так далее», – добавил высокий чиновник.

Настроение и отношение к войне на Украине: «пацанов уже давно настроили против России, но все равно, они же дети»

На улицах Ялты гордо развеваются флаги России и Крыма, а молодые парни и девушки ходят по городу в футболках с изображениями известного на весь мир прокурора Натальи Поклонской и Владимира Путина в образе туриста. Фотографии известных личностей сопровождаются не менее известными надписями «Вежливые люди» и «Няш-мяш, Крым-наш». Похоже, город и не думает покидать атмосфера праздника, того праздника, который начался 16 марта 2014 года. Тогда центральная площадь Симферополя наполнилась ликующими людьми с триколорами. Среди присутствующих был и житель Ялты Михаил.

«Нас с сыном часто выводили на большой экран, тем более, мы высокие с ним. Радость, конечно, великая, все пели, танцевали, как на дне рождения», – не скрывает эмоций мой собеседник. Вопросов о войне на Украине Михаил старается избегать, с войной у него связана очень личная история. «Я сам с Луганской области, город Старобельск. В 1981 году закончил школу и переехал сюда (в Ялту – прим. авт.). Ездил недавно на юбилей окончания школы к однокласснице, у них семья хорошая, дом, машина, все есть. Две недели назад она звонит и говорит, что отправит ко мне сына. Я не против, конечно. И советую: пусть тогда он выходит через юго-восток, зайдет на территорию России, через Крым войдет, ему статус беженца дадут, на работу устроят. Через несколько дней она звонит мне и говорит, что пришла повестка сыну. Говорю, что все понял – телефоны прослушивают же. Значит, ее муж еще приедет, пока и ему повестка не пришла», – рассказывает мой собеседник. Беженцы, по словам Михаила, приезжают каждый день, «около 200 человек в день».

Спрашиваю про отношение к ЛНР (Луганской народной республике – прим. авт.), на лице моего собеседника появляются первые слезы. «Обидно за родной край. Я, может быть, сейчас выскажу непопулярную точку зрения, но, на самом деле, виноваты и те, и другие. Мои знакомые снимают колеса и двигатели с автомобилей, чтобы ни Нацгвардия, ни ополченцы не забрали. Выехать из города на машине тоже проблематично. Ополченцы останавливают и говорят что-то вроде «ага, вы тут на машинах рассекаете, а мы тут воюем», машину забирают, снимают номера, ставят номера «ЛНР» – ни милиция, ни ополченцы не трогают», – рассказывает Михаил.

Другой житель Ялты, Александр, делится своими воспоминаниями о войне, которую он еще совсем недавно видел своими глазами (Александр является одним из беженцев – прим. авт.). «В Сватово пришли, из подвалов забрали пацанов, на войну. Рубежное тоже рядом – там, правда, в основном частные дома. В двух дворах восемнадцатилетние пацаны отказались идти в украинскую армию, хотя им повестки пришли. Их тут же пристрелили, при родителях, чтобы другим неповадно было. Этим бандитам, которые называют себя армией, все равно – они пацанов пускают вперед, сами сзади идут – получаются заградотряды», – не сдерживая эмоций рассказывает Александр.

Бахчисараец Роман, видит в войне только способ рассорить Западную и Восточную Украину, а также поссорить братские народы. «У лучшей подруги сестра живет на Западной Украине. Подруга попросилась приехать, если в Луганске будут бомбить, так сестра отказалась, посоветовав «готовить гробы». Там же (на Западной Украине – прим. авт.) хутора, небольшие поселения в основном – так они просто завалены гробами, оттуда же в основном удается призвать ребят. Конечно, «западенских» пацанов уже давно настроили против России, но все равно, они же дети», – рассказывает мой собеседник из Бахчисарая.

А симферополец Иван делится впечатлением от присутствия на закрытой встрече с Рамзаном Кадыровым и причинами такого пристального внимания к региону со стороны США. «У нас в Крыму была, скажем так, диаспора небольшая. В нее входили татары и часть чеченцев. Они должны были выступить как «Правый сектор» во время референдума. Все было подготовлено, чтобы делать теракты. Однако, за несколько дней до референдума прилетел Кадыров, собрал представителей диаспоры, сказал, что знает всех участников этой диаспоры и их родственников поименно и готов наказать всех, кто будет готовить выступления. Так из Чечни потом звонили, просили не выступать и тихо сидеть», – рассказывает житель крымской столицы, добавляя, что «в Крыму есть сланцевый газ, как и на Донбассе – и Америка будет готова на любые жертвы, чтобы его получить, хотя бы на Донбассе». Действительно, по данным lenta.ru, совсем недавно членом правления холдинга Burisma Holdings, заинтересованного в добыче сланцевого газа в Донбассе, стал младший сын вице-президента США Хантер Байден.

В итоге, сказать о том, чей же все-таки Крым, пока очень сложно. Налицо огромное количество нестыковок не только украинского и российского права, но и просто менталитета. И только время покажет истинного владельца легендарного полуострова в самом сердце Черного моря.

Крым

КрымКрымКрымКрымКрымКрымКрым
Рубрика: Репортаж. Метки: Крым, беженцы, Кадыров.

Другие публикации