Дебютная работа режиссера Ивана Твердовского-младшего, обласканная критиками в Сочи и в Карловых Варах, продолжает свое триумфальное шествие по фестивалям России. В этот раз картина о трудностях детей из коррекционного класса оказалась в легендарном киноклубе «Эльдар» и стала «вишенкой на торте» первого дня кинофестиваля «Московская премьера».
Хотя ранее 25-тилетний режиссер планировал продолжать работу по своему профилю и снимать документальное кино, «Класс коррекции» получился игровым и по-настоящему зрительским фильмом, несмотря на то, что у большинства читателей при слове «зрительское кино» возникнут ассоциации с плоскими шутками и отборной «чернухой».
Начальные кадры с телом подростка у железнодорожного переезда сменяются школьной линейкой, где ученики наблюдают за поднимающимся флагом, а сцена эмоционального разговора родителей у директора – сценой надевания контрацептива на банан престарелой учительницей. В течение всего фильма зритель ощущает себя в «твердовской клетке», за прутьями которой и находится тот самый «коррекционный класс». В нём уставшие учителя изображают «уточку» на утренней гимнастике и с тупой настойчивостью заставляют «дефективных» одиннадцатиклассников решать примеры для пятиклашек. Родители то слепо заботятся о своих детях, то просто забывают об этом и лишь изредка показывают приторно сладкую любовь к своим чадам. Ученики готовы вступиться за товарища или помочь в случае беды, но тут же бросают тень порицания и позора на вроде бы ни в чем не провинившегося собрата – стоит только отклониться от поведения группы.
Зрителя бросает то в жар, то в холод. Зрителя заставляют смеяться тогда, когда уже не хочется или где смеяться просто страшно. Хотя в подобных социальных драмах обычно присутствует мат, в «Классе коррекции» Иван Твердовский-младший легко маневрирует «на грани», делая акцент на диалогах. Так сухое документальное кино по книге Екатерины Мурашовой наполняется живыми репликами талантливых ребят – актеров «Гоголь-центра»: Марии Поезжаевой, Никиты Кукушкина, Филиппа Авдеева и других. Свобода действий в кадре позволяет увидеть не столько социальную драму об инвалидах, сколько проблемы воспитания детей, тем более таких необычных детей.
Конечно, нельзя надеяться на то, что символичная сцена изуродования инвалидной коляски или сцена избиения главной героини – колясочницы Лены Чеховой ее одноклассниками тронут каждого зрителя. Но подобные фильмы, навеянные то ли Ларсом фон Триером, то ли фильмами вроде «Чучела» или «Школы» Гай-Германики, могут либо понравиться, либо не быть понятыми вовсе. Для кого-то, быть может, будет понятна только социальная подоплека фильма вроде недоделанного пандуса или конфликта родителей с детьми на почве первого полового акта. В любом случае, зрителю стоит сыграть в эдакую русскую рулетку.
Говорят, что министру культуры Владимиру Мединскому эта картина пришлась по нраву (на пресс-конференции Вячеслав Шмыров, продюсер фестиваля, сообщил, что фильм понравился министру культуры). Может, и вы прикоснетесь к, пожалуй, лучшему дебютному фильму этого года? Снова поворошите в голове образы первой любви, первого предательства, настоящей и не очень дружбы, поищете ответ на оставшийся по сути риторическим вопрос Лены: “Мам, а если бы я была здоровая, отец бы не ушёл?”. Ведь подобная драма может произойти с каждым.
Если все-таки решитесь – смело идите в кинотеатры в середине сентября.
Рубрика: Кино. Метки: премьера, Иван Твердовский-младший.